ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-95/2022 от 24.06.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 2а-95/2022

(УИД 91OS0000-01-2022-000036-68)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июня 2022 года г. Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Холодной Е.И.,

при секретаре Ищенко А.С.,

с участием представителя административного истца – ФИО1; старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым – Алескерова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ДИМ» к Феодосийскому городскому совету Республики Крым, главе Феодосийского городского совета Республики Крым ФИО2, заинтересованные лица на стороне административного ответчика: Администрация города Феодосии Республики Крым; МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым», о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

ООО «ДИМ» обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточненных исковых требований, принятых к производству суда определением от 29.04.2022 г. (т.3 л.д.21-22, л.д.35-39), окончательно сформулировав свои исковые требования, просило признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:

- Приложение 1 решения Феодосийского городского совета Республики Крым № 61 от 10.01.2020 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5» в части установления процентной ставки в размере 2,89% для земельных участков с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание», находящиеся на территории пгт. Коктебель, г. ФИО5, как противоречащее п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»;

- Приложение 2 решения Феодосийского городского совета Республики Крым № 61 от 10.01.2020 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5» в части установления минимального значения арендной платы за 1 кв.м./год (Зmin) в размере 162,32 руб. для земель с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание», находящиеся на территории пгт. Коктебель, г. ФИО5, как противоречащие п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» и ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- подпункт 2.3.2 пункта 2.3 решения Феодосийского городского совета Республики Крым № 61 от 10.01.2020 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5», как противоречащий п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» и ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Исковые требования обоснованы тем, что ООО «ДИМ» является арендатором земельного участка с кадастровым , площадью 15100 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в муниципальной собственности. По договору аренды размер арендной платы составляет 222872 руб. 16 коп. в год, а в соответствии с оспариваемым решением – 2451 032 руб. 00 коп. в год. Истец указывает, что при принятии обжалуемого решения Феодосийским городским советом Республики Крым не учтены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582, а именно: принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, принцип экономической обоснованности. Ставка арендной платы установлена произвольно, без учета доходности земельного участка, специфики вида и сезонности коммерческой деятельности. Установление минимального значения арендной платы за 1 кв.м. нивелирует значение арендной платы, рассчитанной от кадастровой стоимости и увеличивает годовую стоимость арендной платы за 1 кв.м. в разы, чем фактически ухудшает положение административного истца. По мнению административного истца, установление оспариваемым нормативным правовым актом ставки арендной платы 2,89% и показателя Зmin противоречит принципам, установленным абзацем 2 «Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 №582, а также ч. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и положениям статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением Верховного Суда Республики Крым от 08.02.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечена Администрация города Феодосии Республики Крым.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 01.04.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечено МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым».

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 настаивал на удовлетворении административных исковых требований, принятых к производству определением суда от 29.04.2022 г. по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил суду, что неоднократно уточнял исковые требования, а в заявлениях об уточнении исковых требований были допущены опечатки, в связи с чем, просил считать окончательно сформулированными исковые требования, именно в редакции, принятой к производству определением суда от 29.04.2022 г.

Административные ответчики и заинтересованные лица явку своих представителей в судебное заседание 24.06.2022г. не обеспечили, о дате, времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом.

21.06.2022 года в Верховный Суд Республики Крым поступило ходатайство Феодосийского городского совета Республики Крым о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменных возражениях и дополнениях к ним (т.1 л.д.120-128, т.2 л.д.217-218, т.3 л.д.58-59) ответчик просил суд в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме, указав, что решение Феодосийского городского совета Республики Крым № 61 от 10.01.2020 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5» принято в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Текстовая часть финансово-экономического обоснования, как приложение к проекту нормативного правового акта в Феодосийский городской совет Республики Крым не направлялась. Оспариваемым в части решением установлен такой подход к расчету платежа, который учитывает не только кадастровую стоимость земельного участка, но и экономико-планировочную зону нахождения земельного участка, градостроительную ценность территории его расположения, особенности его функционального использования, что свидетельствует о том, что размер арендной платы определяется в соответствии с функциональным зонированием территории муниципального образования на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка, с целью установления ее в размере, который соответствовал уровню коммерческой привлекательности объекта аренды, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, имея при этом цель – обеспечение максимальных поступлений в бюджет муниципального образования при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендатора. По мнению ответчика, установленная в оспариваемой части Порядка формула расчета арендной платы является четко определенной и недвусмысленной, ее содержание исключает возможность не единообразного понимания порядка расчета этого показателя, допущения какого-либо злоупотребления при расчете. Изменение размера арендной платы произошло не в результате переоформления прав истца на земельные участки, а входе приведения ранее возникших отношений по аренде муниципальной земли в соответствие с законодательством Российской Федерации. Поскольку Порядок применялся и на его основании реализовывались права граждан, организаций, а также формировалась доходная часть бюджетов муниципального образования, в том числе исполненных бюджетов за 2020 г. и 2021 г., указанные положения Порядка не подлежат признаю недействующими, так как это повлечет за собой изменений и перерасчет исполненных бюджетов муниципального образования городской округ ФИО5. Кроме того, указывает, что у обжалуемого решения Феодосийского городского совета Республики Крым № 61 от 10.01.2020 г. отсутствуют приложения 1 и 2. Указанным решением утвержден прилагаемый Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5, который содержит Приложения 1 и 2.

