ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-960/18 от 10.08.2018 Сокольского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2а- 960/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2018 года г. Сокол

Вологодская область

Сокольский районный суд Вологодской области в составе председательствующей судьи Кротовой М.Ю.,

при секретаре Пекарской И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области о ликвидации Сокольского станичного казачьего общества, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области обратилось в суд с административным иском к Сокольскому станичному казачьему обществу о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ принято решение о государственной регистрации Сокольского станичного казачьего общества. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службы по Вологодской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании некоммерческой организации Сокольское станичное казачье общество за основным государственным регистрационным номером . Согласно сведений ЕГРЮЛ организация находится по адресу: <адрес>, руководителем (Атаманом) является <данные изъяты>

В рамках осуществления государственного контроля в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением министерства юстиции РФ проведена плановая документальная проверка, в ходе которой выявлены нарушения юридическим лицом законодательства и положений Устава:

- не соблюдаются требования пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в части ежегодного размещения в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставления средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган;

- не исполняется обязанность по представлению в Территориальный орган государственной статистики (Вологдастат) бухгалтерской и статистической отчетности, что противоречит пункту 1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- не исполняется обязанность по предоставлению отчетности в налоговый орган в нарушение пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации;

- пункт 9.1 Устава противоречит пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части регистрации эмблемы;

- перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции Круга Организации, указанных в пункте 7.1.5 Устава, не соответствует пункту 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

- не избрано Правление, предусмотренное пунктом 7.2.2 Устава; отсутствует соответствующий протокол Круга об избрании;

- не выдержана периодичность проведения заседаний Круга Организации, установленная пунктом 7.1.1 Устава (не реже одного раза в год); не представлены на проверку протоколы заседаний;

- не соблюдена периодичность заседаний Правления (ежемесячно) в нарушение пункта 7.2.8 Устава;

- не проводятся ежегодные плановые проверки Контрольно – ревизионной комиссии, предусмотренные пунктом 7.6.5 Устава; акты проверки Контрольно – ревизионной комиссии на проверку не представлены;

- в подпункте 10 пункта 7.1.5 Устава имеется ссылка на пункт 6.1.4 Устава, который в Уставе отсутствует.

В целях устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес Организации направлены предписания, в которых установлены сроки для устранения нарушений. Корреспонденция ответчиком не получена, возвращена в Управление с отметкой почтового отделения «истечение срока хранения». Предписания Организацией не обжалованы.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в отношении Сокольского станичного казачьего общества составлены протоколы об административном правонарушении.

Постановлениями мирового судьи Вологодской области по судебному участку от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Таким образом, некоммерческой организацией совершены грубые нарушения законодательства Российской Федерации, кроме того, ответчик неоднократно уклонялся от законных предписаний Управления устранить выявленные нарушения.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил слушать дело в отсутствие представителя.

Представитель административного ответчика надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, возражений не представил, об отложении слушания дела не просил.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, просил слушать дело в отсутствие представителя, вопрос о рассмотрении дела оставил на разрешение суда; в отзыве обращал внимание на наличие у административного ответчика неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

Суд в соответствие с требованиями части 4 статьи 263 Кодекса Административного судопроизводства РФ определил слушать дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Казачье общество в силу части 3 данной статьи, статьи 6.2 Закона является одной из форм некоммерческой организации.

Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

По информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, представленной в Управление Министерства юстиции РФ по Вологодской области, Сокольское станичное казачье общество за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не предоставляло в орган государственной статистики статистическую и годовую бухгалтерскую отчетность.

Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган (часть 3.2 статьи 32 Закона).

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010 года № 252 утвержден Порядок размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Между тем, в нарушение данных требований, Сокольское станичное казачье общество не размещает в сети Интернет и средствах массовой информации отчеты и сообщения о продолжении своей деятельности.

На основании пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе, представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов.

Согласно информации Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 9, направленной в адрес истца, с момента постановки на учет ССКО, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, налоговая и бухгалтерская отчетность Обществом не предоставлялась; Общество привлекалось к налоговой ответственности в соответствие с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное предоставление сведений о среднесписочной численности работников за ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 9.1 Устава Сокольского станичного казачьего общества, утвержденного решением Круга (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), в качестве символов Общество использует собственную эмблему и флаг, образцы которых утверждаются Правлением и регистрируются в установленном законом порядке, вместе с тем, регистрация символов не предусмотрена пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О некоммерческих организациях».

Перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции Круга организации, которые не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, определенный в пункте 7.1.5 Устава, не соответствует части 3 статьи 29 Федерального закона № 7-ФЗ.

При проверке не представлен протокол об избрании Правления, который является в силу пункта 7.2.1 Устава постоянно действующим коллегиальным руководящим органом, осуществляющим от имени Общества права юридического лица и исполняет его обязанности; отсутствуют документы, подтверждающие проведение ежемесячных заседаний Правления (пункт 7.2.8 Устава).

Не представлены протоколы проведения заседания Круга организации за период после ДД.ММ.ГГГГ, что не соответствует положению пункта 7.1.1. Устава Общества, предусматривающего периодичность созыва Круга не реже одного раза в год.

Согласно пункту 7.6.3. Устава контрольно-ревизионная комиссии Общества, избираемая Кругом сроком на пять лет в количестве пяти человек, осуществляет проверку соответствия деятельности Общества Уставу, а также проверку финансово-хозяйственной деятельности Общества.

В нарушение пункта 7.6.5 Устава, при проверке не представлены документы, подтверждающие проведение контрольно-ревизионной комиссией плановых проверок не реже одного раза в год.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 30.10 части 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, к полномочиям Министерства юстиции отнесено осуществление федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Как следует из материалов дела, Управлением Министерства юстиции РФ по Вологодской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводилась плановая документарная проверка соответствия деятельности Общества целям, предусмотренным учредительными документами, и законодательству Российской Федерации; результаты проверки отражены в акте от ДД.ММ.ГГГГ; в связи с выявленными нарушениями Управлением в адрес ответчика вынесены предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости устранить нарушения и представить в Управление в установленные сроки необходимые документы.

Данные предупреждения административным ответчиком не оспорены.

Постановлениями мирового судьи Вологодской области по судебному участку от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, Сокольское станичное казачье общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за не выполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

В соответствие с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Частью 10 статьи 31 названного Закона предусмотрено, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В соответствие с пунктом 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.

В качестве грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.

Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения (пункт 27 Постановления).

При этом, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ).

Материалами дела установлены обстоятельства (не представление в налоговой орган с момента постановки на учет налоговой и бухгалтерской отчетности, не направление в орган статистики отчетности, отсутствие ежегодных проверок контрольно-ревизионной комиссии и др.), являющиеся грубыми нарушениями закона, позволяющие применить в отношении Сокольского станичного казачьего общества исключительную меру - ликвидацию организации, как единственно возможную в целях устранения допущенных нарушений закона.

При этом суд учитывает, что до настоящего времени ответчиком допущенные нарушения не устранены, мер для этого не предпринимается.

В связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264-265 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области к Сокольскому станичному казачьему обществу о ликвидации некоммерческой организации удовлетворить.

Ликвидировать Сокольское станичное казачье общество, исключить общество из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Ю. Кротова