№2а-955/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Наримановский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Мухамбеталиевой Л.К.,
при секретаре Коноваловой Л.А.,
с участием прокурора Убушаевой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-955/2020 по административному исковому заявлению Акционерного общества «Первая башенная компания» к Администрации муниципального образования «Город Нариманов» об оспаривании нормативного правового акта,
у с т а н о в и л:
Административный истец Акционерное общество «Первая Башенная Компания» обратилось в суд с административным иском о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия подпункт 25 пункта 1 Решения Администрации муниципального образования «Город Нариманов» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Город Нариманов» в части, земельных участков, предоставленных для строительства и размещения конструктивных элементов и сооружений кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, наземных сооружений инфраструктуры связи, спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов, мотивируя свои требования тем, что данная норма не основана на принципе экономической обоснованности, сформулированном в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. № №, нарушает права и законные интересы административного истца как плательщика арендной платы по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного с администрацией муниципального образования «Город Нариманов».
В судебном заседании представитель административного истца АО «Первая башенная компания» ФИО1 поддержал административные исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Город Нариманов» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Наримановский район» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежаще.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора Убушаевой А.П., полагавшей, административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с пунктами «в», «г», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с подпунктами 2 и 3 п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ст. 6 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области», в редакции от 08 мая 2014 г., действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются Правительством Астраханской области, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
Пунктом 2.1 Постановления Правительства Астраханской области от 29 июня 2015 г. N284-П «О Порядке определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Астраханской области, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» установлено, что годовой размер арендной платы, за исключением случаев, установленных пунктами 2.3, 2.4, 2.7, 2.8 настоящего Порядка, определяется по формуле: АП = С x КС, где АП - годовой размер арендной платы за земельный участок; С - ставка арендной платы за земельный участок, выраженная в процентах; КС - кадастровая стоимость земельного участка, руб.
Ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Астраханской области, определяются в соответствии с приложением к настоящему Порядку.
Ставки арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяются органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации на распоряжение такими земельными участками.
В соответствии со статьей 10 Устава муниципального образования «Город Нариманов» по вопросам местного значения население города Нариманов, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты.
В систему муниципальных правовых актов входят Устав города Нариманов, правовые акты, принятые на местном референдуме, нормативные и иные правовые акты Совета; правые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно пункту 5 статьи 10 Устава глава муниципального образования в переделах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения Совета, не имеющие нормативного характера.
Как следует из пункта 6 указанной статьи иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям настоящим Уставом.
Пунктом 12 статьи 10 Устава предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в газете «Степная новь». Обнародованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается вывешивание необходимого количества копий, но не менее трех штук, для открытого доступа на стенде в помещении Администрации муниципального образования, с назначением ответственных за сохранность и соблюдения гарантии доступа к ним.
Муниципальные правовые акты и соглашения дополнительно опубликуются (размещаются) на портале Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф).
Согласно пункту 3 статьи 52 Устава Совет принимает решение о создании подразделения администрации города по управлению муниципальным имуществом, устанавливает порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, ставки арендной платы, предоставляет льготы по использованию объектов муниципальной собственности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования «Наримановский район» (арендодатель) и ПАО «Мегафон» (арендатор) заключен договор № аренды земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для размещения бетонной опоры и контейнера связи базовой станции в границах, указанных в кадастровом паспорте участка.
Согласно условиям указанного Договора аренды и Приложению № к нему, расчет годовой арендной платы определяется с учетом значения базовой ставки арендной платы помноженного на кадастровую стоимость земельного участка.
В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» с 2015 г. органы местного самоуправления городского поселения приобрели право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем права арендодателя земельного участка по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ перешли Администрации муниципального образования «Город Нариманов».
ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы Администрации муниципального образования «Город Нариманов» принято Постановление № подпунктом 25 пункта 1 приложения «Ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Город Нариманов» установлено значение ставки арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства и размещения конструктивных элементов и сооружений кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, наземных сооружений инфраструктуры связи, спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов в размере 850%.
В результате реорганизации ПАО «Мегафон» путем выделения из него образовано АО «Первая башенная компания», к которому в соответствии с передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ перешли все права и обязанности по Договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№.
