ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-953/18 от 09.10.2018 Алексинского городского суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 октября 2018 года г. Алексин Тульской области

Алексинский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Пестрецова Н.А.,

при секретаре Юняевой Г.С.,

с участием: представителей административного истца межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 10 по Тульской области, действующих на основании доверенностей, ФИО2, ФИО3;

представителя административного ответчика СНТ «Ока» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алексинского городского суда административное дело № 2а-953/2018 по административному исковому заявлению межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 10 по Тульской области к садоводческому некоммерческому товариществу «Ока» о ликвидации юридического лица,

установил:

МРИФНС России № 10 по Тульской области обратилось в суд с заявлением к СНТ «Ока» о ликвидации юридического лица.

В обоснование заявленных требований указано, что решением Алексинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, действия ФИО1 по регистрации СНТ «Ока» признаны незаконными, решение правления СНТ «Ока» от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное в виде протокола собрания членов правления СНТ «Ока» , - недействительным, регистрация СНТ «Ока» в качестве юридического лица, произведенная ДД.ММ.ГГГГ, - незаконной с аннулированием записи о государственной регистрации СНТ «Ока» (ОГРН ) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 25 Федерального закона №129-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту – Федеральный закон ), согласно которым признание регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер является основанием для ликвидации юридического лица, МРИФНС России № 10 по Тульской области просило суд ликвидировать СНТ «Ока», возложить обязанности по ликвидации на его членов, установить предельный срок предоставления утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры не более 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ в Алексинский городской суд в порядке ст.ст. 35,39 ГПК РФ поступило заявление МРИФНС России № 10 по Тульской области об уточнении исковых требований, согласно которому истец просит принять решение о ликвидации СНТ «Ока» (ОГРН , ИНН ), обязать правление СНТ «Ока» осуществить ликвидационные процедуры, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации в отношении СНТ «Ока», установить предельный срок для завершения процедуры ликвидации не более 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением Алексинского городского суда от 25.09.2018 производство по делу № 2-893/2018 по иску МРИФНС России № 10 по Тульской области к СНТ «Ока» о ликвидации юридического лица, ошибочно принятому к производству в порядке гражданского судопроизводства, прекращено. Суд перешел к рассмотрению дела по иску МРИФНС России № 10 по Тульской области к СНТ «Ока» о ликвидации юридического лица в порядке, определенном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Определением Алексинского городского суда от 09.10.2018 принято заявление административного истца МРИФНС России № 10 по Тульской области об уточнении исковых требований.

В судебном заседании представители административного истца МРИФНС России № 10 по Тульской области, действующие на основании доверенностей, ФИО2 и ФИО3 административные исковые требования поддержали в полном объеме, с учетом уточненний, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика СНТ «Ока» ФИО4 просил отказать в удовлетворении административного искового заявления, пояснил, что действующим законодательством не дано понятие «неустранимого характера нарушений». Ошибка, допущенная ФИО1. при регистрации СНТ «Ока», носит технический характер, является устранимой. В настоящее время в распоряжении административного истца имеется протокол общего собрания членов СНТ «Ока» № 1 от 01.05.2008. Обратившись в МРИФНС России с заявлением по форме , СНТ «Ока» приняло меры по устранению допущенных нарушений при его создании.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Пунктом 1 ст. 61 ГК РФ определено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулирует Федеральный закон №129.

Согласно абз. 2,3 ст. 1 Федерального закона №129 государственная регистрация юридических лиц - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с указанным Федеральным законом. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту – Федеральный закон №66) государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

В силу ч. 1 ст. 40 указанного федерального закона ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в

порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно статьям 43,44 Федерального закона № 66 ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считается завершенной, такое объединение - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц, и орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, сообщает о ликвидации такого объединения в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. Запись о прекращении деятельности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вносится органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

