ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-953/2021 от 28.10.2021 Ташлинского районного суда (Оренбургская область)

Дело 2а-953/2021

56RS0040-01-2021-001229-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2021 года с. Ташла

Ташлинский районный суд Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Курбатовой И.В.,

при секретаре Доброскокиной О.П.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Ташлинского района Оренбургской области Обезьяновой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ташлинского района в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации муниципального образования Трудовой сельсовет Ташлинского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению законодательства, обеспечивающего безопасность, в том числе несовершеннолетних на водных объектах, охране их жизни и здоровья,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ташлинского района обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Ташлинского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления сельских поселений законодательства, обеспечивающего безопасность, в том числе несовершеннолетних, на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

На территории муниципального образования Трудовой сельсовет Ташлинского района Оренбургской области (далее – МО Трудовой сельсовет) проживает ... человек, в том числе несовершеннолетних. На территории МО Трудовой сельсовет в с... располагаются несанкционированные пляжи.

Граждане имеют право беспрепятственного посещения мест массового отдыха на территории МО Трудовой сельсовет.

Отсутствие на территории муниципального образования пляжей, соответствующих требованиям, свидетельствуют о бездействии администрации муниципального образования в части создания условий для массового отдыха и организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах, и несет в себе угрозу безопасности жизни и здоровья людей, в том числе несовершеннолетних, на водных объектах в купальный сезон.

Исходя из действующего законодательства на МО Трудовой сельсовет возложена обязанность по определению мест массового отдыха в границах водных объектов.

Проведенная прокуратурой района проверка показала, что опознавательные знаки, обозначающие зоны купания в районе несанкционированного пляжа не установлены, а также информационные знаки, обозначающие запрет купания, на водном объекте не установлены. Оповещение населения о запрете использования водного объекта – река Иртек, места для купания через средства массовой информации не осуществлялось. Администрацией МО Трудовой сельсовет не исполняются полномочия по созданию условий для массового отдыха жителей МО Трудовой сельсовет и организации обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, обустройство мест массового отдыха населения на водных объектах – пляжей, специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие для транспортных средств.

По указанным фактам в адрес главы МО Трудовой сельсовет 30.06.2021 года внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Указанные в представлении нарушения в полном объеме не устранены. Согласно ответу администрации муниципального образования от 27.07.2021 года разработан план мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах в весеннее-летний период 2021 года.

Таким образом, администрацией МО Трудовой сельсовет не исполняется установленная законом обязанность по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья на водных объектах. Техническое освидетельствование мест массового отдыха граждан на водных объектах в границах сельского поселения МО Трудовой сельсовет не проводилось, акты технического освидетельствования не составлялись, за получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов и их дна санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения использования администрацией МО Трудовой сельсовет не обращалось.

Просил суд признать бездействие администрации МО Трудовой сельсовет Ташлинского района Оренбургской области по не исполнению полномочий по созданию условий для массового отдыха жителей МО Трудовой сельсовет и организации обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам незаконным, обязать администрацию МО Трудовой сельсовет Ташлинского района Оренбургской области в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда определить места массового отдыха населения на водных объектах, расположенных на территории МО Трудовой сельсовет Ташлинского района Оренбургской области, обязать администрацию МО Трудовой сельсовет Ташлинского района Оренбургской области в течение 8 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать обустройство мест массового отдыха населения на водных объектах - пляжей в количестве не менее одного на территории МО Трудовой сельсовет Ташлинского района Оренбургской области, соответствующих требованиям, установленным Постановлением администрации Оренбургской области от 12.08.2005 №225-п «Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах в Оренбургской области».

В судебном заседании помощник прокурора Ташлинского района Обезьянова Г.А. поддержала исковые требования по указанным в иске основаниям.