24.06.2022 года в Верховный Суд Республики Крым поступило ходатайство Администрации города Феодосии Республики Крым о рассмотрении дела в отсутствие представителя, также просит суд отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме. В письменных возражениях и дополнительных пояснениях (т.2 л.д.145-150, т.3 л.д.47-48) Администрация указывает, что для земельных участков на территории пгт. Коктебель с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание» в Приложении 1 к Положению оспариваемого решения утверждена процентная ставка от кадастровой стоимости в размере 2,89%. Согласно Постановлению № 450 нормативная стоимость одного квадратного метра земельного участка с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание (код 4.7)» с учетом ежегодных индексов инфляции (1,064 х 1,04 х 1,04 х 1,043) в 2019 году составляла по пгт. Коктебель 2 705,41 руб. Таким образом, арендная плата за 1 кв.м земельного участка с видом разрешенного использования «гостиничное обслуживание» в 2019 составляла в пгт. Коктебель:

2 705,41* х 6% = 162,32 руб.

Это значение арендной платы и было принято за минимальное значение (3min) арендной платы за 1 кв.м.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 29.11.2016 г. № 1498-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым» (далее - Распоряжение № 1498-р) установлены удельные показатели кадастровой стоимости земель (далее - УИКС) по видам разрешенного использования. В соответствии с указанным распоряжением, УПКС 1 кв.м земельного участка с видом разрешенного использования «гостиничное обслуживание (код 4.7)» в пгт. Коктебель составляет 5 609,75 руб. за 1 кв. м., что больше нормативной цены за 1 кв.м такого земельного участка на 2 904,34 руб.

Смысл равновесной ставки аренды состоит в том, что она установлена в таком размере, чтобы сумма арендных платежей для соответствующего вида разрешенного использования оставалась в том же размере, что и сумма арендных платежей с применением ранее установленных ставок к нормативной цене земельного участка.

Ставка равновесия = Ставка от нормативной стоимости / (кадастровая стоимость за 1 кв.м /нормативная стоимость за 1 кв.м)

_____ ______6%___________

5 609,75 / 2 705,41

6% / 2,07 = 2,89 %

Таким образом, ставка аренды, земельного участка с видом разрешенного использования «гостиничное обслуживание (код. 4.7)» в пгт. Коктебель определена Порядком в размере 2,89 % от кадастровой стоимости, минимальное значение 1 кв.м. - 162,32 руб.

Расчет начислений арендной платы на 2020 год производился согласно Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5, утвержденному Решением 10 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 10.01.2020 года № 61.

Годовой размер арендной платы определяется в зависимости от значения арендной платы за 1 кв. м земельного участка с учетом вида разрешенного использования и населенного пункта, в границах которого расположен земельный участок и рассчитывается по формуле:

ЗАП 1 кв.м - КС х САП% , где

S

ЗАП 1 кв.м - значение арендной платы за 1 кв.м земельного участка;

КС - кадастровая стоимость земельного участка;

САП% - ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка согласно Приложению 1 к вышеуказанному Порядку.

S - площадь земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка составляет 84 706 168 руб.

Вид разрешенного использования - гостиничное обслуживание (4.7) - САП 2,89 %

Площадь участка - 15100 м2.

ЗАП 1 кв.м - 84 706 168 * 2,89% = 162,12.

15100

В соответствии с п. 2.3.2 Порядка, в случае если ЗАП 1 кв.м меньше либо равен минимальному значению арендной платы за 1 кв.м, приведенному в Приложении 2 к настоящему Порядку, то годовой размер арендной платы рассчитывается по формуле:

АП = 3min * S, где

АП - годовой размер арендной платы,

Зmin - минимальное значение арендной платы за 1 кв.м, приведенное в Приложении 2,

S - площадь земельного участка.

АП = 162,32 х 15100 = 2 451 032,00 рублей

2 451 032,00 руб./год. / 12 мес. = 204 252,66 руб./мес.

Статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 08.12.2020 г. №385-Ф3 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» установлено, что уровень инфляции на 2021 год не превышает 3,7 %, следовательно, коэффициент индексации на 2021 год составляет 1,037.

2 451 032,00 руб./год * 1,037 = 2 541720,18 руб./год.

2 541 720,18 руб./год. / 12 мес. = 211 810,02 руб./мес.

