ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-960/19 от 06.05.2019 Кирово-чепецкого районного суда (Кировская область)

Дело № 2а-960/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кирово-Чепецк 06 мая 2019 года

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Тимкиной Л.А.,

при секретаре судебного заседания Копытовой Е.А.,

с участием представителя административного истца по доверенности ФИО3, административного ответчика ФИО1, представителя заинтересованного лица по доверенности ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием аудиозаписи административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по <адрес> к ФИО1 о взыскании пени по неуплаченным взносам,

установил:

Межрайонная ИФНС России *** по <адрес> обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании пени по неуплаченным взносам.

В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя <дата>, являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному медицинскому страхованию. В нарушение Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон №212), действовавшего на момент возникновения правоотношений по уплате обязательных взносов не уплатил в установленный срок в бюджет Пенсионного фонда РФ страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию, в бюджет Федерального фонда ОМС по обязательному медицинскому страхованию. Сумма задолженности не погашена. В соответствии со ст.25 Закона №212 должнику начислены пени на основании требования от <дата>***. Административный ответчик направил заявление на отмену судебного приказа, <дата> мировой судья вынес определение об отмене судебного приказа.

Ссылаясь на ст.31,48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), просит суд взыскать с административного ответчика начислены пени по неуплаченным взносам за 2012, 2013 годы в следующих размерах:

1947,54 руб. - пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой части трудовой пенсии;

331,86 руб. – пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России *** по <адрес> по доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленные требования, пояснил, что в рамках судебного приказа *** о взыскании с ФИО1 пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, было в принудительном порядке удержано 8,96 руб., следовательно долг по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составил 1 938,58 руб.. Сослался на ст.78 НК РФ, пояснил, что НК РФ предусмотрена возможность осуществления налоговым органом зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Административный ответчик подал заявление на зачет по истечении семи лет.

Административный ответчик ФИО1 возражал против удовлетворения заявленных требований, не помнит взыскивалась ли с него задолженность по страховым взносам, оплачивал ли он взысканную задолженность, доказательств того суду не представил. Полагал, что возможно зачесть сумму переплаты в счет погашения задолженности по пени. Свой расчет суду не представил.

Представитель заинтересованного лица – ГУ-УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) по доверенности ФИО4 в судебном заседании поддержала административные исковые требования. Представила суду доказательства возникновения и взыскания основного долга по страховым взносам, возникновения и взыскания пени по страховым взносам (исковые требования), дала пояснения в какие суммы по справке ответчика входят взыскиваемые суммы пени. Сослалась на ч.13 ст.26 Закона ***, пояснила, что заявление о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной сумму. Суммы переплаты на накопительную часть пенсии в размере 17,027 руб., на страховую часть пенсии в размере 337,62 уплачены <дата>. таким образом, заявление о зачете указанных сумм могло быть подано до <дата>.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные материалы дела, находит заявленные Межрайонной ИФНС России *** по <адрес> требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

***

Согласно ч.1 ст.18.1 НК РФ в Российской Федерации НК РФ устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

На момент возникновения правоотношений действовал Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратил силу с 01.01.2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Закон №250).

Согласно ст.23 Закона №250 расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 01.01.2017, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» возложил на налоговые органы с 01.01.2017 осуществлять судебно-претензионную работу по взысканию задолженности по страховым взносам.

В соответствии ст. 5 Закона №212 страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели. Таким образом, исходя из вышеназванных законоположений, на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате страховых взносов, эта обязанность возникает в силу факта приобретения ими статуса индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный ответчик был зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация прекращения предпринимательской деятельности произведена налоговым органом <дата> (лд.10-15).

По делу установлено, что являясь индивидуальным предпринимателем, административный ответчик обязан был уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также в бюджет Федерального фонда ОМС, однако указанную обязанность, в установленные сроки, не исполнил. Данный довод подтвержден в исследованными доказательствами по делу: судебным приказом *** от <дата> (лд.53), постановлением *** от <дата> (лд.57-58), пояснениями представителя заинтересованного лица (лд.43)

Согласно ст.25 Закона №212 пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки (ч.1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч.2).

