2а-957/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2017г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
председательствующего (судьи): Шевцовой Н.Г.
при секретаре: Шилиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Администрации г. Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска, Комиссии по землепользованию и застройке г. Смоленска, ФИО6 о признании отказа и действий, выразившихся в отклонении предложений по внесению изменений в Правила землепользования и застройки г. Смоленска незаконными, признании незаконным заключения о результатах публичных слушаний в части внесения изменений в территориальное зонирование Правил землепользования и застройки г. Смоленска, возложении обязанности по подготовке проекта изменений в Правила землепользования и застройки г. Смоленска и проведению публичных слушаний по рассмотрению изменений в Правила землепользования и застройки г. Смоленска,
установил:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, с учетом уточненных требований, обратились в суд с административным иском к Администрации г. Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска, Комиссии по землепользованию и застройке г. Смоленска о признании незаконными отказа Комиссии по землепользованию и застройке г. Смоленска и действий заместителя главы г. Смоленска по архитектуре, строительству и землеустройству ФИО7, выразившихся в отклонении их предложений по внесению изменений в Правила землепользования и застройки г. Смоленска в части изменения территориальной зоны земельного участка с кадастровым № с ОД (общественно-деловая зона) на зону Ж4 (зона застройки жилыми домами смешанной этажности); признании незаконным п.2 Заключения от ДД.ММ.ГГГГ. о результатах публичных слушаний по рассмотрению проектов решений Смоленского городского Совета «О внесении изменения в территориальное зонирование Правил землепользования и застройки города Смоленска, утв. решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490»; возложении на Администрацию г. Смоленска обязанности по подготовке проекта изменений в Правила землепользования и застройки г. Смоленска в части изменения территориальной зоны земельных участков с кадастровыми № и № с зоны Р3 на территориальную зону Ж4; возложении на Администрацию г. Смоленска обязанности по проведению в установленном порядке публичных слушаний по рассмотрению изменений в Правила землепользования и застройки г. Смоленска в части изменения территориальной зоны земельного участка с кадастровым № Р3 «Зона лесопарков» и земельного участка с кадастровым № с ОД «Общественно деловая зона» на территориальную зону Ж4 «Зона застройки жилыми домами смешанной этажности», указав, что являются собственником земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилым домом, по <адрес> соответственно. В связи с тем, что фактически они используют участки большей площадью, которые необходимо оформить в установленном законом порядке, в ДД.ММ.ГГГГ. они неоднократно обращались в Администрацию г. Смоленска по вопросу изменения части территориальной зоны ОД в границах земельных участков с кадастровыми № и №, примыкающих к их участкам на зону Ж4, однако во внесении изменений в территориальное зонирование Правил землепользования и застройки г. Смоленска было необоснованно отказано со ссылкой на многочисленные негативные обращения, жалобы граждан и общественности г. Смоленска против уменьшения зеленых насаждений и парковых зон в г.Смоленске. Считают данные действия ответчиков незаконными, нарушающими их права и законные интересы, в частности, предусмотренные ст.ст. 31, 33 ГрК РФ, п.2 ст. 15 ЗК РФ, ст.19 Устава г. Смоленска, поскольку ими с ДД.ММ.ГГГГ. используются часть земельных участков, прилегающих к их участкам и до оврага ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., однако оформить право собственности на них они не могут по причине того, что участки располагались в зоне ОД, а после проведения публичных слушаний, о которых они не были извещены, располагаются в зоне Р3, которая в соответствии с ПЗЗ г. Смоленска не предусматривает использование земли под индивидуальными домами.
Определением Ленинского районного суда г. Смоленска от 09.02.2017г. к участию в деле к качестве соответчика привлечена заместитель Главы г. Смоленска по градостроительству ФИО6
Истцы, их представитель, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска, Администрации г. Смоленска ФИО8 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что спорные участки право собственности на которые с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит городу, находятся в пределах территории лесопитомника, вид их разрешенного использования – под зоной отдыха – лесопитомником «Киселевка», в связи с чем для приведения в соответствие разрешенному использованию зона ОД (земельный участки с кадастровыми № и №) была включена в территориальную зону Р3 с целью использования под зоной отдыха – лесопитомником «Киселевка»; оснований для изменений зоны ОД на зону Ж4 не имеется.