Установленные Порядком формулы расчета арендной платы являются четко определенными, их содержание исключает возможность не единообразного понимания порядка расчета показателя, а также допущения различного рода злоупотреблений при расчете.

Администрация указывает, что у обжалуемого нормативного правового акта отсутствуют Приложения 1 и 2. Решением Феодосийского городского совета Республики Крым № 61 утвержден прилагаемый Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5 (далее - Порядок), который содержит Приложения 1 и 2.

Согласно возражениям МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» (т.3 л.д.15-17), установленные Порядком формулы расчета арендной платы являются четко определенными, их содержание исключает возможность не единообразного понимания порядка расчета показателя, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

Суд с учетом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав пояснения представителя истца и заключение старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, истцом срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемые в части заявленных требований акты являются нормативными.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50 от 25 декабря 2018 года).

В силу статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а также статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Федеральным конституционным законом.

Пунктом 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Согласно части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (часть 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как следует из подпункта 3 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16, частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается: Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Решением 5-ой сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 17.11.2014 г. № 65 утвержден Устав муниципального образования городской округ ФИО5 (далее – Устав), в силу пункта 5 части 1 статьи 27 которого в компетенции Феодосийского городского совета находятся полномочия по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (т.2 л.д.29-70).

На основании частей 1, 4 статьи 49 Устава городской округ Феодосия самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа Феодосия. От имени городского округа Феодосия права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Администрация города Феодосии Республики Крым в пределах полномочий, определенных настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Частью 4 статьи 45 Устава предусмотрено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в законную силу после их официального опубликования (обнародования) (т.2 обр.стор.л.д.63).

Частями 8, 9 статьи 45 Устава определено, что обнародование муниципального правового акта осуществляется путем размещения на официальном сайте органа местного самоуправления городской округ Феодосия, издавшего муниципальный правовой акт. Официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется посредством опубликования текста правового акта в печатных средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления городского округа Феодосия, либо иных печатных средствах массовой информации, определяемых органами местного самоуправления городского округа Феодосия.

Порядок проведения первой сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва, порядок созыва очередной и внеочередной сессий Феодосийского городского совета Республики Крым, порядок подготовки и внесения на рассмотрение Феодосийского городского совета Республики Крым проектов решений, порядок обсуждения и принятия решений по вопросам, рассматриваемым на сессиях, порядок избрания должностных лиц Феодосийского городского совета Республики Крым, порядок формирования и полномочия постоянных комиссий, иных органов Феодосийского городского совета Республики Крым, права и обязанности депутатов Феодосийского городского совета Республики Крым и иные вопросы организации работы Феодосийского городского совета Республики Крым, связанные с осуществлением Феодосийским городским советом Республики Крым и депутатами Феодосийского городского совета Республики Крым своих полномочий определяется Регламентом Феодосийского городского совета, утвержденным решением 16 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 16 марта 2015 года № 271 (т.2 л.д. 1-28).

Согласно статье 74 Регламента Феодосийского городского совета Республики Крым проекты решений могут вноситься депутатами Городского совета, Председателем Феодосийского городского совета, иными выборными органами местного самоуправления, прокурором города Феодосии, главой администрации города Феодосии, постоянными комиссиями, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан.

В соответствии со статьей 75 Регламента проекты решений с необходимыми приложениями (в том числе на электронном носителе) и сопроводительным письмом на имя председателя Феодосийского городского совета о включении вопроса в повестку дня сессии не менее чем за 20 дней до дня проведения очередного заседания Городского совета представляются в аппарат Феодосийского городского совета, где регистрируются. Зарегистрированные проекты решений после их поступления в Городской совет с соответствующей резолюцией председателя Феодосийского городского совета направляются в печатном и электронном виде для дальнейшей работы:

1. в постоянные комиссии: в профильную постоянную комиссию, являющуюся ответственной за проект решения, – для рассмотрения, изучения и вынесения заключения; во все постоянные комиссии – для изучения;

2. в аппарат Феодосийского городского совета – для подготовки заключения соответствующими структурными подразделениями;

3. в прокуратуру города Феодосии.

Соответствующие органы и должностные лица рассматривают вопрос на предмет согласования и готовят соответствующие заключения в установленном порядке.

Статьей 76 Регламента устанавливаются обязательные требования к проектам правовых актов, закреплено, что проекты решений, касающиеся решения вопросов местного значения или иных вопросов, относящихся к ведению администрации города Феодосии, вносятся Председателем Феодосийского городского совета, Главой администрации города Феодосии, депутатами города Феодосии.

К проекту решения, среди прочего, должны прилагаться подписанные в установленном порядке пояснительная записка по обсуждаемому вопросу, содержащая обоснование необходимости принятия правового акта, включающее развернутую характеристику проекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия; финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта решения, реализация которого требует материальных затрат) (статья 76 Регламента).