Представитель администрации МО Трудовой сельсовет в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, судебной повесткой, представили заявление о рассмотрении административного иска прокурора в отсутствие представителя администрации, административный иск прокурора признают в полном объеме, положения статьи 46 КАС понятны.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3), ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» (далее - Закон Оренбургской области от 21.02.1996) к вопросам местного значения поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

В силу ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона №124-Ф3 от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №124-ФЗ) органы местного самоуправления осуществляют в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению организации отдыха детей, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно ст. 1 Федерального закона №124-ФЗ отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения.

Согласно ч. 3 ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации полномочия в области водных отношений, установленные ч. 2 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельского поселения в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района.

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131 -ФЗ, ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 к вопросам местного значения поселения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Частью 3 статьи 6 Водного кодекса РФ установлено, что использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

При использовании водных объектов запрещается купаться в местах, где выставлены щиты с предупреждениями и запрещающими надписями.

В соответствии с ч. 5 ст. 6 Водного кодекса РФ информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Прокуратурой Ташлинского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления сельских поселений законодательства, обеспечивающего безопасность, в том числе несовершеннолетних на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Проведенная прокуратурой района проверка МО Трудовой сельсовет показала, что опознавательные знаки, обозначающие зоны купания в районе несанкционированного пляжа не установлены, а также информационные знаки, обозначающие запрет купания, на водном объекте не установлены. Оповещение населения о запрете использования водного объекта – реки Кинделя места для купания через средства массовой информации не осуществлялось.

Из представления прокурора района главе МО Трудовой сельсовет от 30.06.2021 года следует, что в результате проведенной проверки прокуратурой Ташлинского района по соблюдению требований законодательства, обеспечивающего безопасность, в том числе несовершеннолетних на водных объектах, охране их жизни и здоровья установлены нарушения отмеченного выше законодательства: не созданы условия для массового отдыха жителей МО Трудовой сельсовет и организации обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, обустройство мест массового отдыха населения на водных объектах – пляжей, специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие для транспортных средств.

Постановлением администрации Трудовой сельсовет от 30.04.2021г. № 36-п утвержден план мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах в ... года.

Доказательств устранения нарушений ответчиком суду не представлено.

Анализ представленных доказательств свидетельствует о том, что администрацией МО Трудовой сельсовет ненадлежащим образом осуществляются возложенные на неё обязанности, которые выражены в бездействии по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья на водных объектах. Техническое освидетельствование мест массового отдыха граждан на водных объектах в границах сельского поселения МО Трудовой сельсовет не проводилось, акты технического освидетельствования не составлялись, за получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов и их дна санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения использования администрацией МО Трудовой сельсовет не обращалось.

Данный факт подтвержден материалами дела, и ответчик не оспаривает.

Частью 3 статьи 46 КАС РФ предусмотрено, что административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Административный ответчик в письменном заявлении требования административного искового заявления признал в полном объеме. Заявление административного ответчика приобщено к административному делу.

Суд в соответствии со ст. 157 КАС РФ принимает признание административным ответчиком административного иска, поскольку оно не противоречит Закону.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Ташлинского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать бездействие администрации МО Трудовой сельсовет Ташлинского района Оренбургской области по не исполнению полномочий по созданию условий для массового отдыха жителей МО Трудовой сельсовет и организации обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам незаконным.

Обязать администрацию МО Трудовой сельсовет Ташлинского района Оренбургской области в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда определить места массового отдыха населения на водных объектах, расположенных на территории МО Трудовой сельсовет Ташлинского района Оренбургской области.

Обязать администрацию МО Трудовой сельсовет Ташлинского района Оренбургской области в течение 8 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать обустройство мест массового отдыха населения на водных объектах - пляжей в количестве не менее одного на территории МО Трудовой сельсовет Ташлинского района Оренбургской области, соответствующих требованиям, установленным Постановлением администрации Оренбургской области от 12.08.2005 №225-п «Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах в Оренбургской области».

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ташлинский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья И.В. Курбатова

Мотивированное решение суда составлено 29 октября 2021 года.