Представитель Комиссии по землепользованию и застройке г. Смоленска, ФИО6, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав объяснения представителя ответчиков, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В силу п.1,3 ч.3 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в частности, подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
В п.1 ст.9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.8 ст.1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон; 3) градостроительные регламенты (ч.ч.2, 4 ст.30 ГрК РФ).
Исходя из положений ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
По делу установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, являются собственниками земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилым домом, по <адрес>, с кадастровыми №, соответственно, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.13, 80, 82,84,86).
Как следует из материалов дела и объяснений представителя истцов, фактически истцами используются земельные участки большей площадью (ориентировочно <данные изъяты> кв.м. каждым) без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Земельный участок с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под зоной отдыха – лесопитомником «Киселевка», площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес>, на основании постановления Администрации г. Смоленска № от ДД.ММ.ГГГГ., постановления Администрации г. Смоленска № от ДД.ММ.ГГГГ., постановлений Главы г. Смоленска: № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., ст.3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» №137-ФЗ от 25.10.2001г., находится в муниципальной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.117).
ДД.ММ.ГГГГ. истцами внесено предложение в Комиссию по землепользованию и застройке г. Смоленска о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Смоленска в части изменения границ территориальных зон Ж4 (зона застройки жилыми домами смешанной этажности), Р3 (зона лесопарков) и ОД (зона размещения объектов общественно-делового назначения) с целью включения в границы территориальной зоны Ж4 четырех смежных земельных участков площадью около <данные изъяты> кв.м., прилегающих к принадлежащим им земельным участкам по <адрес> с кадастровыми номерами <данные изъяты> и разрешенным использованием под индивидуальными жилыми домами, для увеличения данных земельных участков до установленных минимальных размеров земельных участков под ИЖС, определенных в настоящее время ПЗЗ г. Смоленска. Данное предложено мотивировано тем, что земельные участки с кадастровыми № (в зоне ОД) и № (в зоне Р3) граничат с принадлежащими им земельными участками, расположенными в территориальной зоне Ж4, границы которой установлены по границам находящихся у них в собственности участков, примерно в 7 метрах от склона оврага, расположенного в территориальных зонах ОД и Р3, и данная узкая полоса земли между их заборами и оврагом не используется и не может эффективно использоваться ни для целей городских лесопарков, ни для строительства коммуникаций, т.е. для видов разрешенного использования, предусмотренных территориальными зонами ОД и Р3, ввиду своего расположения по краю оврага. Тогда как ее использование для территориальной зоны Ж4 возможно и эффективно, т.к. сформированные участки будут выкуплены за плату в доход местного бюджета, а принадлежащие им участки будут соответствовать по своему размеру ПЗЗ г. Смоленска. Кроме того, наличие узкой полоски между их участками и оврагом несет угрозу жизни и здоровью людей, т.к. со стороны оврага, глубина которого составляет более 4 метров, нет ограждения. Данная территория не может быть отдельно благоустроена ввиду своей плохой доступности, сложности рельефа и отсутствия в бюджете города денег на эти цели (л.д.21-23).
