К делу № 2а-960/19
23RS0012-01-2019-001051-51
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Горячий Ключ 24 октября 2019 года
Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Смирнова М.А.
при секретаре Лачинян К.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора г. Горячий Ключ в интересах Краснодарского края к администрации муниципального образования город Горячий Ключ о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований бюджетного законодательства, и обязании устранения допущенных нарушений посредством возвращения в бюджет Краснодарского края суммы средств краевого бюджета в размере 16 267 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Горячий Ключ обратился в суд в интересах Краснодарского края с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город Горячий Ключ о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований бюджетного законодательства, и обязании устранения допущенных нарушений посредством возвращения в бюджет Краснодарского края суммы средств краевого бюджета в размере 16 267 000 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города ФИО1 проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования город Горячий Ключ требований бюджетного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения требований закона. Установлено, что Контрольно-счетной палатой Краснодарского края в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка эффективности использования муниципальным образованием город Горячий Ключ государственных (муниципальных) средств в 2014-2015 годах, выделенных для реализации государственных полномочий в сфере дошкольного образования. По результатам проведенной контрольно-счетным органом проверки выявлены факты нецелевого использования средств субсидии на дополнительную помощь бюджету муниципального образования город Горячий Ключ для решения социально-значимых вопросов на 2014 год, предоставленной законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№«...»-КЗ (далее – Закон №«...»-КЗ). Так, Законом №«...»-КЗ из бюджета Краснодарского края бюджету муниципального образования город Горячий Ключ предоставлена субсидия в размере 24 000 000 рублей на решение социально значимых вопросов в 2014 году. Согласно ч.2 ст.2 Закона №«...»-КЗ субсидия имеет строго целевое назначение и направляется в соответствии с ч.2 ст.1 Закона №«...»-КЗ на ремонт и материально-техническое обеспечение объектов, находящихся в собственности муниципального образования; обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта на территории муниципальных образований, организацию проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; ремонт систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения и снабжения населения топливом; организацию благоустройства, освещения улиц и озеленения территорий муниципальных образований; иные виды расходов местных бюджетов на реализацию муниципальными образованиями их отдельных полномочий. В силу требований ч.1 ст.2 Закона №«...»-КЗ субсидии на дополнительную помощь местным бюджетам для решения социально значимых вопросов предоставляются при условии фактического осуществления органами местного самоуправления расходов в 2014 финансовом году на цели, установленные ч. 2 ст. 1 Закона №«...»-КЗ. Вместе с тем, в нарушение требований ст.38, ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ, ч.1 ст.2, ч.2 ст.2 Закона №«...»-КЗ администрацией города и подведомственными учреждениями в 2014 году допущено нецелевое использование средств, предоставленной субсидии, в размере 1 482 000 рублей, путем погашения задолженности по обязательствам, возникшим до 2014 года. Кроме того, в ходе проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой Краснодарского края, выявлен факт нецелевого использования средств субвенции, предоставленной из бюджета Краснодарского края на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№«...», заключенного между администрацией муниципального образования город Горячий Ключ и министерством образования и науки Краснодарского края. Приложением №«...» к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ№«...» определен объем средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования. Пунктом 2.2.7. соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№«...» установлена обязанность администрации города возвратить в доход краевого бюджета нецелевым образом использованные средства субсидии. Вместе с тем, часть предоставленной министерством образования и науки края субвенции в размере 14 785 000 рублей, в нарушение требований ст.38, ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ администрацией города использована не по целевому назначению, то есть не на оказание образовательных услуг в 2014 году, а на ликвидацию задолженности местного бюджета, образованной до 2014 года. По результатам проведенной проверки Контрольно-счетной палатой края ДД.ММ.ГГГГ главе муниципального образования город ФИО1 внесено представление, согласно которому администрации города необходимо принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений закона. Факт нецелевого использования администрацией города средств субвенции в размере 14 785 000 рублей подтвержден постановлением Горячеключевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым в отношении ФИО9, занимавшей в период с 2009 по 2015 годы должность заместителя главы города - начальника финансового управления администрации города, прекращено уголовное дело по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.27 УПК РФ, то есть в следствии акта амнистии. В целях устранения выявленных нарушений закона главой муниципального образования город Горячий Ключ ДД.