Указанное свидетельствует о том, что к АО «Первая башенная компания» применен оспариваемый в части нормативный правовой акт.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оспаривая в части нормативный правовой акт, административный истец полагает, что он противоречит ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации и принципам определения размера арендной платы, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление №) и возлагает на административного истца как арендатора земельного участка, обязанность уплачивать арендную плату в завышенном размере.
Анализируя представленные в материалы дела доказательства, а также обстоятельства, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу, постановление заместителя главы Администрации муниципального образования «Город Нариманов» от ДД.ММ.ГГГГ№ принято неуполномоченным лицом, в нарушение положений статьи 52 Устава муниципального образования «Город Нариманов», наделяющих Совет муниципального образования полномочиями устанавливать ставки арендной платы.
Кроме того, административным ответчиком не представлено доказательств того, что указанное постановление опубликовано в газете «Степная новь» либо обнародовано путем размещения на портале Министерства юстиции России, что также является нарушением положений статьи 10 Устава муниципального образования.
Данные обстоятельства служат самостоятельными основаниями для признания нормативного правового акта недействующим как принятым с нарушением требований закона.
Согласно п. 4 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата, порядок определения размера которой, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, и государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. ст. 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Постановлением № утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к которым относятся: принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Административный ответчик в подтверждение экономической обоснованности установленного коэффициента ссылается на наличие пояснительной записки, согласно которой арендная плата поступает не только в бюджет муниципального образования «Город Нариманов», но и в бюджет муниципального образования «Наримановский район» целесообразно не изменять размер ранее установленных ставок арендной платы.
Однако данная записка не является доказательством экономической обоснованности коэффициента вида разрешенного функционального использования земельных участков в размере 850%, поскольку отсутствуют сведения по земельным участкам, на основании которых определялся коэффициент, расчет значений коэффициентов вида разрешенного (функционального) использования земельных участков и значений коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов.
Указанное свидетельствует о том, ответчиком надлежащим образом не проведены анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, и применение коэффициента вида разрешенного функционального использования земельных участков в размере 850% при расчете арендной платы противоречит принципам установленным в Постановлении №, что не отрицалось административными ответчиками, пояснившими, что отчетов, содержащих расчет ставок арендной платы ими не обнаружено.
Поскольку экономическое обоснование применения коэффициента ставки арендной платы, входящей в состав формулы определения годовой арендной платы, отсутствует, суд находит обоснованными доводы административного истца о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и подлежит признанию не действующим.
Определяя момент, с которого оспариваемое положение нормативного акта должно быть признаны недействующими, суд принимает во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», а также нарушения, допущенные органом местного самоуправления при вынесении оспариваемого нормативного правового акта, в связи с чем постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ подлежит признанию не действующим со дня его принятия.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании.
В силу ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Решая вопрос о лице, с которого подлежат взысканию судебные расходы, суд принимает во внимание, что финансирование Администрации муниципального образования «Город Нариманов» осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Город Нариманов».
В силу п. 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 14 постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» следует, что исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 БК РФ).
В случае удовлетворения иска к публично-правовому образованию о возмещении вреда, взыскиваемого за счет казны публично-правового образования, исполнение обязанности по возмещению судебных расходов также осуществляется за счет казны публично-правового образования, то есть по правилам ст. 242.2 БК РФ (п. 23 вышеназванного постановления).
Таким образом, судебные расходы административного истца в виде оплаченной государственной пошлины при подаче иска подлежат взысканию за счет казны публично-правового образования - муниципального образования «Город Нариманов» в лице его администрации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Акционерного общества «Первая башенная компания» к Администрации муниципального образования «Город Нариманов» об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункт 25 пункта 1 Решения Администрации муниципального образования «Город Нариманов» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Город Нариманов» в части, земельных участков, предоставленных для строительства и размещения конструктивных элементов и сооружений кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, наземных сооружений инфраструктуры связи, спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов со дня его принятия.
Возложить обязанность на административного ответчика Администрацию муниципального образования «Город Нариманов» опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальном средстве массовой информации «Степная новь» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Город Нариманов» государственную пошлину в размере 4 500 рублей в пользу Акционерного общества «Первая башенная компания».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Мухамбеталиева Л.К.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Мухамбеталиева Л.К.