РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кореновский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Швецова С.И., при секретаре Тесленко В.А., с участием административного истца – прокурора Кореновского района – ст.помощника прокурора Кореновского района – ФИО1, представителя административного ответчика – администрации Братковского сельского поселения Кореновского района – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявления административного истца Прокурора Кореновского района к административному ответчику – администрации Братковского сельского поселения Кореновского района о признании незаконным бездействия, выразившееся в отсутствии разработки и утверждении программы гармонизации межнациональных отношений, обязанности устранить допущенные нарушения требований действующего законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кореновского района обратился с административным иском в суд к административному ответчику администрации Братковского сельского поселения, о признании незаконным бездействия, выразившееся в отсутствии разработки и утверждении программы гармонизации межнациональных отношений, обязанности устранить допущенные нарушения требований действующего законодательства, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения на поднадзорной территории законодательства, в сфере межнациональных отношений и противодействии экстремизма.
Согласно п. 17 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия), утвержденной Указом Президента РФ от 19.12.2012 № 1666, основными целями государственной национальной политики Российской Федерации являются упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.
На основании п.п. «в» п. 21 Стратегии задачами по обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений являются:
установление ответственности должностных лиц муниципальных органов за состояние межнациональных отношений на соответствующих территориях, а также мер стимулирования указанных лиц;
формирование в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия;
совершенствование правовых основ научного и экспертного обеспечения раннего предупреждения межнациональных конфликтов, проявлений агрессивного национализма и связанных с ними криминальных проявлений, массовых беспорядков, проявлений экстремизма и терроризма;
принятие правовых и организационных мер по предотвращению и пресечению деятельности, направленной на возрождение националистической идеологии, воспроизводящей идеи нацизма, на обеление этих идей;
вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалога, возрождению семейных ценностей, противодействию экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости;
организация с участием институтов гражданского общества и интернет- провайдеров противодействия пропаганде идей экстремизма в социальных сетях;
предотвращение и пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
определение полномочий и ответственности руководителей и иных должностных лиц государственных и муниципальных органов в сфере профилактики и пресечения межнациональной (межэтнической) и межконфессиональной напряженности и конфликтов;
создание государственной и муниципальной систем мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций; эти системы должны базироваться на диверсификации источников информации и обеспечивать возможность оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях;
реализация мер правового и информационного характера по профилактике недобросовестного использования этнического фактора в избирательном процессе и в партийных программах.
В соответствии с п. 27 Стратегии основными направлениями государственной политики по противодействию экстремизму является принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов; разработка и реализация с участием институтов гражданского общества региональных и муниципальных программ по противодействию экстремизму.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон № 114-ФЗ) экстремистской деятельностью (экстремизмом) признается возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
Согласно ст. 3 Закона № 114-ФЗ одним из основных направлений противодействия экстремистской деятельности является принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.
В соответствии со ст. 5 Закона № 114-ФЗ в целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
В силу п. 26 Стратегии, в качестве инструмента реализации Стратегии на федеральном уровне может рассматриваться государственная программа. На региональном и муниципальном уровнях инструментом реализации настоящей Стратегии могут стать региональные и муниципальные целевые программы, поскольку исполнение задач, функций, полномочий органами государственной власти или органами местного самоуправления должны осуществляться в рамках плановых программных мероприятий за счет средств, специально предусмотренных на это в соответствующих бюджетах.
Использование программно-целевого подхода дает возможность повысить эффективность и прозрачность расходования средств муниципального бюджета, обеспечить создание более действенной системы управления реализацией Стратегии.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, предусмотренный ст. 38 Бюджетного кодекса РФ означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Программно-целевой принцип формирования бюджета исключит возможность расходования средств по формальному признаку. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы будет осуществляться с учетом результатов её реализации за предыдущий год, а также в тесной увязке с целевыми индикаторами и показателями, характеризующими достижение поставленных целей указанной муниципальной программ.
Риск проявления на территории Краснодарского края этнополитического радикализма и экстремизма связан, прежде всего, с внешними факторами. В этой связи имеется реальная необходимость в совершенствовании системы мер, направленных на вовлечение национальных общин в общественную и культурную жизнь Краснодарского края, поддержку культурного и языкового многообразия, создание условий для успешной адаптации внутренних и внешних мигрантов, укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений. Это требует комплексного межведомственного подхода к решению вопросов позитивного социального партнерства через систему семинаров, фестивалей, акций, информационной поддержки реализации государственной национальной политики, способствует межэтнической стабильности и общественному согласию.