ММ.ГГГГ утвержден, а ДД.ММ.ГГГГ уточнен план мероприятий, направленных на устранение выявленных контрольно-счетной палатой нарушений, согласно пунктам 14, 15 которого администрация города обязалась возвратить нецелевым образом использованные средства субсидии в общей сумме 16 267 000 рублей. Кроме того, в целях погашения задолженности администрацией города разработан график по возврату в течении 2018 года нецелевого расходования бюджетных средств. Вместе с тем, в нарушение указанных требований закона представление контрольно-счетного органа администрацией города не исполнено, нецелевым образом расходованные средства в бюджет Краснодарского края не возвращены. В связи с изложенным, Контрольно-счетной палатой Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ главе муниципального образования город Горячий Ключ внесено предписание с требованием в срок до 17:00 ДД.ММ.ГГГГ принять меры к возврату средств субсидии в размере 1 482 000 рублей и субвенций в размере 14 785 000 рублей, использованных не по целевому назначению, в бюджет Краснодарского края. Частью 6 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» установлено, что предписание контрольно-счетного органа должно быть исполнено в установленные в нем сроки. В нарушение указанных требований закона администрацией муниципального образования город Горячий Ключ мер, направленных на возврат нецелевым образом использованных средств бюджета Краснодарского края, не принято, следовательно, представление и предписание Контрольно-счетной палаты Краснодарского края до настоящего времени не исполнены. Неправомерное бездействие администрации города, выразившееся в нецелевом использовании предоставленных средств субсидии и субвенции, повлекли причинение ущерба бюджету Краснодарского края в размере 16 267 000 рублей. Срок исполнения предписания Контрольно-счетной палаты Краснодарского края установлен до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем срок обжалования бездействия администрации муниципального образования город Горячий Ключ истекает ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь cт. 39 КАС РФ, административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Горячий Ключ, выразившееся в неисполнении требований ст.36 Бюджетного кодекса РФ, ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст.20 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№«...»-КЗ «О Контрольно-счетной палате Краснодарского края», обязать администрацию муниципального образования город Горячий Ключ возвратить в бюджет Краснодарского края сумму средств краевого бюджета в размере 16 267 000 рублей, использованных не по целевому назначению.
В судебном заседании помощник прокурора г. Горячий Ключ ФИО2 поддержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования город Горячий Ключ ФИО4, действующая на основании доверенности №«...» от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании требования административного иска прокурора не признала. Пояснила, что действия администрации МО г. Горячий Ключ по использованию средств бюджета Краснодарского края соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ, при этом администрация муниципального образования имела право распоряжаться поступившими в её бюджет денежными средствами по своему усмотрению. Не признала, что субсидии и субвенции были использованы административным ответчиком не по целевому назначению, так как они пошли на погашение задолженностей администрации за предыдущие периоды именно в области образования, а не на другие цели. Просила суд в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель Контрольно-Счетной палаты Краснодарского края ФИО5 в судебном заседании поддержали требования административного иска и настаивали на том, что субвенции в размере 14 785 000 рублей, выделенные муниципальному образованию на финансовое обеспечение детских садов, и субсидии в размере 1 482 000 рублей, предоставленные на материально-техническое обеспечение и ремонт этих учреждений не использованы для тех целей, на которые были выделены из бюджета Краснодарского края в связи, с чем ДД.ММ.ГГГГ Контрольно-Счетной палатой края было вынесено предписание главе МО г. ФИО3 А.Н. о принятии мер к возврату средств субсидий и субвенций в бюджет Краснодарского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель Контрольно-Счетной палаты Краснодарского края ФИО7 так же пояснила, что административный ответчик подал в Арбитражный суд Краснодарского края жалобу на их предписание, согласно которому администрации МО г. Горячий Ключ было указано о возвращении в бюджет субвенции в размере 14 785 000 рублей и субсидии в размере 1 482 000 рублей, однако, в дальнейшем от администрация г. Горячий Ключ отказалась от жалобы в связи, с чем производство по делу было прекращено. Таким образом, предписание КСП КК об устранении нарушений бюджетного законодательства является законным и обоснованным, однако, до настоящего времени административным ответчиком не исполнено.
