ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-955/2023 от 29.09.2023 Шебекинского районного суда (Белгородская область)

31RS0024-01-2023-001207-72 №2а-955/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2023 года г.Шебекино

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Котельвиной Е.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления ФНС по Белгородской области к Цкитишвили ФИО5 о восстановлении срока, взыскании транспортного налога, пени,

УСТАНОВИЛ:

Управление ФНС по Белгородской области обратилось в суд с административным иском к Цкитишвили А.Д., просит взыскать с него транспортный налог с физических лиц за 2016г в размере 148,0 руб., пени за период с 02.12.2017 по 24.02.2019 в размере 16,65 руб., за 2017г в размере 885,0 руб., пени за период с 04.12.2018 по 24.02.2019 в размере 18,88 руб., за 2018г в размере 885,0 руб., пени за период с 03.12.2019 по 05.02.2020 в размере 12,08 руб.

Указав, что в 2016-2018 годах административный ответчик являлся собственником транспортного средства <данные изъяты> регистрационный знак <данные изъяты>. Ему были направлены налоговое уведомление и требование об уплате недоимки по транспортному налогу и пени, однако обязанность по их уплате не исполнена. Одновременно с изложенными выше требованиями Управление ФНС по Белгородской области просит суд восстановить срок для подачи административного иска.

В установленный судом срок от административного ответчика возражений по существу заявленных требований в суд не поступило.

В силу части 6 статьи 291 КАС РФ дело рассмотрено судьей единолично в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела и письменные доказательства,суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги закреплена пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии п.1 ст.38, п.1 ст.44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогооблажения и налоговой базы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

В силу статьи 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом согласно пункту 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается, в частности, с уплатой налога налогоплательщиком; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Таким образом, приведенные положения налогового законодательства связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется согласно ст. 359 НК РФ, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Ставка налога определяется согласно ст.1 Закона Белгородской области от 28.11.2002 N 54 "О транспортном налоге".

Статьей 3 Закона Белгородской области от 28.11.2002 N 54 "О транспортном налоге" (в прежней редакции) определено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 363 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год

В силу пункта 1 статьи 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п.3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

По сведениям Управления ФНС по Белгородской области об имуществе налогоплательщика, полученным в порядке ст.85 НК РФ, административный ответчик с 20.10.2016-2018 годах являлся собственником транспортного средства <данные изъяты> регистрационный знак <данные изъяты>, <данные изъяты> л.с.

Налоговым органом в адрес административного ответчика выставлено налоговое уведомление № <данные изъяты> от 09.09.2017г. об уплате транспортного налога за 2016г. (2 мес.) в сумме 148,00 руб., в срок до 01.12.2017г.,

Сведения об отправке налогового уведомления налогоплательщику, отсутствуют.

Налоговым органом в адрес административного ответчика выставлено налоговое уведомление № <данные изъяты> от 04.07.2018г. об уплате транспортного налога за 2017г. в сумме 885,0 руб., в срок до 03.12.2018г.

Отправка налогового уведомления налогоплательщику подтверждается списком заказных писем, принятым в отделение почтовой связи 17.07.2018 года.

Налоговым органом в адрес административного ответчика выставлено налоговое уведомление № <данные изъяты> от 10.07.2019г. об уплате транспортного налога за 2018г. в сумме 885,0 руб., в срок до 02.12.2019г.

Отправка налогового уведомления налогоплательщику подтверждается списком заказных писем, принятым в отделение почтовой связи 22.07.2019 года.

В соответствии со статьей 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты налога в установленный срок, в соответствии со ст. 75 НК РФ, начисляется пени в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В связи с неуплатой налога в установленный срок, в адрес административного ответчика административным истцом выставлено требование № <данные изъяты> по состоянию на 25.02.2019г. об уплате недоимки по транспортному налогу за 2016, 2017 годы в общей сумме 1033,0 руб., в срок до 05.04.2019 года.

Кроме того, в требовании административному ответчику выставлены к оплате начисленные на основании ст. 75 НК РФ, пени за несвоевременную уплату транспортного налога, в сумме 35,53 руб.

Отправка налогового требования налогоплательщику подтверждается списком заказных писем, принятым в отделение почтовой связи 05.03.2019 года.

В адрес административного ответчика административным истцом выставлено требование № <данные изъяты> по состоянию на 06.02.2020г. об уплате недоимки по транспортному налогу за 2018 год в сумме 885,0 руб., в срок до 18.03.2020 года.

Кроме того, в требовании административному ответчику выставлены к оплате начисленные на основании ст. 75 НК РФ, пени за несвоевременную уплату транспортного налога, в сумме 12,08 руб.

Отправка налогового требования налогоплательщику подтверждается списком заказных писем, принятым в отделение почтовой связи 14.02.2020 года.

Указанные требования об оплате недоимки и пени по транспортному налогу административным ответчиком не исполнены, на что указывают карточка расчета с бюджетом.

Согласно ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ (в прежней редакции) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно абз. 4 части 1 ст. 48 НК РФ (в прежней редакции) указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно абз.3 части 2 ст. 48 НК РФ (в прежней редакции) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В рассматриваемом случае, срок предъявления в суд заявления о взыскании недоимки по налогу и пени, истекал 05.10.2022г. (05.04.2022 + 6 мес.).

Сведений об обращении к мировому судье за вынесением судебного приказа по взысканию указанных выше недоимки и пени, суду не представлено.

Как усматривается из материалов дела, обращение в суд настоящим административным иском о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу и пени, инициировано административным истцом 26.07.2023 года, то есть за пределами установленного срока.

Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. Аналогичные положения содержатся п.2 ст.48 НК РФ.

Ходатайство о восстановлении срока на подачу в суд административного иска о взыскании недоимки по налогу и пени, административный истец обосновывает техническим сбоем в программах налогового органа. Между тем, моменты внутренней организации деятельности налогового органа не могут быть расценены в качестве уважительных причин пропуска срока на подачу в суд административного иска о взыскании недоимки по налогу и пени.

Объективных обстоятельств, препятствующих своевременной подаче налоговым органом административного искового заявления в суд, не установлено.

Таким образом, административным истцом пропущен срок обращения в суд с указанным административным иском.

Согласно пп.4 ч.1 ст.59 НК РФ безнадежной к взысканию признается задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случаях: принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности.

На основании ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных КАС РФ случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в иске.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 291-194 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Управления ФНС по Белгородской области к Цкитишвили ФИО6 о восстановлении срока, взыскании транспортного налога, пени - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения его копии лицами, участвующими в деле, путем подачи жалобы через Шебекинский районный суд.

В предусмотренных ст.294.1 КАС РФ случаях, суд по ходатайству заинтересованного лица может вынести определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства.

Судья Е.А. Котельвина