ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-953/2018 от 17.05.2018 Бердского городского суда (Новосибирская область)

Дело №2а-953/2018

Поступило 24.02.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Кадашевой И.Ф., при секретаре Сиреевой Е.Е., с участием ст.помощника прокурора г.Бердска Стулиной О.Ж., представителя администрации г.Бердска ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора города Бердска к администрации города Бердска о признании бездействия не законным,

у с т а н о в и л :

Прокурор г.Бердска обратился с административным иском к администрации г.Бердска, в котором просит признать незаконным бездействие администрации г.Бердска, выразившееся в не проведении актуализации схемы теплоснабжения города Бердска на 2019 год, обязать администрацию города Бердска в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о теплоснабжении путём проведения актуализации схемы теплоснабжения города Бердска на 2019 год. В обоснование иска указано, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства было установлено, что в нарушение требований Федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010 и постановления Правительства №154 от 22.02.2012 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» администрацией г.Бердска в срок до 15.04.2018 не осуществлена актуализация схемы теплоснабжения г.Бердска на 2019 год. Указанное бездействие нарушает права граждан и их объединений на учет их предложений при проведении актуализации схемы теплоснабжения, ставит под угрозу эффективное и безопасное функционирование систем теплоснабжения города, их развития, что посягает на интересы граждан – потребителей коммунальной услуги теплоснабжения в г.Бердске. В связи с чем прокурором города вынесено представление 17.01.2018 г. об устранении нарушений требований законодательства. Ст.помощник прокурора г.Бердска требования поддержала.

Представитель администрации города Бердска ФИО1 не признала требований. В возражение пояснила, что согласно п. 5 ст. 23.3 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ Правительство Российской Федерации до 01.07.2018 вправе принять решение об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения при условии их соответствия критериям, указанным в пунктах 1 - 4 части 1 настоящей статьи. Первому критерию город Бердск соответствует, оставшиеся критерии необходимо проработать с теплоснабжающими организациями города и Правительством Новосибирской области. Таким образом, до 01.07.2018 администрации города Бердска необходимо решить вопрос об отнесении города Бердска к ценовой зоне теплоснабжения и соответственно об установлении единой теплоснабжающей организации на территории данной ценовой зоны. Согласно п. 2 статьи 23.13 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ схема теплоснабжения разрабатывается (в том числе в целях ее актуализации) единой теплоснабжающей организацией в части системы теплоснабжения, относящейся к зоне ее деятельности, с учетом предложений теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами. Согласно п. 5 ст. 23.13 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ в течение трех месяцев с даты начала переходного периода в ценовой зоне теплоснабжения осуществляется актуализация схемы теплоснабжения с учетом требований к схемам теплоснабжения, установленных настоящей статьей. В соответствии с изложенным, принимая во внимание возможность отнесения города Бердска к ценовой зоне теплоснабжения, что повлечет за собой кардинальные изменения в утвержденной Схеме теплоснабжения города Бердска, несение бюджетных затрат на актуализацию схемы теплоснабжения города Бердска на 2019 год было признано не целесообразным. Также пояснила, что данные, указанные в п.22 постановления Правительства РФ от 22.02.2012 №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», содержащиеся в схеме теплоснабжения города Бердска, не изменяются, в связи с чем, актуализация схемы теплоснабжения города Бердска на 2019 год не производилась.

Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, установлено следующее.

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» схема теплоснабжения - это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В соответствии с частями 2 и 3 статьи 23 Федерального закона развитие систем теплоснабжения городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий. Развитие системы теплоснабжения городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа. Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.

На основании пункта 6 части 1 статьи 6 Федерального закона №190-ФЗ утверждение схем теплоснабжения городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов. Согласно пункта 11 части 1 статьи 4 того же Федерального закона, утверждение требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения относится к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» утверждены требования к схемам теплоснабжения и требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения. Согласно пунктов 22 - 24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154, схема теплоснабжения подлежит ежегодно актуализации в отношении следующих данных: а) распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в период, на который распределяются нагрузки; б) изменение тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет перераспределения тепловой нагрузки из одной зоны действия в другую в период, на который распределяются нагрузки; в) внесение изменений в схему теплоснабжения или отказ от внесения изменений в части включения в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системам теплоснабжения объектов капитального строительства; г) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в весенне-летний период функционирования систем теплоснабжения; д) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники скомбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в отопительный период, в том числе за счет вывода котельных в пиковый режим работы, холодный резерв, из эксплуатации; е) мероприятия по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; ж) ввод в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии и соответствие их обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и проектной документации; з) строительство и реконструкция тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурсов; и) баланс топливно-энергетических ресурсов для обеспечения теплоснабжения, в том числе расходов аварийных запасов топлива; к) финансовые потребности при изменении схемы теплоснабжения и источники их покрытия. Актуализация схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения. Уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего

году, на который актуализируется схема. Актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и тепло-сетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта.

