ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-956/2021 от 01.12.2021 Ипатовского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-956/2021

УИД 26RS0015-01-2021-001865-26

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 ноября 2021 года г. Ипатово

Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 01 декабря 2021 года.

Судья Ипатовского районного суда Ставропольского края Куценко В.В., при секретаре Зориковой А.Г., с участием административного ответчика Ившина В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ставропольскому краю к Ившину Виктору Витальевичу о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Ставропольскому краю (далее – налоговая инспекция) обратилась в суд с административным иском к Ившину Виктору Витальевичу (далее – ответчик, Ившин В.В.) о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, 11 102,63 руб. налога и 17,21 руб. пени; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) 76 488,29 руб. налога и 73,38 руб. пени., всего в размере 87 681,51 руб.

В судебном заседании административный ответчик требования административного иска не признал по основаниям, изложенным в возражениях, просил в удовлетворении иска отказать. Пояснил, что налоговый орган неверно исчислил срок давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение, по которому уже прошло более 3-х лет. Также с 2015 года ответчик неоднократно обращался в налоговый орган с заявлениями о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, однако налоговым органом незаконно было отказано, с 2015 года по ДД.ММ.ГГГГ ответчик фактически не осуществлял предпринимательскую деятельность, следовательно, оснований для уплаты страховых взносов у него не имеется.

Выслушав пояснения административного ответчика, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ившин В.В. состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии со ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком страховых взносов.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ившина В.В. направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому последнему предложено уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в размере 23 400 руб. за 2017 год и пени размере 169,26 руб.; ДД.ММ.ГГГГ направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в размере 26 545 руб. за 2018 год, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с ДД.ММ.ГГГГ в размере 5840 руб. за 2018 год и пени в размере 117,65 руб.; ДД.ММ.ГГГГ направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в размере 29 354 руб. за 2019 год и пени в размере 73,38 руб., а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 884 руб. за 2019 год и пени в размере 17,21 руб.

Направление указанных требований в адрес административного ответчика подтверждается имеющимися в деле списками почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями из личного кабинета налогоплательщика.

Судебный приказ № 2а-125-12-443/2021 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Ившина В.В. недоимки по налогам в размере 87 681,51 руб. и госпошлины в размере 1 415 руб., в связи с поступившими возражениями налогоплательщика отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим налоговый орган обратился в районный суд, направив ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление, что свидетельствует о соблюдении шестимесячного срока для обращения в суд, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

При этом вопрос соблюдения налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа, установленного в пункте 2 статьи 48 НК РФ проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 62, согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.

В данном случае при вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГа-125-12-443/2021 мировой судья не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа, в том числе по вопросу пропуска срока.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу положений статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно пункту 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (п. 5 ст. 432 НК РФ).

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Суд, проверив порядок взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское образование, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, размер взыскиваемых сумм, сроки направления требований об уплате налога и обращения в суд, установив соблюдение налоговым органом указанных сроков, правильность начисления указанных страховых взносов, пришел к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате указанных страховым взносов и пени.

Поскольку до настоящего времени Ившин В.В. в добровольном порядке не исполнил выставленное в его адрес требования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, доказательства своевременной уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование не представил, суд считает исковые требования налогового органа о взыскании с Ившина В.В. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование 11 102,63 руб. налога и 17,21 руб. пени, задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование 76 488,29 руб. налога и 73,38 руб. пени подлежащими удовлетворению.

Довод административного ответчика о том, что налоговым органом незаконно в 2015 и в 2017 годах было отказано в регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем ответчик продолжал значиться зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, подлежит отклонению, поскольку принятые налоговым органом решения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не оспорены в установленном законом порядке и не отменены.

Также суд считает необоснованным довод административного ответчика о том, что с 2015 года он фактически не занимался предпринимательской деятельностью, в связи с чем не обязан платить страховые взносы.

Суд принял во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о конституционно-правовом смысле отдельных норм статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», изложенную в определениях от 12.04.2005 № 164-0 и 12.05.2005 № 213-0.

Так, Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о приемлемости жалоб, считающих неконституционным законоположение о возложении на индивидуальных предпринимателей обязанности уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа независимо от того, имеют ли они доходы от предпринимательской деятельности и осуществляется ли ими фактически эта деятельность, указал, что отнесение индивидуальных предпринимателей, подверженных такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, исходя из того, что уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.

То обстоятельство, что закон не освобождает от уплаты страховых взносов лиц, которые, имея статус индивидуального предпринимателя, фактически не занимаются предпринимательской деятельностью, а в результате вынуждены нести расходы по уплате страховых взносов за счет иных своих доходов, не свидетельствует о нарушении прав названной категории граждан, поскольку предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе в установленном порядке прекратить свой статус в любой момент путем обращения в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).

Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя определен в статье 22.3 Закона № 129-ФЗ.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении этой деятельности производится в случае представления в регистрирующий орган необходимых документов - подписанного предпринимателем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, которое может быть подано заявителем в регистрирующий орган непосредственно или направлено по почте (статьи 8, 9, 11 и 22.3 Закона № 129-ФЗ).

Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

В материалы дела административным ответчиком не представлено достоверных доказательств, подтверждающих, что в силу непреодолимых обстоятельств он не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя.

Как указано выше соответствующие решения налогового органа об отказе в регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя ответчиком не оспаривались, а в июне 2020 года по заявлению ответчика налоговым органом было зарегистрировано прекращение его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, касающихся внесения обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, неоднократно указывал, что освобождение от внесения таких платежей является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя (определения от 19.07.2016 № 1467-О, от 28.02.2017 № 247-О, постановление от 09.04.2021 № 12-П).

В силу того, что налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, государственная пошлина в размере 2 830,45 руб. подлежит взысканию в доход местного бюджета с административного ответчика в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Ставропольскому краю удовлетворить.

Взыскать с Ившина Виктора Витальевича, проживающего по адресу: <адрес><адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Ставропольскому краю задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, 1102,63 руб. налога и 17,21 руб. пени; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) 76 488,29 руб. налога и 73,38 руб. пени, всего – 87 681,51 руб.

Взыскать с Ившина Виктора Витальевича в доход бюджета Ипатовского городского округа Ставропольского края 2 830,45 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ипатовский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Куценко