Представитель Министерства финансов Краснодарского края ФИО6, действующий на основании доверенности №«...» от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании удовлетворение административного иска оставил на усмотрение суда. Пояснил, что погашение за счет субсидий кредиторской задолженности по расходам на соответствующие цели не противоречит Закону №«...»-КЗ, поэтому, Министерство финансов Краснодарского края не усматривает оснований для применения бюджетных мер принуждения к органу местного самоуправления – администрации муниципального образования город Горячий Ключ, предусмотренную Бюджетным законодательством Российской Федерации за нецелевое использование бюджетных средств.
Представитель Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о месте, дате и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление о вручении повестки.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, считает правильным заявленные требования прокурора города Горячий Ключ, удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно акту проверки эффективности использования муниципальным образованием город Горячий Ключ государственных (муниципальных) средств, родительской платы, выделенных (привлеченных) на осуществление полномочий в сфере дошкольного образования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-78) Контрольно-Счетной палатой Краснодарского края выявлены факты нецелевого использования средств субсидии на дополнительную помощь бюджету муниципального образования город Горячий Ключ для решения социально-значимых вопросов на 2014 год, предоставленной законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№«...»-КЗ. Установлено, что администрацией города и подведомственными учреждениями в 2014 году допущено нецелевое использование средств, предоставленной субсидии, в размере 1 482 000 рублей, путем погашения задолженности по обязательствам, возникшим до 2014 года.
Из материалов дела видно, что по результатам проведенной проверки Контрольно-счетной палатой края ДД.ММ.ГГГГ главе муниципального образования город Горячий Ключ внесено представление №«...» (л.д.79-83), согласно которому административному ответчику было предложено принять меры к устранению нарушений и недостатков, отмеченных в представлении и акте проверки, и недопущению их впредь, а также о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях.
Кроме того, факт нецелевого использования администрацией города средств субвенции в размере 14 785 000 рублей подтвержден постановлением Горячеключевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 84-88), согласно которому в отношении ФИО9, занимавшей в период с 2009 по 2015 годы должность заместителя главы города - начальника финансового управления администрации города, обвинявшейся в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 285.1 УК РФ уголовное дело было прекращено ДД.ММ.ГГГГ по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.27 УПК РФ, вследствие акта амнистии, то есть по не реабилитирующим основаниям.
Согласно постановлению Горячеключевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ более точно время судебным следствием не установлено, ФИО9, являясь должностным лицом, действуя умышленно, осознавая противоправный характер своих действий, а также установленный законом порядок расходования бюджетных средств, находясь на своем рабочем месте в административном здании администрации МО г. Горячий Ключ, расположенного по адресу: <адрес>, г. ФИО1, <адрес>, дала устное указание подчиненным сотрудникам МКУ «ЦББУ г. Горячий Ключ» на составление бухгалтерских справок (№«...», 1028/1, 1029, 1029/1, 1031, 1034/4 и 1037), в которых должны быть неправомерно отражены сведения, что при оплате кредиторской задолженности был применен неверный код целевой статьи расходов, тип средств и направление финансовым управлением администрации муниципального образования г. Горячий Ключ, путем оформления уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежей произведена замена реквизитов платежных документов: код целевой статьи расходов с 6616586 (городской бюджет) изменен на код 0216086 (краевой бюджет). То есть, после осуществления данной кассовой операции источников финансирования указанных расходов муниципального бюджета необоснованно стал краевой бюджет. Указанные бухгалтерские справки были составлены по прямому указанию бывшего заместителя администрации МО г. Горячий Ключ – начальника финансового управления ФИО9, которая, после составления указанных справок, письменно их согласовала.
Таким образом, субвенции в сумме 14 785 800 рублей, предоставленные Министерством образования и науки Краснодарского края на реализацию полномочий по финансовому обеспечению расходов дошкольных образовательных организаций, связанных с предоставлением дошкольного образования на 2014 год, администрацией муниципального образования г. Горячий Ключ использованы не по целевому назначению, то есть не на оказание образовательных услуг в 2014 году, а на ликвидацию кредиторской задолженности местного бюджета, образованной за период с 2010 по 2013 годы. Факт нецелевого расходования бюджетных денежных средств, а именно субвенций, полученных муниципальных образованием г. Горячий Ключ от Министерства образования и <адрес> в 2014 году установлен Контрольно-счетной палатой Краснодарского края по результатам проведения контрольного мероприятия «Аудит эффективности предоставления и использования государственных (муниципальных) средств, родительской платы, выделенных (привлеченных) для осуществления полномочий в сфере дошкольного образования на территории Краснодарского края».