В силу п. 6 ст. 51 ГК РФ государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Решением Алексинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, действия ФИО1. по регистрации СНТ «Ока» признаны незаконными, решение правления СНТ «Ока» от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное в виде протокола собрания членов правления СНТ «Ока» , - недействительным, регистрация СНТ «Ока» в качестве юридического лица, произведенная ДД.ММ.ГГГГ, - незаконной, с аннулированием записи о государственной регистрации СНТ «Ока» (ОГРН ) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Указанным решением суда установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1. в МРИФНС №10 по Тульской области подано заявление по форме о государственной регистрации юридического лица при создании – СНТ «Ока», с приложением заявления, Устава и решения о создании юридического лица, что подтверждается распиской налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ МРИФНС №10 по Тульской области на основании представленных для государственной регистрации документов, принято решение о государственной регистрации СНТ «Ока».

Вместе с тем судом установлено, что регистрация СНТ «Ока» произведена с существенными нарушениями действовавшего законодательства, что послужило основанием для принятия названного решения.

В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

В силу подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Согласно ч. 2 ст. 40 требование о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения может быть предъявлено в суд органом государственной власти или органом местного самоуправления, которым законом предоставлено право на предъявление такого требования.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 129 регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

С учетом совокупного анализа вышеприведённых норм законодательства, регулирующих вопросы ликвидации юридического лица, суд приходит к выводу, что требования административного истца о ликвидации СНТ «Ока» основаны на законе, заявлены в соответствии с предоставленными полномочиями и подлежат удовлетворению.

Суд не соглашается с доводами административного ответчика о том, что нарушения, допущенные ФИО1. при регистрации СНТ «Ока», носят технический характер и являются устранимыми, поскольку они сводятся к несогласию с вступившим в законную силу решением Алексинского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ.

То обстоятельство, что СНТ «Ока», обратившись в МРИФНС России с заявлением по форме , приняло меры по устранению допущенных нарушений при его создании, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований, поскольку признание вступившим в законную силу решением суда недействительной регистрации СНТ «Ока» в качестве юридического лица является достаточным основанием для его ликвидации.

В соответствии с п. 5 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Согласно ст. 20 Федерального закона № 66 органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 66 принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов относится к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных).

Согласно ч. 1, пунктам, 2,6 ч. 3 ст. 22 указанного федерального закона правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является коллегиальным исполнительным органом и подотчетно общему собранию членов такого объединения (собранию уполномоченных). Принятие решения о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) или об отказе в его проведении и организационно-техническое обеспечение деятельности общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) относятся к компетенции правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения относятся.

Изложенные положения, касающиеся компетенции общего собрания и правления садоводческого товарищества также содержатся в Уставе СНТ «Ока», утвержденном протоколом общего собрания членов СНТ «Ока» от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного суд считает возможным возложить обязанности по осуществлению ликвидации СНТ «Ока», связанные с организацией проведения общего собрания членов СНТ «Ока» с целью назначения ликвидационной комиссии, а также утверждения промежуточного и окончательного ликвидационных балансов, на правление СНТ «Ока».

В соответствии п. 2 ч. 2 ст. 333.17, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец подлежит освобождению, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Принимая во внимание удовлетворение требований административного истца, а также, что на основании п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ истец от уплаты государственной пошлины освобожден, она подлежит взысканию с административного ответчика в размере 6000 рублей.

С учетом приведенных норм права, установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований, считает их подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 262-264 КАС РФ суд,

решил:

административное исковое заявление межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 10 по Тульской области к садоводческому некоммерческому товариществу «Ока» удовлетворить.

Ликвидировать садоводческое некоммерческое товарищество «Ока» (ИНН <***>).

Обязанности по осуществлению ликвидации СНТ «Ока», предусмотренные гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», возложить на правление СНТ «Ока».

Установить предельный срок для завершения процедуры ликвидации 6 (шесть) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с садоводческого некоммерческого товарищества «Ока» (ИНН ), в доход федерального бюджета 6 000 (шесть тысяч) руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Пестрецов

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 09.10.2018

Председательствующий Н.А. Пестрецов