Проекты правовых актов проходят обязательное обсуждение в профильной либо во всех постоянных комиссиях в соответствии с графиком заседания комиссий, утвержденным председателем Феодосийского городского совета или заместителем председателя Феодосийского городского совета (в случае отсутствия председателя Феодосийского городского совета или по его поручению).

Заключение комиссии по проекту правового акта принимается путем открытого голосования большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии или нескольких комиссий, которым поручена подготовка единого заключения.

Текст заключения постоянной комиссии должен содержать рекомендацию Городскому совету о согласовании либо отказе в согласовании проекта правового акта по тем или иным мотивам (статья 77 Регламента).

В соответствии со статьей 83 Регламента решения Городского совета принимаются большинством голосов от общего состава Городского совета, если иное не установлено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа, настоящим Регламентом или иным решением Городского совета.

Статьей 87 Регламента установлено, что решения Городского совета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

Решением 20 сессии Феодосийского городского совета 1 созыва от 20 апреля 2015 года № 318 официальным сайтом Феодосийского городского совета Республики Крым признан сайт feo.rk.gov.ru на официальном Портале Правительства Республики Крым (т.1 л.д.140).

Судом установлено, что письмом Администрации города Феодосии Республики Крым от 02.12.2019 г. исх. № 2-43-9389 главе муниципального образования городской округ ФИО5 – председателю Феодосийского городского совета ФИО2 направлен проект решения сессии Феодосийского городского совета «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5» для рассмотрения на внеочередной сессии Феодосийского городского совета Республики Крым (т.1 л.д.169).

Согласно заключению № 01-19/120 о результатах экспертно-аналитического мероприятия - экспертиза проекта решения сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5» от 24.12.2019 г. Контрольно-счетная палата муниципального образования городской округ ФИО5 полагает, что представленный проект решения требует доработки, исходя из следующего. В тексте проекта решения не определены условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5. В проекте решения не рассмотрен вопрос о распространении действия положений проекта решения на отношения, возникшие до вступления его в силу, и по вопросу оснований перерасчета арендной платы. В проекте решения не указаны определенные группы, которым при предоставлении земельного участка в аренду без торгов арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка с учетом льготных коэффициентов. Финансово-экономическое обоснование (расчеты) значений ставок арендной платы, установленных в процентах от кадастровой стоимости, а также определение расчетов по минимальному и максимальному значению арендной платы не предоставлены, определить их экономическую эффективность и влияние на доходную часть бюджета муниципального образования городской округ Феодосия Республик Крым не представляется возможным (т.1 л.д.158-159).

Согласно протоколу № 5 совместного заседания постоянных комиссий Феодосийского городского совета Республики Крым от 26.12.2019 г., в целях доработки представленного проекта, в связи с поступившими замечаниями Контрольно-счетной палаты, принято решение об исключении проекта решения «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5» из повестки заседания 9-ой сессии Феодосийского городского совета (решение принято единогласно) (т.1 л.д.146-147).

Сопроводительным письмом Администрации города Феодосии Республики Крым от 27.12.2019 г. исх. № 2-43-10340 главе муниципального образования городской округ ФИО5 – председателю Феодосийского городского совета ФИО2 направлен проект решения сессии Феодосийского городского совета «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5» для рассмотрения на внеочередной сессии Феодосийского городского совета Республики Крым (т.2 л.д.110).

К проекту решения представлена пояснительная записка заместителя начальника МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» ФИО11 (т.2 л.д.89).

Проект решения размещен на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым (https://feo.rk.gov.ru/ru/structure/2019_12_27_18_00_10_sessiia) (т.1л.д.174).

В соответствии с сопроводительным письмом от 27.12.2019 г. исх. № 03-29/997/27 Феодосийским городским советом Республики Крым в адрес прокуратуры города Феодосии направлен проект решения «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5», планируемый к рассмотрению на внеочередной сессии Феодосийского городского совета Республики Крым – для проведения антикоррупционной экспертизы (т.1 л.д.130).

Сопроводительным письмом от 30.12.2019 г. исх. № 01-11/709 Контрольно-счетная палата муниципального образования городской округ ФИО5 направила председателю Феодосийского городского совета Республики Крым ФИО2 заключение № 01-19/98 о результатах экспертно-аналитического мероприятия - экспертиза проекта решения сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5», согласно которому, Контрольно-счетная палата муниципального образования городской округ ФИО5 полагает, что представленный проект решения может быть рассмотрен Феодосийским городским советом Республики Крым. Проект решения подготовлен с учетом замечаний Контрольно-счетной палаты согласно заключению от 24.12.2019 г. № 01-19/120 (т.2 л.д.113-115).

Согласно заключению Отдела муниципальной службы, наград и юридической работы Феодосийского городского совета Республики Крым по результатам антикоррупционной экспертизы проекта муниципального правового акта – проекта решения Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5» от 30.12.2019 г. представленный проект муниципального правового акта признается прошедшим антикоррупционную экспертизу; коррупциогенных факторов не содержит (т.2 л.д.111-112).

