ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-951/2023 от 17.08.2023 Михайловского районного суда (Рязанская область)

Дело № 2а-951/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 августа 2023 г. г. Михайлов

Судья Михайловского районного суда Рязанской области Ларин В.Б.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-951/2023 по административному иску прокурора Михайловского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Стрелецко - Высельское сельское поселение Михайловского муниципального района Рязанской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по размещению информации в сфере энергоснабжения и энергетической эффективности на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет»,

у с т а н о в и л :

Прокурор Михайловского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования – Стрелецко - Высельское сельское поселение Михайловского муниципального района Рязанской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по размещению информации в сфере энергоснабжения и энергетической эффективности на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет».

В обоснование административного иска указано следующее:

Прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления на поднадзорной территории законодательства в сфере ЖКХ, в ходе которой были выявлены следующие нарушения закона. С позиций конституционных основ требования рационального и эффективного использования и охраны природных ресурсов, а также экологическое благополучие рассматриваются как конституционно-правовые составляющие обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям городских и сельских поселений отнесены: оставление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения. Согласно статье 1 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) целью настоящего Закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. На основании ст. 2 Федерального закона № 261-ФЗ энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг). Правовое регулирование данной деятельности строится на принципах поддержки и стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, системности и комплексности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, планирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Полномочия органов местного самоуправления в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности определены ст. 8 данного закона, согласно которой органами местного самоуправления осуществляется: 1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; 3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями; 5) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона № 261-ФЗ перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по: выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества (подпункт 4 пункта 6); организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами (подпункт 5 пункта 6). Нормами ст. 22 Федерального закона № 261-ФЗ установлено, что информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством: 1) создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) опубликования органами государственной власти и (или) подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, органами местного самоуправления в средствах массовой информации региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 3) организации органами государственной власти и (или) подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, органами местного самоуправления распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области; 4) информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых настоящим Федеральным законом установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов; 5) распространения информации о потенциале энергосбережения относительно объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности; 6) организации выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность; 7) выполнения иных действий в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти и (или) подведомственные им государственные (бюджетные или автономные) учреждения, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение: 1) информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона; 2) социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Как предусмотрено ст. 23 Федерального закона № 261-ФЗ информация, содержащаяся в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в обязательном порядке должна включать в себя сведения: 1) о региональных, муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и о ходе их реализации; 1.1) об объеме снижения потребляемых государственными, муниципальными учреждениями энергетических ресурсов и воды и о сопоставимых условиях, влияющих на определение объема снижения потребляемых государственными, муниципальными учреждениями энергетических ресурсов и воды; 2) об объеме использования энергетических ресурсов, об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, обобщенные относительно отраслей экономики, жилищно-коммунального хозяйства, жилищных фондов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; 3) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, обобщенные относительно государственного, муниципального, частного жилищных фондов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, организаций с участием государства или муниципального образования; 4) полученные в ходе обработки, систематизации и анализа информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов, и информации, содержащейся в реестре саморегулируемых организаций в области энергетического обследования; 5) о практике заключения энергосервисных договоров (контрактов), в том числе энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для обеспечения государственных или муниципальных нужд, и об объеме планируемой экономии (в том числе в стоимостном выражении) энергетических ресурсов при реализации энергосервисных договоров (контрактов); 7) о продукции, технологических процессах, связанных с использованием энергетических ресурсов и имеющих высокую энергетическую эффективность, о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению, о перспективных направлениях энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 8) об объеме предоставления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 9) о нарушениях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; 10) о нормативных правовых актах Российской Федерации, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; 11) иные установленные Правительством Российской Федерации сведения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, необходимую информацию в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Информация, включенная в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, подлежит обязательному размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети «Интернет», на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сети «Интернет» и обновлению не реже чем один раз в квартал в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Такие правила установлены Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 № 20 «Об утверждении Правил представления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Приложением 3 к вышеуказанному нормативно-правовому акту установлен перечень информации, подлежащий направлению органами местного самоуправления, а именно: - Муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информация о ходе их реализации; - Данные о сложившейся практике заключения и исполнения энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для муниципальных нужд, и объем планируемой экономии энергетических ресурсов при исполнении таких договоров (контрактов); - Данные о ходе и результатах осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальном жилищном фонде; - Муниципальные нормативные акты об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; - Данные об объеме и о структуре производства, потребления и передачи энергетических ресурсов на территории муниципального образования; - Данные о формах и объемах поддержки граждан и организаций в осуществлении мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, оказываемой муниципальным образованием; - Установленные органами местного самоуправления в области регулирования тарифов требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обобщенные по видам деятельности указанных организаций; - Количество зданий, строений и сооружений, вводимых в эксплуатацию в соответствии с требованиями энергетической эффективности, средние показатели энергетической эффективности вводимых в эксплуатацию зданий, строений и сооружений, данные о выполнении требований об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов жилых домов, количество многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции или капитального ремонта, относимых к разным классам. Предусмотрено ежеквартальное обновление указанных сведений. Как показала проведенная прокуратурой района проверка, на официальном сайте в сети «Интернет» органом местного самоуправления в нарушение приведенных норм закона вышеуказанная информация в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности не размещена. Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является принуждение к исполнению обязанностей в натуре. Таким образом, бездействие ответчика по не размещению соответствующей информации на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» влечет нарушение прав граждан, организаций, желающих ознакомится с информацией в сфере энергоснабжения и энергетической эффективности, препятствует эффективному использованию коммунальных ресурсов.

