Дело № 2а-96(2)\2020 г.
УИД 64RS0034-02-2020-000338-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2020 г. с. Воскресенское
Саратовский районный суд (2) Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Судоплатова А.В.,
при секретаре Мазановой Ю.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области к Воскресенскому РОСП УФССП России по Саратовской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера
установил:
Администрация Воскресенского муниципального района (далее – администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Воскресенскому РОСП УФССП по России по Саратовской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора возбужденного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Воскресенского РОСП УФССП России по Саратовской области от 07 февраля 2014 г., утвержденным начальником отдела – старшим судебным приставом ФИО1 от 20 ноября 2019 г. по исполнительному производству № 245\14\10\64-ИП от 28 января 2014 г., мотивируя свои требования тем, что решением Саратовского районного суда от 24 мая 2013 г. по делу №2-94-107(2)/2013 г.удовлетворены исковые требования прокурора Воскресенского района к администрации и на ответчика возложена была обязанность в срок не позднее 01 января 2014 г. принять меры по обращению в муниципальную собственность бесхозяйного водопровода, расположенного на территории Воскресенского, Синодского, Елшанского поселений, Воскресенского муниципального района Саратовской области.
Исполнительное производство возбуждено было 28 января 2014г. 20 ноября 2019 г. с администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.. Администрация считает, что отсутствует ее вина в неисполнении решения суда в срок, а также постановления судебного пристава – исполнителя о возбуждении исполнительного производства в срок, установленный для добровольного исполнения.
По мнению административного истца, до момента регистрации права муниципальной собственности требовалось провести инвентаризацию объектов водоснабжения, соблюдение конкурсных процедур на заключения договоров на подготовку технической документации, инвентаризацию объектов водоснабжения исполнителем по муниципальному контракту, подготовку технической документации кадастровыми инженерами, загрузку документации для постановки на учет объектов в ЕГРН как бесхозяйных, розыск документации, подтверждающий соблюдение обязательных требований при строительстве линейных объектов, подготовку и рассмотрение в судебном порядке заявлений о признании на каждый объект прав муниципальной собственности.
С целью финансирования мероприятий по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйных объектов, в том числе водопроводов, постановлением администрации от 25.06.2014 г. №54-н утверждена муниципальная программа «Оформление права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты на территории Воскресенского муниципального района Саратовской области на 2014-2016 годы». Постановлением администрации от 17.04.2017 № 27-н утверждена муниципальная программа «Оформление права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты на территории Воскресенского муниципального района Саратовской области на 2017-2019 годы».
Между администрацией и ООО «Центр кадастровых работ ГИНЭС» 14.07.2015 г. заключен контракт №29 на оказание услуг по технической инвентаризации водопроводных сетей с. Воскресенское. Срок оказания услуг -70 календарных дней с момента подписания контракта сторонами.
Между администрацией и ООО «Агентство кадастровых работ» 14.10.2016 г. заключены договора № № МК -25-16, 27-16 на проведение работ по технической инвентаризации и постановке на кадастровый учет водопроводных сетей с. Воскресенское, а также сел Воскресенского района. Срок исполнения работ по каждому договору -60 календарных дней с момента получения исполнителем полного пакета документов.
30.06.2017 г. между администрацией и ООО «Саратовское БТИ заключен муниципальный контракт на выполнение работ по проведению технической инвентаризации и подготовке технических планов объектов недвижимости Воскресенского муниципального района, в том числе водопроводов. Срок исполнения работ - в течение дней 60 с даты заключения контракта. Акт приема передачи технической документации сторонами подписан 25.09.2017 г.
К настоящему времени оформлено в муниципальную собственность 26 объектов водопроводов. В период с 03.06.2019 г., на кадастровый учет в качестве бесхозяйных поставлено 82 объекта. В отношении 48 объектов ведется работа по исправлению технической документации со стороны кадастровых инженеров
Истец считает, что работы по обращению в муниципальную собственность объектов водопроводов не были проведены в полном объеме к 07.02.2014 г. по причинам, не зависящим от администрации
Кроме того, Воскресенский муниципальный район является дотационным. Дефицит бюджета на 01.12.2019 г. составляет 20,57 млн. руб. По мнению истца, оплата исполнительского сбора окажет негативное влияние на исполнение социальных обязательств муниципального района. Администрация просит освободить ее от уплаты исполнительного сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Воскресенского РОСП УФССП России по Саратовской области, утвержденным начальником отдела – старшим судебным -приставом ФИО1 20 ноября 2019 г.