Указанное предложение было рассмотрено на заседании комиссии по землепользованию и застройки г. Смоленска ДД.ММ.ГГГГ., которая приняла рекомендацию об отказе во внесении изменений в ПЗЗ г. Смоленска в части включения в границы территориальной зоны Ж4 земельных участков ориентировочной общей площадью 0,08 га, расположенных в территориальных зонах Р3 и ОД, граничащих с территориальной зоной Ж4, указав, что земельный участки по <адрес> формировались в соответствии с проектом застройки микрорайона «Соловьиная Роща», на момент их формирования действовали нормы предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков для индивидуального жилищного строительства от 400 кв.м. до 800 кв.м.; испрашиваемые земельные участки расположены в границах земельных участков с кадастровыми № (в зоне Р3) и № (в зоне ОД), являющихся муниципальной собственностью с разрешенным использованием: под зоной отдыха – лесопитомником Киселевка. По поручению Губернатора Смоленской области на территорию лесопитомника Киселевка планируется разработка проекта обустройства парка, а также учитываются многочисленные негативные обращения и жалобы жителей и общественности города Смоленска против уменьшения зеленых насаждений и парковых зон в городе (л.д.24-25). Одновременно было рекомендовано в соответствии с процедурой, определенной Градостроительным кодексом РФ, вынести на публичные слушания вопрос внесения изменений в ПЗЗ г. Смоленска в части изменения границ территориальных зон Р3 (зона лесопарков) и ОД (зона общественно-делового назначения), включив в границы территориальной зоны Р3 земельные участки с кадастровыми № и №, расположенные в зоне ОД, с целью использования под зоной отдыха – лесопитомником Киселевка. ДД.ММ.ГГГГ истцам был направлен соответствующий ответ на их обращение за подписью заместителя Главы г. Смоленска по архитектуре, строительству и землеустройству ФИО7 (л.д.24-25,35-37).
ДД.ММ.ГГГГ истцы повторно внесли предложение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Смоленска в части изменения границ территориальных зон Ж4 (зона застройки жилыми домами смешанной этажности), Р3 (зона лесопарков) и ОД (зона размещения объектов общественно-делового назначения), со ссылкой на доводы, указанные при внесении первичного предложения, а также на то, что причины отказа во внесении изменений в ПЗЗ г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. не имеют под собой объективных, основанных на законодательстве оснований (л.д.26-29).
Данное обращение повторно было рассмотрено на заседании комиссии по землепользованию и застройки г. Смоленска ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения была принята рекомендация об отказе во внесении изменения в территориальное зонирование ПЗЗ г. Смоленска со ссылкой на рекомендацию по первичному обращению (л.д.34, 105-110).
Распоряжением Главы г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. №, опубликованном в официальном издании Смоленского городского Совета, Главы г. Смоленска, Администрации г. Смоленска – газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. № принято решение о назначении публичных слушаний по проектам решений Смоленского городского Совета «О внесении изменения в территориальное зонирование Правил землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденных решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490». Этим же постановлением организация и проведение публичных слушаний возложены на комиссию по землепользованию и застройке г. Смоленска, утвержденную постановлением Главы г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. №. В этом же номере издания опубликован проект решения Смоленского городского Совета о внесении изменения в территориальное зонирование ПЗЗ г. Смоленска, утвержденных решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490, в части видов и границ территориальных зон в районе <адрес>, схема расположения земельных участков по <адрес>.
По результатам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ. комиссией были составлено заключение, опубликованное в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ№
Решением Смоленского городского Совета от 25.11.2016г. №264 в территориальное зонирование Правил землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденных решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490 внесены изменения в части видов и границ следующих территориальных зон, обозначенных на карте градостроительного зонирования: по ул. Рыленкова изменены границы территориальной зоны Р3 (зона лесопарков, сохранение существующего природного ландшафта, зеленых массивов, формирование инфраструктуры обслуживания и создание условий комфорта посещения лесных территорий с включением объектов инженерной инфраструктуры) и территориальной зоны ОД (зона размещения объектов общественно-делового назначения с включением объектов инженерной инфраструктуры); в границы территориальной зоны Р3 включены земельные участки с кадастровыми № и №, расположенные по <адрес>, с целью использования под зоной отдыха – лесопитомником Киселевка. Момент вступления решения в силу определен днем его официального опубликования.
Названное выше решение с приложением (схема расположения земельных участков по <адрес>) опубликовано в газете «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 1 ст. 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
В частности, ст.31 ГрК РФ предусматривает создание комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, после чего глава местной администрации обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения о подготовке проекта.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент.