Распоряжением председателя Феодосийского городского совета Республики Крым от 30.12.2019 г. № 300-рп решено созвать 10 внеочередную сессию Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва 10 января 2020 года в 16-00 часов в зале заседаний городского совета (т.1 л.д.183).

Распоряжение председателя Феодосийского городского совета Республики Крым от 30.12.2019 г. № 300-рп опубликовано на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым (https://feo.rk.gov.ru/ru/document/show/8039) (т.1 л.д.184).

В соответствии с письмом прокуратуры города Феодосии от 10.01.2020 г. № 155-20 прокуратурой города Феодосии изучен проект решения Феодосийского городского совета 2 созыва «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5». Какие-либо замечания на проект постановления не вносились (т.2 л.д.116).

Согласно протоколу № 6 совместного заседания постоянных комиссий Феодосийского городского совета Республики Крым от 10.01.2020 г. единогласно принято решение о включении проекта решения «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5» в повестку внеочередной 10 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым (т.1 л.д.145).

10 января 2020 г. состоялась внеочередная 10 сессия Феодосийского гор совета Республики Крым второго созыва, на которой из общего количества, составляющего 28 депутатов, присутствовали 24 депутата.

На повестке дня указанной сессии (пункт 1) был поставлен вопрос «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5».

По данному вопросу за принятие решения проголосовали 24 депутата, против – 0, воздержались – 0 (т.1 л.д.143-144, т.2 л.д.117-118).

Таким образом, Феодосийским городским советом Республики Крым созыва на внеочередной 10 сессии 10 января 2020 г. принято решение № 61 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5», которым решено утвердить Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5 (далее – Порядок определения размера арендной платы) (пункт 1); признать утратившим силу решение 66 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 23.12.2016 г. № 711 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе, публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ ФИО5» (пункт 2); настоящее решение обнародовать на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым feo.rk.gov.ru на официальном портале Правительства Российской Федерации и опубликовать в газете «Победа» Феодосийского городского совета Республики Крым (пункт 3); настоящее решение вступает в силу с 01.01.2020 г. (пункт 4); контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по финансам и бюджету, муниципальной собственности, социально-экономическому развитию, предпринимательству и торговле (ФИО12), Главу администрации города Феодосии ФИО13 (пункт 4) (т.2 л.д.71-88).

Решение Феодосийского городского совета Республики Крым от 10 января 2020 г. № 61 обнародовано 14.01.2020 г. на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым на официальном Портале Правительства Республики (https://feo.rk.gov.ru/ru/document/show/8078) и опубликовано в газете «Победа» Феодосийского городского совета Республики Крым (№4 от 18.01.2020г., стр. 13,15) (т.1 л.д.170-173).

Приложением №1 к Порядку определения размера арендной платы установлены ставки арендной платы, Приложением № 2 к указанному Порядку установлены минимальные и максимальные значения арендной платы за 1 кв.м.

Правомочность органа, принявшего решение № 61 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5», порядок введения в действие и опубликования рассматриваемого нормативного правового акта административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Судом установлено, что спариваемое решение принято Феодосийским городским советом Республики Крым в пределах полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме принимаемого нормативного правового акта, порядка его принятия, подписания и официального опубликования.

В соответствии с пунктом 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Пунктом 2.3 Порядка определения размера арендной платы установлено, что в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, годовой размер арендной платы определяется в зависимости от значения арендной платы за 1 кв.м земельного участка с учетом вида разрешенного использования и населенного пункта, в границах которого расположен земельный участок и рассчитывается по формуле:

ЗАП 1 кв.м = КС * САП%,

S

где:

ЗАП 1 кв.м - значение арендной платы за 1 кв.м земельного участка;

КС – кадастровая стоимость земельного участка;

САП% - ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка согласно Приложению 1 к настоящему Порядку;

S – площадь земельного участка.

Согласно пункту 2.3.2 Порядка определения размера арендной платы, в случае если ЗАП 1 кв.м меньше либо равен минимальному значению арендной платы за 1 кв.м, приведенному в Приложении 2 к настоящему Порядку, то годовой размер арендной платы рассчитывается по формуле:

АП = Зmin * S, где

АП – годовой размер арендной платы,

Зmin – минимальное значение арендной платы за 1 кв.м, приведенное в Приложении 2 к настоящему Порядку;

S – площадь земельного участка.

Согласно Приложению № 1 к Порядку определения размера арендной платы (далее - Приложение № 1) размер ставки платы в отношении земельных участков в пгт. Коктебель с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание» (код 4.7) составляет 2,89% (т.2 л.д.77).

Согласно Приложению № 2 к Порядку определения размера арендной платы (далее - Приложение № 2) минимальное значение арендной платы за 1 кв.м./год (Зmin) в отношении указанных земельных участков - составляет 162,32 (т.2 л.д.89).