Представитель администрации ФИО2, действующая на основании доверенности № 14 от 11 июля 2019 г. в судебное заседание не явилась, представила суду заявление о рассмотрения дела в ее отсутствие, требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика Воскресенского РОСП УФССП России по Саратовской области в судебном заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Заинтересованные лица: прокурор Воскресенского района, Управление федеральной службы судебных приставов по Саратовской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Исследовав письменные доказательства, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно части 2 статьи 112 названного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к таковым рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, содержащейся в пункте 75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, из анализа приведенных норм и разъяснений Верховного Суда РФ следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что вступившим в законную силу решением Саратовского районного суда от 24 мая 2013 г. по делу № 2-94-107(2)2013 г. удовлетворены исковые требования прокурора Воскресенского района к администрации Воскресенского муниципального района и на ответчика возложена была обязанность в срок не позднее 01 января 2014 г. принять меры по обращению в муниципальную собственность бесхозяйного водопровода, расположенного на территории Воскресенского, Синодского, Елшанского поселений, Воскресенского муниципального района Саратовской области.
На основании указанного судебного акта приставом 28 января 2014 г. возбуждено исполнительное производство № 245\14\10\64-ИП в отношении администрации, должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.
В связи с неисполнением требований исполнительных документов в установленный срок судебным приставом – исполнителем Воскресенского РОСП вынесено Постановление от 07 февраля 2014 г. о взыскании с администрации в рамках исполнительного производства № 245\14\10\64-ИП исполнительского сбора в размере 50 000 руб., утвержденным начальником отдела Воскресенского РОСП ФИО1 20 ноября 2019 г. Сведений о том, что оно в последующем отменено, в материалах дела не имеется.
По смыслу ч.ч. 3 и 3.1 ст.112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор взыскивается однократно в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
Из материалов дела следует, что в обоснование отсутствие вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный приставом, администрация указала, что ею предпринимались все зависящие от нее меры для надлежащего исполнения обязательств.
Так, с целью финансирования мероприятий по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйных объектов, в том числе водопроводов, постановлением администрации от 25.06.2014 г. №54-н утверждена муниципальная программа «Оформление права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты на территории Воскресенского муниципального района Саратовской области на 2014-2016 годы» (том.1 л.д. 11-42). Постановлением администрации от 17.04.2017 № 27-н утверждена муниципальная программа «Оформление права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты на территории Воскресенского муниципального района Саратовской области на 2017-2019 годы» (том.1 л.д. 43-67).
Между администрацией и ООО «Центр кадастровых работ ГИНЭС» 14.07.2015 г. заключен контракт №29 на оказание услуг по технической инвентаризации водопроводных сетей с. Воскресенское. Срок оказания услуг -70 календарных дней с момента подписания контракта сторонами (том.1 л.д. 68-70).
Между администрацией и ООО «Агентство кадастровых работ» 14.10.2016 г. заключены договора № № МК -25-16, 27-16 на проведение работ по технической инвентаризации и постановке на кадастровый учет водопроводных сетей с. Воскресенское, а также сел Воскресенского района. Срок исполнения работ по каждому договору -60 календарных дней с момента получения исполнителем полного пакета документов (том.1 л.д. 71-90).
30.06.2017г. между администрацией и ООО «Саратовское БТИ заключен муниципальный контракт на выполнение работ по проведению технической инвентаризации и подготовке технических планов объектов недвижимости Воскресенского муниципального района, в том числе водопроводов. Срок исполнения работ - в течение дней 60 с даты заключения контракта. Акт приема передачи технической документации сторонами подписан 25.09.2017 г. (том.1 л.д. 91-144).
К настоящему времени оформлено в муниципальную собственность 26 объектов водопроводов. В период с 03.06.2019 г., на кадастровый учет в качестве бесхозяйных поставлено 82 объекта. В отношении 48 объектов ведется работа по исправлению технической документации со стороны кадастровых инженеров
Администрация является бюджетной организацией, финансируемой из бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на соответствующий год.
В соответствии со ст. 15 БК РФ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрация не уклонялась от исполнения решения суда, принимала меры по надлежащему исполнению решения суда, но в связи по объективным причинам, не зависящим от ответчика указанным выше, исполнение решения суда к установленному сроку не было исполнено в полном объеме. Следовательно, имеются основания для освобождения должника от взыскания исполнительного сбора, так как должник предпринимал зависящие от него меры по исполнению решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области к Воскресенскому РОСП УФССП России по Саратовской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера – удовлетворить.
Освободить администрацию Воскресенского муниципального района Саратовской области от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Воскресенского РОСП УФССП России по Саратовской области от 07 февраля 2014 г., утвержденным начальником отдела – страшим судебным приставом ФИО1 от 20 ноября 2019 г. по исполнительному производству № 245\14\10\64- ИП от 28 января 2014 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через суд, принявший решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись А.В. Судоплатов
Копия верна: судья А.В. Судоплатов
Секретарь Ю.Ф. Мазанова