Полномочиями по утверждению правил землепользования и застройки статья 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации наделяет представительные органы местного самоуправления (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон от физических или юридических лиц в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (п.2ч.2, п.5 ч.3 ст.33 ГрК РФ).
Данное предложение согласно ч. 4 ст. 33 названного Кодекса в течение 30 дней подлежит рассмотрению комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которая направляет главе местной администрации заключение о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (ч.5 ст. 33 ГрК РФ).
Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что утверждение представительным органом местного самоуправления изменений в правила землепользования и застройки возможно лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур. Возложение на орган местного самоуправления обязанности внести изменения в нормативный правовой акт по вопросу, отнесенному к его компетенции, в судебном порядке, противоречит принципу разделения властей, ввиду чего исковые требования не подлежат удовлетворению, истцами выбран неверный способ защиты прав.
Ссылки истцов на нарушения ответчиками ст.ст.31,33 ГрК РФ, ст.5 ФЗ от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п.2 ст.15 ЗК РФ, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Кроме того, обращения истцов по внесению изменений в ПЗЗ г. Смоленска были рассмотрены уполномоченными лицами в пределах предоставленных им полномочий, сам по себе факт отклонения предложений о внесении изменений в ПЗЗ не свидетельствует в силу указанных норм, о незаконности действий как Комиссии по землепользованию и застройки г. Смоленска, так и заместителя Главы г. Смоленска по архитектуре, строительству и землеустройству, и не обязывает Администрацию г. Смоленска в обязательном порядке к подготовке проекта изменений в ПЗЗ и проведению публичных слушаний.
Действующее законодательство не содержит обязательных требований по вынесению каждого поступившего предложения о внесении изменений в правила застройки и землепользования на публичные слушания.
Доводы истцов, заявленные в обоснование требования о признании незаконным п.2 Заключения от 11.10.2016г. о результатах публичных слушаний по рассмотрению проектов решений Смоленского городского Совета «О внесении изменения в территориальное зонирование Правил землепользования и застройки города Смоленска, утв. решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490», о нарушении ответчиком ст.19 Устава г. Смоленска, со ссылкой на то, что при наличии их коллективного обращения об изменении территориальных зон, Администрация г. Смоленска должна была их уведомить о проводимых публичных слушаниях, также необоснованны.
Статья 19 Устава г. Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005г. №164, не регулирует порядок организации и проведения публичных слушаний, а Порядок проведения публичных слушаний и опросов граждан в г. Смоленске, утвержденный Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2006г. №237, не предусматривает личного извещения лиц, вносивших предложения об изменении территориальных зон в ПЗЗ, о проведении публичных слушаний. Информация о проведении публичных слушаний была размещена в официальном издании Смоленского городского Совета, Главы г. Смоленска, Администрации г. Смоленска – газете «Смоленские городские известия». Истцы имели возможность получить информацию о проведении публичных слушаний в средствах массовой информации и принять участие в их проведении. Заключение о результатах публичных слушаний носит рекомендательный характер, не имеет властно-обязывающего характера, и не порождает правовых последствий, не налагает на лиц какие-либо обязанности и не наделяет их какими-либо правами.
Руководствуясь ст. ст. 197, 199, ст.253 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Администрации г. Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска, Комиссии по землепользованию и застройке г. Смоленска, ФИО6 о признании отказа и действий, выразившихся в отклонении предложений по внесению изменений в Правила землепользования и застройки г. Смоленска незаконными, признании незаконным заключения о результатах публичных слушаний в части внесения изменений в территориальное зонирование Правил землепользования и застройки г. Смоленска, возложении обязанности по подготовке проекта изменений в Правила землепользования и застройки г. Смоленска и проведению публичных слушаний по рассмотрению изменений в Правила землепользования и застройки г. Смоленска, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Председательствующий Н.Г.Шевцова
Мотивированное решение суда изготовлено 10.03.2017г.