В соответствии с требованиями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

В судебном заседании установлено, и следует из материалов дела, что на основании договора аренды земельного участка от 18.03.2016 года, заключенного между Администрацией города Феодосии в лице Первого заместителя главы администрации города Феодосии ФИО3 и ООО «ДИМ» в лице директора ФИО4, административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым площадью 15100 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для рекреационного использования под строительство базы отдыха, в соответствии с видом разрешенного использования – гостиничное обслуживание (т.2 л.д.153-158, 207-209).

Пунктом 2.1 договора аренды земельного участка от 18.03.2016 г. установлено, что настоящий договор заключен сроком до 25.06.2052 г.

Пунктом 3.1 договора аренды от 18.03.2016 года предусмотрено, что размер арендной платы за использование земельного участка устанавливается в процентном соотношении (к кадастровой стоимости земельного участка) к нормативной денежной оценке земельного участка согласно Договору о внесении изменений в договор аренды земли от 17.12.2012 регистрационный (с учетом коэффициента 3,8 и коэффициента индексации платы за землю) согласно расчету, являющемуся неотъемлемой частью данного Договора (Приложение №4).

Согласно пункту 3.4 договора аренды от 18.03.2016 г. размер арендной платы пересматривается Арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения размера ставок арендной платы, кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Республики Крым.

Договор аренды от 18.03.2016 г. зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации (т.1 л.д.34, т.2 л.д.158).

Согласно расчету арендной платы за землю за 2016 года нормативная цена земельного участка согласно дополнительному соглашению от 17.12.2012 г. регистрационный с учетом коэффициента 3,8 и коэффициентов индексации платы за землю составляет 7429072,19 руб. Расчет арендной платы:

АП = 52249,02 * 3,8 * 1,055 * 1,064 = 222872,16 руб. (т.2 л.д.164).

Как следует из пункта 2.6 Порядка определения размера арендной платы, утвержденного решением Феодосийского городского совета Республики Крым от 10.01.2020 г. № 61, размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случаях изменения кадастровой стоимости земельного участка и (или) вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Крым, муниципальных правовых актов, влекущих изменение размера арендной платы (т.2 л.д.73).

Согласно пунктам 4.1, 4.2 Порядка определения размера арендной платы настоящий порядок вступает в силу с 01.01.2020. настоящий порядок распространяет свое действие на правоотношения, возникшие из договоров аренды земельных участков, заключенных до 01.01.2020 (т.2 л.д.74).

Пунктом 4.3 Порядка определения размера арендной платы установлено, что внесение изменений в части размера и условий внесения арендной платы в договора аренды земельных участок, заключенные после 21 марта 2014 года, оформляется соответствующим дополнительным соглашением (т.2 л.д.74).

Согласно выписке из ЕГРН от 11.02.2022 г. № КУВИ001/2022-19388412 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым составляет 84706168, руб. (т.1 л.д.99-102).

Оценивая правовую заинтересованность административного истца в оспариваемом нормативном правовом акте, суд исходит из того, что действующим договором аренды предусмотрен размер арендной платы в сумме 222872,16 руб., а сумма арендной платы за год, исходя из расчета, проведенного в соответствии с оспариваемым нормативным правовым актом, значительно выше. При таких обстоятельствах, ООО «ДИМ» является субъектом регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом правоотношений.

Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Данное постановление Правительства Российской Федерации является общеобязательным при установлении размера арендной платы за использование всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Одним из таких принципов является принцип экономической обоснованности, который предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 г. № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28 февраля 2017 г. № 424-О, указал, что государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, согласно Постановлению Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым», нормативная стоимость одного квадратного метра земельного участка с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание» (код 4.7) с учетом ежегодных индексов инфляции (1,064 х 1,04 х1,04 х1,043) в 2019 г. составляла по пгт. Коктебель 2705,41 руб. Аренданая плата за 1 кв.м. земельного участка с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание» в 2019г. в пгт. Коктебель составляла: 2705,41 руб.х6%=162,32 рублей. Именно это значение арендной платы и было принято за минимальное значение (Зmin) арендной платы за 1 кв.м.

Таким образом, судом установлено, что минимальное значение (Зmin) арендной платы за 1 кв.м. получено путем индексации значения, установленного ПостановлениемСовета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым», признанное утратившим силу Постановлением Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 года № 821 «О порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 450», вступившим в силу с 1 января 2020 года.

В подтверждение экономической обоснованности установленного оспариваемым Порядком размера арендной платы ответчиком представлены текстовая часть финансово-экономического обоснования и финансово-экономическое обоснование в форме таблицы. При этом, ответчик не оспаривает сам фат того, что данные документы были предоставлены только суду и не направлялись для рассмотрения в качестве приложения к проекту решения Феодосийского городского совета Республики Крым от 10.01.2020г. №61. Вышеуказанные документы не содержат выводов экономической обоснованности размеров ставок и доказательств того, что при их определении производились необходимые расчеты. Финансово-экономическое обоснование в форме таблицы не является расчетом, показывающим доходность земельных участков и не содержит многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и не может являться надлежащим доказательством соблюдения принципа экономической обоснованности при установлении равновесной ставки Зmin.