Вышеуказанное постановление Горячеключевского горсуда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, оно имеет преюдициальное значение при рассмотрении данного административного иска прокурора.
Из предписания Контрольно-счетной палаты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.98-99) на имя главы муниципального образования город Горячий Ключ ФИО8 видно, что административному ответчику было предписано в срок до 17 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ принять меры к возврату средств в бюджет Краснодарского края, а именно субсидии в размере 1 482 000 рублей и субвенций в размере 14 785 000 рублей, использованных не по целевому назначению.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» установлено, что контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Согласно ч.3 вышеуказанной статьи, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.
Из определения судьи Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № №«...», представленного стороной административного ответчика, усматривается, что заявление администрации муниципального образования г. Горячий Ключ к Контрольно-счетной палате <адрес> о признании недействительным предписания от ДД.ММ.ГГГГ№«...» в части нецелевого использования субсидий в размере 1 миллиона 482 тысяч рублей и субвенций в размере 14 миллионов 785 тысяч рублей, принято к производству суда в связи, с чем возбуждено производство по делу и назначено дело к собеседованию и предварительному судебному заседанию на ДД.ММ.ГГГГ на 15 часов 00 минут в помещении суда по адресу: <адрес> зал №«...». Однако, в соответствии с определением судьи Арбитражного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А32-22696/2019, представленного стороной административного истца, ходатайство заявителя (администрация МО г. ФИО1) об отказе от заявленных требований было удовлетворено, а производство по делу прекращено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что предписание Контрольно-счетной палаты Краснодарского края, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ на имя главы муниципального образования город ФИО3 А.Н. вступило в законную силу в связи, с чем является законным и обоснованным и подлежит исполнению.
Кроме того, из материалов дела (л.д.94) видно, что главой МО г. Горячий Ключ был утверждён график от ДД.ММ.ГГГГ по возврату нецелевого расходования денежных средств, предоставленных в виде субвенций Министерством образования и науки Краснодарского края, на реализацию полномочий по финансовому обеспечению расходов образовательных учреждений в размере 14миллинов 785 тысяч рублей. Согласно данного помесячного графика вышеуказанные денежные средства в размере 14миллинов 785 тысяч рублей должны были быть возвращены в бюджет <адрес> в течение 2018 года, то есть до конца декабря 2018 года.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Анализируя создавшуюся ситуацию и все исследованные в суде доказательства в их совокупности, учитывая, что в судебном заседании достоверно установлен и письменными доказательствами подтверждён факт нецелевого использования административным ответчиком денежных средств, поступивших из бюджета Краснодарского края в виде субсидии в размере 1 482 000 рублей и субвенции в размере 14 785 000 рублей, принимая во внимание, что до настоящего времени не выполнено предписание Контрольно-счетной палаты Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, при этом администрацией муниципального образования город Горячий Ключ не выполнены ранее принятые обязательства, направленные на возврат в бюджет Краснодарского края, средств субсидии в размере 1 482 000 рублей и субвенции в размере 14 785 000 рублей, использованных не по целевому назначению, суд приходит к выводу о том, что бездействие административного ответчика не соответствуют требованиям закона, то есть является незаконным.
Таким образом, суд считает, что имеются достаточные основания для удовлетворения требований административного иска прокурора города Горячий Ключ в интересах Краснодарского края к администрации муниципального образования город Горячий Ключ о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований бюджетного законодательства, и обязании устранения допущенных нарушений посредством возвращения в бюджет Краснодарского края суммы средств краевого бюджета в размере 16 267 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора г. Горячий Ключ в интересах Краснодарского края к администрации муниципального образования город Горячий Ключ о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований бюджетного законодательства, и обязании устранения допущенных нарушений посредством возвращения в бюджет Краснодарского края суммы средств краевого бюджета в размере 16 267 000 рублей, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Горячий Ключ, выразившегося в неисполнении требований бюджетного законодательства.
Обязать администрацию муниципального образования город Горячий Ключ возвратить в бюджет Краснодарского края сумму субвенций в размере 14 785 000 рублей и сумму субсидии в размере 1 482 000 рублей, итого общую сумму в размере 16 267 000 (шестнадцать миллионов двести шестьдесят семь тысяч) рублей, использованных не по целевому назначению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья-