ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-953/2016 от 30.09.2016 Кольчугинского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-953/2016

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

30 сентября 2016 года город Кольчугино

Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Балукова И.С., при секретаре Архиповой О.Б., с участием представителя административного истца Прозументова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кольчугинского межрайонного прокурора к администрации Кольчугинского района Владимирской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности выделить финансирование на установку систем видеонаблюдения,

У С Т А Н О В И Л :

Кольчугинский межрайонный прокурор Владимирской области обратился в суд с административным исковым заявлением, с учётом уточнений, о признании незаконным бездействия администрации Кольчугинского района Владимирской области, выразившегося в не обеспечении зданий муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных туристов» (далее - МБУ ДО «СЮТур») по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения и о возложении обязанности в срок до 01.08.2017 выделить финансирование для установки соответствующих систем.

В обоснование иска указано, что к вопросам ведения органов местного самоуправления отнесены, в том числе, вопросы предоставления дошкольного и общего образования в муниципальных образовательных учреждениях, а также участие в профилактике терроризма и экстремизма. Согласно требованиям действующего законодательства в зданиях и сооружениях с большим количеством посетителей должных быть устроены системы телевизионного наблюдения, направленные на обеспечения защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. В ходе проведенной в октябре 2015 года проверки было установлено, что в МБУДО «СЮТур» отсутствует система видеонаблюдения, которая не установлена и до настоящего времени. Финансирование МБОУ согласно уставу осуществляется учредителем, то есть администрацией Кольчугинского района.

Представитель административного истца по доверенности Прозументов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам.

Представитель административного ответчика Барашенков М.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал, поскольку законодательством не предусмотрены конкретные полномочия органов МСУ в сфере участия в профилактике терроризма, и они вправе самостоятельно определять конкретные мероприятия по решению данного вопроса, а также сроки и объем выделяемых бюджетных средств. Расходные обязательства бюджета устанавливаются органами МСУ самостоятельно. В 2015 году администрацией района согласован план по установке систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях района на период с 2016 по 2020 год. Предпринимаемые администрацией района меры в сфере противодействия террористическим угрозам являются достаточными.

Представитель заинтересованного лица - МБУ ДО «СЮТур» Родионов П.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в своё отсутствие, мнения по существу иска не высказал.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ч. 7 названной статьи образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации провозглашается обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления наделены обязанностью принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п. 6. 48 СП 118.13330.2012 "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

В соответствии с п. 5.2. Приказа Рособразования от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников), контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения, а также первичными средствами пожаротушения, индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия для эвакуации людей при пожаре, сертифицированными в области пожарной безопасности.

Как следует из материалов дела учредителем МБУ ДО «СЮТур» является муниципальное образование "Кольчугинский район" Владимирской области. Функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрация Кольчугинского района (п. 1.1 Устава МБУ ДО «СЮТур»).

Кольчугинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка МБУ ДО «СЮТур» в области соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, а также об образовании, в результате которой установлено отсутствие системы видеонаблюдения в указанном бюджетном учреждении.

Как следует из отзыва административного ответчика и суд считает установленным в силу ч.1 ст. 65 КАС РФ, что выделение бюджетных средств на установку системы видеонаблюдения в конкретном учебном заведении намечено согласно плану на 2020 год. На момент рассмотрения дела система видеонаблюдения в МБУ ДО «СЮТур» не установлена, несмотря на то, что её наличие предусмотрено действующим законодательством.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в нем, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения.

Осуществление деятельности школы, которая является объектом с массовым пребыванием людей, в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

Поскольку существующее правовое регулирование распространяет своё действие с 2012 года, а администрация Кольчугинского района до 2015 года не предпринимала должных мер для обеспечения финансирования образовательных учреждений района в целях установления систем видеонаблюдения, то это следует признать бездействием, противоречащим закону.

В связи с этим суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований и возложении на ответчика обязанности по выделению финансирования в целях оборудования здания МБУ ДО «СЮТур» системой видеонаблюдения, поскольку администрация муниципального образования, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование образовательного учреждения.

Предложенный административным истцом срок исполнения административным ответчиком указанного требования до 01.08.2017 суд полагает обоснованным, поскольку он связан с вопросами планирования и распоряжения значительными бюджетными средствами, в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, а доводов и доказательств его недостаточности административным ответчиком не приведено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Кольчугинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать бездействие администрации Кольчугинского района по не обеспечению муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных туристов» системой видеонаблюдения незаконным.

Обязать администрацию Кольчугинского района выделить денежные средства для установки системы видеонаблюдения в зданиях муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных туристов» по адресу: <адрес> в срок до 01 августа 2017 года.

Обязать администрацию Кольчугинского района в течение одного месяца со дня выделения денежных средств сообщить об этом в Кольчугинский городской суд Владимирской области и Кольчугинскому межрайонному прокурору Владимирской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий И.С. Балуков