Экономическая обоснованность размера арендной платы предполагает учет не только объема планируемых поступлений в бюджет от сдачи имущества в аренду, но и анализ, оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.

Финансово-экономическое обоснование к Порядку определения размера арендной платы, представленное административным ответчиком, таких данных не содержит. Содержание представленного обоснования не позволяет сделать вывод о том, что надлежащим образом проведены анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что экономическое обоснование применения значения (Зmin), входящего в состав формулы определения годовой арендной платы, отсутствует.

Одним из принципов определения арендной платы является принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что равновесное значение Зmin не может быть обосновано показателями нормативно-денежной оценки земли, утратившими силу, применение которых было обусловлено переходным периодом до установления кадастровой стоимости земельных участков.

Недействующая нормативная стоимость 1 кв.м земельного участка на 2015 год, умноженная, в том числе, на коэффициент инфляции, рассчитанный с 2016 года, не может свидетельствовать о соблюдении принципа предельной простоты расчета.

Как следует из приведенной в пункте 2.3 Порядка формулы расчета значения арендной платы за 1 кв.м земельного участка, в нем используется показатель кадастровой стоимости земельного участка. Однако пунктом 2.3.2 введена зависимость данного значения арендной платы 1 кв.м от минимального значения размера арендной платы за 1 кв.м. (Зmin), рассчитанного, в том числе, исходя из проиндексированной нормативной цены.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что предусмотренный подпунктом 2.3.2 пункта 2.3 Порядка определения размера арендной платы механизм исчисления минимального значения не отвечает принципу правовой определенности, что размер арендной платы установлен не только по виду разрешенного использования земельных участков, но и в зависимости от минимальных значений арендной платы за 1 кв.м., определяемых Приложением 2, что противоречит приведенным нормам действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что подпункт 2.3.2 пункта 2.3 Порядка определения размера арендной платы, а также Приложение 2 к вышеуказанному Порядку в части определения минимального значения размера арендной платы за 1 кв.м. (Зmin) земельных участков в пгт. Коктебель с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание» (код 4.7) установлены в нарушение принципов, введенных постановлением Правительства Российской Федерации № 582, в том числе в отсутствие экономического обоснования, предсказуемости расчета размера арендной платы и предельно допустимой простоты при расчете названного показателя, входящего в состав формулы определения годовой арендной платы.

Что касается соблюдения законности при установлении размера арендной ставки 2,89 % в отношении земельных участков в пгт. Коктебель с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание» (код 4.7) (Приложения 1), суд считает необходимым отметить следующее.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что фактически показатель размера арендной ставки 2,89 % в расчетах применялся только для установления значения САП%, используемого для последующего определения значения, исходя из которого в дальнейшем на основании п.п. 2.3.2 или п.п. 2.3.3 Порядка определения арендной платы рассчитывается арендная плата с применением значений или Зmin или Зmах.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, в том числе письменными пояснениями Администрации (т.2 л.д.145-150, 172-174), что размер арендной ставки 2,89 % был определен таким образом, чтобы сумма арендных платежей для соответствующего вида разрешенного использования оставалась в том же размере, что и сумма арендных платежей с применением ранее установленных ставок к нормативной цене земельного участка.

При утверждении коэффициентов и ставок арендной платы за земельные участки уполномоченным органом, среди прочего, должна быть принята во внимание не только кадастровая стоимость земельного участка, но и его доходность, учитываемая при проведении экономического обоснования установления тех или иных показателей при расчете ставок арендной платы.

Как было указано ранее, соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 29.11.2016 г. № 1498-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков. Расположенных на территории Республики Крым» установлены удельные показатели кадастровой стоимости земель (далее – УПКС) по видам разрешенного использования. В соответствии с указанным распоряжением УПКС 1 кв.м. земельного участка с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание (код 4.7)» составляет 5609,75 руб.

В доказательство соблюдения принципа экономической обоснованности Администрация предоставила лишь пояснения, согласно которым, устанавливая размера арендной ставки 2,89 % ответчик руководствовался логикой, согласно которой УПКС 1 кв.м. земельного участка в пгт. Коктебель с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание (код 4.7)» составляет 5609,75 руб., что больше нормативной цены за 1 кв.м. такого земельного участка на 2904,34 руб. (т.2 л.д.147), в связи с чем, оптимальным вариантом ставки арендной платы выбран 2,89% (САП).