Согласно ст.31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике (подп.7 п.1), предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения (подп.14 п.1).

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов ГУ-УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) в адрес административного ответчика было направлено требование *** по состоянию на <дата> об уплате пени за 2012,2013 годы, в котором был установлен срок исполнения до <дата>, что подтверждается копией реестра на отправку заказных писем от <дата> (лд.16, 18). Требование ответчиком в добровольном порядке не исполнено.

Суд, руководствуясь установленным п.2 ст.48 НК РФ шестимесячным сроком на подачу заявления в суд общей юрисдикции со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, приходит к выводу о том, что орган не пропустил срок подачи заявления мировому судье на выдачу судебного приказа на взыскание задолженности по налогам и пени с административного ответчика. Заявление на выдачу судебного приказа было направлено мировому судье <дата> (почти через 1,5 месяца), данный довод подтвержден исследованным в судебном заседании материалами гражданского дела ***. В судебном заседании установлено, что <дата> мировой судья судебного участка *** вынес судебный приказ *** о взыскании с административного ответчика задолженности по пени 1947,54 руб. - пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой части трудовой пенсии; 331,86 руб. – пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС.

Суд установил, что <дата> мировой судья судебного участка *** вынес определение об отмене судебного приказа *** от <дата>, так как в материалах дела не имелось сведений о получении должником копии судебного приказа от <дата>, от должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа.

Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.12.2011) п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, в том числе и для повышения эффективности и ускорения судопроизводства, специальный порядок обращения в суд налогового органа (таможенного органа), согласно которому требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица предъявляется налоговым органом (таможенным органом) в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены налоговым органом (таможенным органом) только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев от этой даты.

Суд установил, что налоговый орган не пропустил срок подачи искового заявления с требованием о взыскании с административного ответчика задолженности по пени (шестимесячный срок со дня отмены судебного приказа не истек). Исковое заявление подано в Кирово-Чепецкий районный суд <дата> (лд.5).

Суд, проверив представленный истцом расчет задолженности по пени, который подтверждает неисполнение административным ответчиком обязанности по уплате страховых взносов в установленный срок и направленных в его адрес требований, приходит к выводу о правомерности требования административного истца о взыскании с административного ответчика данной задолженности частично.

Исследуя материал гражданского дела *** о выдаче судебного приказа к административному ответчику (лд.21 ***) по заявленным требованиям, суд установил, что согласно информации об арестах, предоставленной Кировским отделением №8612 Сбербанк, у владельца счета ***ФИО1 были произведены аресты денежных средств по номеру исполнительного производства *** в сумме 8,96 руб. <дата> в 17,40 час. в счет погашения взыскания по пени на пенсионное страхование (из суммы 1 498,11 руб.).

Согласно ч.13 ст.26 Закона №212, заявление о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной сумму. Суммы переплаты на накопительную часть пенсии в размере 17,027 руб., на страховую часть пенсии в размере 337,62 уплачены <дата>. таким образом, заявление о зачете указанных сумм могло быть подано до <дата>.

Пунктами 4 и 7 ст.78 НК РФ предусмотрена возможность осуществления налоговым органом зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Суд установил, что административный ответчик пропустил срок подачи заявления о зачете сумм переплаты более чем на четыре года.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 21.06.2001 №173-О указал, что данное правило не препятствует налогоплательщику обратиться за судебной защитой своих прав в случае пропуска данного срока с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. При этом действуют общие правила исчисления сроков исковой давности - три года с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

В судебном заседании установлено, что административный ответчик не производил оплату страховых взносов, а также пени, следовательно заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в следующих суммах:

1938,58 руб. (1947,54 – 8,96) - пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой части трудовой пенсии;

331,86 руб. – пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС.

Кроме того, в силу ст.114 Кодекса административного судопроизводства РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МО «Город Кирово-Чепецк» в размере 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по <адрес> к ФИО1 о взыскании пени по неуплаченным взносам удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> пени по неуплаченным взносам за 2012, 2013 годы в общем размере 2 270,44:

1938,58 руб. - пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой части трудовой пенсии;

331,86 руб. – пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.

Председательствующий судья Тимкина Л.А.

В окончательной форме решение изготовлено 07.05.2019.