ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-958/20 от 18.09.2020 Ярцевского городского суда (Смоленская область)

Дело № 2а-958/2020

67RS0008-01-2020-001111-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярцево Смоленская область 18 сентября 2020 года

Ярцевский городской суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Хесина П.М.,

при секретаре Шляхтенковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области к Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области о признании бездействий по организации сбора, вывоза и ликвидации несанкционированных свалочных навалов мусора, незаконными (в районе ул. Деповская, строение 1а, г.Ярцево),

УСТАНОВИЛ:

Ярцевский межрайонный прокурор Смоленской области обратился в суд с названным административным иском к Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области, в обоснование указал, что в ходе проверки исполнения Администрацией МО «Ярцевский район» Смоленской области законодательства в сфере охраны окружающей среды, было установлено, что в 100 метрах от строения № 1 «А» по ул.Деповская г.Ярцево по обе стороны дороги, ведущей в сторону водоема рыбхозяйственного значения «Земснаряд городской», непосредственно на почве имеются навалы мусора, которые образованы из бытовых отходов в виде: бумаги, картона, строительного мусора, мешков, стеклянных и пластмассовых бутылок, старых шин от колес и т.п. В адрес Главы Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области было вынесено представление об устранении нарушений экологического законодательства, однако до настоящего времени указанное представление в части сбора, вывоза и ликвидации мусорного навала не исполнено.

Просит суд признать незаконным бездействие Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора, вывоза отходов и ликвидации несанкционированных свалочных навалов мусора с земельного участка в 100 метрах от строения № 1 «А» по ул.Деповская г.Ярцево по обе стороны дороги, ведущей в сторону водоема рыбхозяйственного значения «Земснаряд городской», и обязать Администрацию МО «Ярцевский район» Смоленской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать сбор, вывоз отходов и ликвидацию несанкционированных свалочных навалов мусора с земельного участка в 100 метрах от строения № 1 «А» по ул.Деповская г.Ярцево по обе стороны дороги, ведущей в сторону водоема рыбхозяйственного значения «Земснаряд городской».

Представитель административного истца – помощник Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области Уварова Н.В. в судебном заседании поддержала заявление требования, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика АМО «Ярцевский район» Смоленской области в судебное заседание не явился, в своем заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что исковые требования признает, последствия признания административного искового заявления ему разъяснены и понятны.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Судом установлено, что 10.04.2020г. Ярцевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией МО «Ярцевский район» Смоленской области законодательства в сфере окружающей среды.

Согласно акту от 10.04.2020г. в ходе проведения проверки были выявлены нарушения требований в сфере охраны окружающей среды, а именно: в 100 метрах от строения № 1 «А» по ул.Деповская. г.Ярцево по обе стороны дороги, ведущей в сторону водоема рыбхозяйственного значения «Земснаряд городской» непосредственно на почве имеются навалы мусора, которые образованы из бытовых отходов в виде: бумаги, картона, строительного мусора, мешков, стеклянных и пластмассовых бутылок, старых шин от колес и т.п. /л.д. 5, 6-10/.

По результатам проведенной проверки в адрес Главы АМО «Ярцевский район» Смоленской области было направлено представление об устранении выявленных нарушений /л.д. 11-12/.

Как следует из административного искового заявления, указанное представление административным ответчиком по организации сбора мусора, вывоза отходов и ликвидации несанкционированных свалочных навалов мусора по указанному адресу, не исполнено.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд исходит из следующего.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).

Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Статья 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования; участие в организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами.

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Приведенные правовые нормы Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относят к вопросам местного значения организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Положение статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан, а ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления (статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области по организации сбора, вывоза и ликвидации несанкционированных свалочных навалов мусора в районе ул. Деповская, строение 1а, г.Ярцево.

Обязать Администрацию МО «Ярцевский район» Смоленской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать сбор, вывоз отходов и ликвидацию несанкционированных свалочных навалов мусора с земельного участка в 100 метрах от строения №1 «А» по ул. Деповская, г.Ярцево, по обе стороны дороги, ведущей в сторону водоема рыбхозяйственного значения «Земснаряд городской».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ярцевский городской суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий П.М. Хесин

Мотивированное решение

изготовлено 22.09.2020г.