Постановлением администрации города Бердска от 12.12.2013 №4792 утверждены «Схемы теплоснабжения г. Бердска Новосибирской области на 2013 - 2018 гг. и на период до 2028 г.» (л.д.3).

Постановлением администрации города Бердска от 14.04.2017 №1005 утверждена актуализация на 2018 г. и на период до 2022 г. «Схемы теплоснабжения города Бердска Новосибирской области на 2013-2018 гг. и на период до 2028 года», утвержденной постановлением администрации города Бердска от 12.12.2013 № 4792 (л.д.4).

Представителем административного ответчика не оспаривалось, что в срок до 15.01.2018 уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения на 2019 г. не было размещено.

Из письма администрации города Бердска от 17.01.2018 №88/01-18 следует, что актуализация схемы теплоснабжения города Бердска на 2019 год не производится в связи с тем, что данные, указанные в пункте 22 постановления Правительства РФ от 22.02.2012 №154, не изменяются (л.д.5).

17.01.2018 прокурором города внесено представление главе города Бердска об устранении нарушений требований законодательства о размещении в срок до 15.01.2018 уведомления о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения на 2019 год (л.д.8-9). В течение месяца со дня внесения представления администрация г.Бердска обязана была принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений.

Доказательств устранения допущенных нарушений административным ответчиком не представлено.

Также 17.01.2018 главе города объявлено предостережение о недопустимости нарушения вышеуказанного федерального законодательства.

Из ответов администрации г.Бердска от 21.02.2018 №502/01-18 (л.д.10) и от 29.03.2018 №886-05/01-18 (л.д.11) на представление и предостережение следует, что актуализация схемы теплоснабжения г.Бердска на 2019 год не проводится в установленные сроки в связи с нецелесообразностью несения бюджетных затрат, поскольку имеется возможность отнесения города Бердска к ценовой зоне теплоснабжения при условии их соответствия критериям, указанным в пунктах 1-4 части 1 статьи 23.3 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ, что повлечет за собой кардинальные изменения в утвержденной схеме теплоснабжения города. В связи с чем несение бюджетных затрат на актуализацию схемы теплоснабжения города Бердска в 2018 году на 2019 год было принято нецелесообразным.

Бездействие административного ответчика нарушает права граждан и их объединений на учет их предложений при проведении актуализации схемы теплоснабжения, то есть неопределенного круга лиц, а также ставит под угрозу эффективное и безопасное функционирование систем теплоснабжения города, их развития, что посягает на интересы граждан - потребителей коммунальной услуги теплоснабжения в городе Бердске.

При этом законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность не проведения ежегодной актуализации схемы теплоснабжения по каким-либо причинам, в том числе, ввиду нецелесообразности несения расходов органом местного самоуправления на актуализацию.

Ссылка представителя администрации города Бердска на пункт 5 статьи 23.3 Федерального закона №190-ФЗ в данном случае также не состоятельна, поскольку непосредственного отношения к рассматриваемым правоотношениям не имеет, т.к. право Правительства Российской Федерации принять решение об отнесении поселения, городского округа к ценовой политике теплоснабжения не освобождает административного ответчика от необходимости соблюдения требований федерального законодательства.

Более того, до настоящего времени города Бердск не отнесен к ценовой зоне теплоснабжения. Мероприятия, направленные на отнесение города к такой зоне, предусмотренные статьей 23.3 Федерального закона №190-ФЗ, не выполнены. И доказательств того, что город Бердск будет отвечать критериям, указанным в пунктах 1-4 части 1 статьи 23.3 Федерального закона №190-ФЗ, также не представлено.

Таким образом невыполнение органами местного самоуправления требований федерального законодательства является бездействием, поскольку не соответствует положениям статей 2, 4, 6, 23 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» и пунктам 22-24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154.

Требование административного истца о возложении на административного ответчика обязанности по исполнению решения суда в определенный срок согласуется с содержанием части 2 статьи 178, статьи 187 КАС Российской Федерации. При этом срок исполнения решения, включая период до вступления его в законную силу, является разумным.

Руководствуясь ст.ст. 39, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г.Бердска, выразившееся в не проведении актуализации схемы теплоснабжения города Бердска на 2019 год.

Обязать администрацию города Бердска в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о теплоснабжении путём проведения актуализации схемы теплоснабжения города Бердска на 2019 год.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Новосибирский областной суд через суд, принявший решение.

Судья (подпись) Кадашева И.Ф.