Из материалов дела усматривается, что оспариваемый истцом размер арендной ставки 2,89%, установленный в Приложении 1 к Порядку определения арендной платы фактически дифференцирован исходя из вида разрешенного использования земельного участка. При этом, установление процентной ставки в размере 2,89% не отвечает принципу экономической обоснованности, поскольку суду не предоставлен обоснованный расчет процентной ставки с учетом доходности земельного участка и с указанием каким методом рассчитан процент. Не предоставлено экономическое обоснование применения арендной ставки в размере 2,89 % от кадастровой стоимости, с оценкой доли арендной платы в составе расходов, связанных с эксплуатацией и влиянием размера арендной платы на экономические показатели.

Ни финансово-экономическое обоснование, ни представленные суду расчеты не содержат обоснования установления ставки арендной платы в размере 2,89% при расчете арендной платы за земельные участки в пгт. Коктебель, находящиеся в муниципальной собственности, с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание» (код 4.7).

Указанные документы не содержат анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков в пгт. Коктебель с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание» (код 4.7), отсутствует оценка доли арендной платы в составе расходов, связанных с эксплуатацией и влиянием размера арендной платы на экономические показатели.

Установление оспариваемым нормативно-правовым актом размера арендной ставки 2,89% не отвечает принципу предельной допустимости простоты расчета арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Как уже отмечалось судом, фактически для расчета годового размера арендной платы земельного участка, находящегося в пользовании истца, применяется формула, установленная пунктом 2.3.2 Порядка определения размера арендной платы:

АП = Зmin * S, где

АП – годовой размер арендной платы,

Зmin – минимальное значение арендной платы за 1 кв.м, приведенное в Приложении 1 к настоящему Порядку;

S – площадь земельного участка.

При этом фактически размер арендной ставки 2,89% из расчета кадастровой стоимости земельного участка в указанной формуле не применяется, что не может отвечать принципу предельной допустимости простоты расчета арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Суд обращает внимание на то, что осуществляемое законодателем правовое регулирование в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. № 11-П, от 27 июня 2013 г. №15-П, от 23 декабря 2013 г. № 29-П и др.).

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований административного истца о признании недействующими подпункта 2.3.2 пункта 2.3 «Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5», утвержденного решением 10-ой сессии 2-го созыва Феодосийского городского совета Республики Крым от 10 января 2020 года № 61, Приложения № 1 к «Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5», утвержденного решением 10-ой сессии 2-го созыва Феодосийского городского совета Республики Крым от 10 января 2020 года № 61, в части установления размера ставки арендной платы в размере 2,89% для земельных участков с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание» (код 4.7), находящихся на территории пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республика Крым, а также Приложения № 2 к «Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5», утвержденного решением 10-ой сессии 2-го созыва Феодосийского городского совета Республики Крым от 10 января 2020 года № 61, в части установления минимального значения арендной платы за 1 кв.м./год (Зmin) в размере 162,32 руб. для земельных участков с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание» (код 4.7), находящихся на территории пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республика Крым.

Учитывая, что целью административного иска в силу положений КАС РФ является судебная защита и восстановление нарушенного субъективного публичного права или законного интереса участника публичного правоотношения, суд усматривает наличие правовых оснований для удовлетворения административного иска в полном объеме.

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого Порядок определения размера арендной платы, а также Приложения № 1 и № 2 к указанному Порядку в соответствующей части должны быть признаны недействующими, суд полагает, что поскольку они до вынесения решения суда применялись, и на их основании реализовывались права граждан и организаций, они подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению в официальном печатном издании Феодосийского городского совета Республики Крым.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «ДИМ» к Феодосийскому городскому совету Республики Крым, главе Феодосийского городского совета Республики Крым ФИО2, заинтересованные лица на стороне административного ответчика: Администрация города Феодосии Республики Крым; МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым», о признании нормативного правового акта недействующим в части - удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:

- подпункт 2.3.2 пункта 2.3 «Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5», утвержденного решением 10-ой сессии 2-го созыва Феодосийского городского совета Республики Крым от 10 января 2020 года № 61;

- Приложение № 1 к «Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5», утвержденного решением 10-ой сессии 2-го созыва Феодосийского городского совета Республики Крым от 10 января 2020 года № 61, в части установления размера ставки арендной платы в размере 2,89% для земельных участков с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание» (код 4.7), находящихся на территории пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республика Крым.

- Приложение № 2 к «Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ ФИО5», утвержденного решением 10-ой сессии 2-го созыва Феодосийского городского совета Республики Крым от 10 января 2020 года № 61, в части установления минимального значения арендной платы за 1 кв.м./год (Зmin) в размере 162,32 руб. для земельных участков с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание» (код 4.7), находящихся на территории пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республика Крым.

Взыскать с Феодосийского городского совета Республики Крым в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ДИМ» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Феодосийского городского совета Республики Крым.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым Е.И. Холодная

Решение изготовлено в окончательной форме 07.07.2022 года.