На основании п. 7.2 ч,1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-K3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» к вопросам местного значения сельского поселения относятся создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Программа "Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в поселении" обеспечит координацию государственной национальной политики, выработку региональной и муниципальной стратегии этнокультурного развития, поддержку диалога между органами государственной власти, обществом и национальными объединениями на территории поселения, Кореновского района и Краснодарского края. Необходимость реализации программы для решения обозначенных проблем очевидна и предопределяется ее высокой социальной значимостью.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2015 N 975 (ред. от 11.08.2017) утверждена государственная программы Краснодарского края "Региональная политика и развитие гражданского общества" в рамках которой разработана подпрограмма «Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае", в связи с чем, требуется разработка соответствующих программ (подпрограмм) на территории поселения, поскольку реализация таких мер невозможна без участия властей муниципального уровня.
Обеспечение законности в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, предупреждение конфликтов на данной почве, в том числе на уровне сельских и городских поселений, - стратегически важная задача нашего государства, касающаяся национальной безопасности. Локальные конфликты между представителями различных национальностей и религий, возникающие изначально на почве бытовых или экономических противоречий, могут вылиться в массовые несанкционированные выступления, митинги и даже совершение последующих этнически мотивированных преступлений. Предупреждение межэтнических и межконфессиональных конфликтов и противодействие экстремизму должно быть поставлено на системную основу, разовые мероприятия не дают ощутимых результатов.
Таким образом, отсутствие в поселении, целевой программы (подпрограммы) о гармонизация межнациональных отношений не обеспечивает принятие комплексных мер по оказанию противодействия экстремизму и терроризму на территории района. Ввиду непринятия в поселении соответствующих актов не определена компетенция структурных подразделений органов местного самоуправления и их должностных лиц в указанной сфере.
Согласно нормам законодательства о противодействии экстремизму основными принципами противодействия экстремизму являются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций; законность; неотвратимость наказания за должностных лиц и организаций за нарушения в сфере противодействия экстремизму. Неустановление ответственности должностных лиц в части непринятия мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов снижает эффективности работы органов местного самоуправления на данном направлении деятельности.
По факту отсутствия в Братковском сельском поселении программы гармонизации межнациональных отношений прокуратурой района .... года в адрес главы администрации поселения вносилось представление. По итогам рассмотрения представления, .... года главой Братковского сельского поселения ФИО3 был дан ответ что, целевая программа «О гармонизации межнациональных отношений в Братковском сельском поселении Кореновского района разрабатывается и будет направлена на рассмотрении совета Братковского сельского поселения. Однако по настоящее время указанный программный документ не разработан и не утверждён в установленном законом порядке.
Просил суд удовлетворить их административные исковые требования и признать незаконным бездействие администрации Братковского сельского поселения Кореновского района выразившееся в не разработке и не утверждении программы гармонизации межнациональных отношений, а также обязать администрацию Братковского сельского поселения, разработать в поселении программу гармонизации межнациональных отношений.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Кореновского района настаивал на удовлетворении своих административных исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика исковые требования признал полностью, ссылаясь на то, что программа будет принята и опубликована в ближайшее время.
Выслушав доводы сторон и их представителей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46, 157 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Учитывая, что признание ответчиком иска не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, суд считает необходимым признать признание административным ответчиком административного иска и удовлетворить требования прокурора Кореновского района.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявления административного истца Прокурора Кореновского района к административному ответчику – администрации Братковского сельского поселения Кореновского района о признании незаконным бездействия, выразившееся в отсутствии разработки и утверждении программы гармонизации межнациональных отношений обязанности устранить допущенные нарушения требований действующего законодательства – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Братковского сельского поселения Кореновского района, выразившееся в отсутствии разработки и утверждении программы гармонизации межнациональных отношений.
Обязать администрацию Братковского сельского поселения Кореновского района разработать, утвердить и принять к исполнению программу гармонизации межнациональных отношений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда, через Кореновский районный суд в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Кореновского районного суда Швецов С.И.