В этой связи прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования – Стрелецко-Высельское сельское поселение Михайловского муниципального района, выразившееся в не размещении в сети «Интернет» на официальном сайте органа местного самоуправления информации в сфере энергоснабжения и энергетической эффективности в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Обязать администрацию муниципального образования – Стрелецко-Высельское сельское поселение Михайловского муниципального района в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» информацию в сфере энергоснабжения и энергетической эффективности в соответствие с требованиями ст. 23 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Административный ответчик представитель администрации МО – Стрелецко – Высельское сельское поселение Михайловского муниципального района Рязанской области в письменном отзыве на административное исковое заявление возражений не заявил.

В соответствии с ч. 7 ст.150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Поскольку прокурор и представитель административного ответчика, будучи надлежащим образом извещенными ор времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явились, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В силу ст. 22 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством: 1) создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) опубликования органами государственной власти и (или) подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, органами местного самоуправления в средствах массовой информации региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 3) организации органами государственной власти и (или) подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, органами местного самоуправления распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области; 4) информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых настоящим Федеральным законом установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов; 5) распространения информации о потенциале энергосбережения относительно объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности; 6) организации выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность; 7) выполнения иных действий в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти и (или) подведомственные им государственные (бюджетные или автономные) учреждения, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение: 1) информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона; 2) социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При этом, информация, содержащаяся в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в обязательном порядке должна включать в себя сведения, указанные в ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ, ч. 5 указанной статьи Закона предусмотрено, что информация, включенная в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, подлежит обязательному размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети Интернет, на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сети Интернет и обновлению не реже чем один раз в квартал в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 48 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ до начала функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в полном объеме, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают создание и функционирование соответствующих официальных сайтов в сети "Интернет", на которых размещается информация о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также подлежащая включению в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности иная информация.

Вместе с тем, как установлено судом из официального сайта органа местного самоуправления, административным ответчиком в сети "Интернет" информация в сфере энергоснабжения и энергетической эффективности в соответствие с требованиями ст. 23 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не размещалась, доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.

Как считает суд, по делу обстоятельства изложенные прокурором в административном иске нашли свое подтверждение, они доказаны, обоснованы, а поэтому административный иск в целях достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 293, 294 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск прокурора Михайловского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Стрелецко - Высельское сельское поселение Михайловского муниципального района Рязанской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по размещению информации в сфере энергоснабжения и энергетической эффективности на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования – Стрелецко - Высельское сельское поселение Михайловского муниципального района Рязанской области, выразившееся в не размещении в сети «Интернет» на официальном сайте органа местного самоуправления информации в сфере энергоснабжения и энергетической эффективности в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обязать администрацию муниципального образования – Стрелецко - Высельское сельское поселение Михайловского муниципального района Рязанской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» информацию в сфере энергоснабжения и энергетической эффективности в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Михайловский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения.

Судья /подпись/ В.Б. Ларин

Копия верна. Судья В.Б. Ларин