ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-95/2022 от 03.02.2022 Ясногорского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 февраля 2022 года <адрес>

Ясногорский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Савина Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Наумовой О.С.,

с участием

административного истца в лице старшего помощника прокурора Ясногорского района Тульской области Рубаненко Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ясногорского районного суда Тульской области административное дело №2а-95/2022 по административному иску прокурора Ясногорского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Ясногорский район о признании бездействия ответчика незаконным, понуждении к исполнению нормотворческих полномочий в сфере противодействия коррупции,

установил:

прокурор Ясногорского района Тульской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Ясногорский район о признании бездействия ответчика незаконным, понуждении к исполнению нормотворческих полномочий в сфере противодействия коррупции.

В обоснование заявленных административных требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой Ясногорского района Тульской области в ходе проведения мониторинга правоприменения ранее принятых муниципальных актов проверена законность постановления главы администрации муниципального образования Ясногорский район от 31.05.2021 №503 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, предоставляемых на конкурсной основе из бюджета муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района». В ходе проведения антикоррупционной экспертизы установлено несоответствие действующему законодательству отдельных положений утвержденного им Положения о конкурсной комиссии и наличие в нем коррупциогенных факторов.

С целью приведения вышеуказанного Положения в соответствие с действующим законодательством и исключения из него коррупциогенных факторов прокуратурой Ясногорского района Тульской области на вышеуказанное постановление от 31.05.2021 №503 было внесено требование об изменении нормативного правового акта №377-2021 от 09.11.2021. В установленный законом срок информация о результатах рассмотрения требования прокурора в прокуратуру района не поступала. Муниципальный нормативный правовой акт о внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Ясногорский район от 31.05.2021 №503 не принят.

В связи с существующими рисками при предоставлении субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, правоприменение как Порядка предоставления субсидий, так и Положения о конкурсной комиссии, может способствовать совершению членами конкурсной комиссии при принятии своих решений различных противоправных действий по своему усмотрению из корыстной или иной личной заинтересованности, созданию условий для проявления коррупции.

С учетом изложенного, просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ясногорский район, выразившееся в нерассмотрении в установленный законом срок требования прокурора Ясногорского района Тульской области об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов от 09.11.2021 №377-2021 на постановление главы администрации муниципального образования Ясногорский район от 31.05.2021 №503 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, предоставляемых на конкурсной основе из бюджета муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района» и невнесении в него соответствующих изменений; и возложить на администрацию муниципального образования Ясногорский район обязанность по рассмотрению в десятидневный срок с момента вступления в силу судебного решения требования прокурора от 09.11.2021 №377-2021 об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов на постановление главы администрации муниципального образования Ясногорский район от 31.05.2021 №503 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, предоставляемых на конкурсной основе из бюджета муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района» и исключению из него коррупциогенных факторов путем внесения в него соответствующих изменений.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ясногорского района Тульской области Рубаненко Е.П. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель администрации муниципального образования Ясногорский район не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя административного ответчика, просит вынести решение в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с положениями ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, выслушав доводы административного истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ по вопросам местного значения население муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В силу ч.4 ст.7 вышеуказанного Федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 ст.9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

В целях реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ, Генеральным прокурором РФ 28.12.2009 издан приказ №400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов».

Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов утверждена постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В соответствии с частью 2 ст.3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ прокуроры в ходе осуществления своих полномочия проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся: прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона; социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

Как установлено судом, прокуратурой Ясногорского района Тульской области в ходе осуществления надзорной деятельности проведена антикоррупционная экспертиза постановления главы администрации муниципального образования Ясногорский район от 31.05.2021 № 503 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предоставляемых на конкурсной основе из бюджета муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района».

Поскольку было установлено несоответствие вышеуказанного постановления требованиям действующего законодательства, наличие в нем коррупциогенных факторов, 09.11.2021 прокурором Ясногорского района Тульской области внесено требование об изменении нормативного правового акта №377-2021.

В соответствии с частью 3 ст.4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ и частью 3 ст.9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией.

Согласно части 1 ст.6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33, 39.1 и 39.2 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось административным ответчиком, в установленный законом срок информация о результатах рассмотрения требования прокурора в прокуратуру района не поступала, муниципальный нормативный правовой акт о внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Ясногорский район от 31.05.2021 №503 не принят.

Доказательств обратного, как и доказательств отсутствия реальной возможности рассмотреть требование прокурора в установленные сроки, не представлено.

Вышеуказанное свидетельствует о допущенном административным ответчиком бездействии.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным бездействия администрации муниципального образования Ясногорский район, выразившегося в нерассмотрении в установленный законом срок требования прокурора Ясногорского района Тульской области об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов от 09.11.2021 №377-2021 на постановление главы администрации муниципального образования Ясногорский район от 31.05.2021 №503.

Поскольку рассмотрение вопроса о внесении изменений в вышеуказанное постановление относится к компетенции администрации муниципального образования Ясногорский район, в данном случае основанием рассмотрения данного вопроса является требование прокурора, тем самым суд приходит к выводу о возложении на административного ответчика обязанности по устранению допущенного нарушения, выразившегося в нерассмотрении требования, возложив на административного ответчика обязанность рассмотреть требование прокурора Ясногорского района Тульской области об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов от 09.11.2021 №377-2021 на постановление главы администрации муниципального образования Ясногорский район от 31.05.2021 №503, в противном случае суд выйдет за пределы судебного контроля принимаемых представительным органом решений и предрешит какое решение должно быть принято административным ответчиком, что недопустимо в силу ст.ст.10, 12 Конституции Российской Федерации.

Суд также учитывает, что требование прокурора о возложении обязанности по рассмотрению вынесенного требования, не ущемляет самостоятельности органов местного самоуправления, направлено на понуждение административного ответчика в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, поэтому не может расцениваться как вмешательство в компетенцию в области муниципального управления.

При таких обстоятельствах административный иск прокурора Ясногорского района Тульской области подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Ясногорского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ясногорский район о признании бездействия ответчика незаконным, понуждении к исполнению нормотворческих полномочий в сфере противодействия коррупции, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ясногорский район, выразившееся в нерассмотрении в установленный законом срок требования прокурора Ясногорского района Тульской области об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов от 09.11.2021 №377-2021 на постановление главы администрации муниципального образования Ясногорский район от 31.05.2021 №503 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, предоставляемых на конкурсной основе из бюджета муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района» и невнесения в него соответствующих изменений.

Возложить на администрацию муниципального образования Ясногорский район обязанность по рассмотрению в десятидневный срок с момента вступления в силу судебного решения требования прокурора от 09.11.2021 №377-2021 об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов на постановление главы администрации муниципального образования Ясногорский район от 31.05.2021 №503 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, предоставляемых на конкурсной основе из бюджета муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района» и исключения из него коррупциогенных факторов путем внесения в него соответствующих изменений.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Ясногорский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Н.Н.Савин