ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-960/19 от 12.08.2019 Сосновоборского городского суда (Красноярский край)

Административное дело №2а-960/2019

(УИД 24RS0049-01-2019-000930-77)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2019 года г.Сосновоборск

Сосновоборский городской суд в составе:

председательствующего судьи Астраханцевой Е.Ю.,

при секретаре – Шпаковой Н.В.,

с участием:

представителя административного истца – Юденко В.А. (доверенность от 09.08.2019 года; диплом о высшем юридическом образовании ПВ от ДД.ММ.ГГГГ),

заинтересованного лица - Васильева ФИО10,

представителя заинтересованного лица – Балаганской И.С. (регистрационный номер в реестре адвокатов Красноярского края 24/1658),

заместителя прокурора г.Сосновоборска – Авдеевой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску зарегистрированного кандидата в депутаты Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №8 Лапы ФИО11 к Избирательной комиссии МО г.Сосновоборск Красноярского края – Окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Сосновоборского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 о защите избирательных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Зарегистрированный кандидат в депутаты Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №8 Лапа С.В. обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии МО г.Сосновоборск Красноярского края – Окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Сосновоборского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 о защите избирательных прав, ссылаясь на то, что Решением избирательной комиссии муниципального образования г.Сосновоборск Красноярского края от 25.06.2019 №43/218 полномочия окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №8 возложены на Избирательную комиссию муниципального образования г.Сосновоборск Красноярского края. Решением Избирательной комиссии муниципального образования г.Сосновоборск Красноярского края от 05.08.2019 №47/229 Лапа С.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №8. Решением Избирательной комиссии муниципального образования г.Сосновоборск Красноярского края от 30.07.2019 №46/227 Васильев С.М., выдвинутый избирательным объединением Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России, зарегистрирован кандидатом в депутаты Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №8. Он считает решение Избирательной комиссии муниципального образования г.Сосновоборск Красноярского края №46/227 от 30.07.2019 о регистрации Васильева С.М. кандидатом в депутаты Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №8 незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Закон требует указывать в заявлении кандидата в депутаты о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и квалификации. В связи с вышеизложенным в заявлении от 17.07.2019 о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Сосновоборского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 Васильев С.М. в качестве сведений о профессиональном образовании должен был указать (при наличии) соответствующего диплома о высшем профессиональном образовании соответствующий уровень профессионального образования: либо «высшее образование - «бакалавриат» либо «высшее образование - специалитет, магистратура». Федеральный закон №67-ФЗ требует указывать в заявлении о согласии баллотироваться отдельно сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации. В соответствии с представленным кандидатом Васильевым С.М. дипломом ВСВ 1146336 указана присужденная квалификация «инженер по специальности «Технология переработки пластических масс и эластомеров». В то же время сведения о данной квалификации «инженер по специальности «Технология переработки пластических масс и эластомеров» в заявлении о согласии баллотироваться от 17.07.2019 в Окружную избирательную комиссию №8 по дополнительным выборам депутатов Сосновоборского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 8 у кандидата Васильева С.М. отсутствуют. Указанные требования закона кандидатом Васильевым С.М. в заявлении от 17.07.2019 не выполнены, в связи с чем полагает заявление о согласии баллотироваться не соответствует требованиям закона. Считает, что оспариваемое решение о регистрации Васильева С.М. кандидатом в депутаты принято избирательной комиссией при наличии на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, в котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов оформленных с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ и Закона Красноярского края от 2 октября 2003 года N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае", что подпадает под действие подпункта "в.1" п.24 ст.38 Федерального закона N 67-ФЗ, что в соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона N67-03 влечет отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.

В соответствии с п.1. ст. 5 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав.. .» одним из принципов проведения выборов в Российской Федерации является принцип участия граждан в РФ в выборах на равных основаниях. Одновременное участие в выборах кандидата, зарегистрированного избирательной комиссией в нарушение требований ФЗ и кандидатов, зарегистрированных в соответствии с требованиями Федерального закона, влечет нарушение указанного выше принципа и нарушает права добросовестных, законопослушных кандидатов, действующих при строгом соблюдении требований избирательного законодательства.

Согласно действующего законодательства единственно возможным в настоящий момент способом обеспечения реализации указанного принципа является отмена судом решения Избирательной комиссии муниципального образования г.Сосновоборск Красноярского края от 30.07.2019 № 46/227 «О регистрации Васильева С.М., выдвинутого избирательным объединением Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России, кандидатом в депутаты Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №8».

Просит отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования г.Сосновоборск Красноярского края «О регистрации Васильева Сергея Михайловича, выдвинутого избирательным объединением Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России, кандидатом в депутаты Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8» № 46/227 от 30 июля 2019 года.

Административный истец Лапа С.В. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

Представитель административного истца – Юденко В.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям, пояснил, что закон содержит исчерпывающий перечень сведений, в том числе по образованию кандидата. Избиратели должны четко ориентироваться в образовании кандидата. Сведения об уровне образования Васильева С.М. не указаны. Если в те годы отсутствовали бакалавриат и магистратура в годы окончания учебного заведения, то должен быть указан специалитет.

Представитель административного ответчика Семакина Н.Е. –председатель избирательной комиссии в судебное заседание не явилась, о слушании административного дела извещена надлежащим образом, представила в суд письменное возражение на заявленные административные исковые требования, в котором указала, что с доводами административного истца, указанными в исковом заявлении о защите избирательных прав, не согласна, считает, что рассмотрение избирательной комиссией муниципального образования г. Сосновоборск Красноярского края вопроса о регистрации кандидата Васильева С.М. происходило при наличии полного комплекта необходимых для выдвижения и регистрации документов, оформленных в соответствии с требованиями закона. Требование об отмене оспариваемого решения ИКМО от 30.07.2019 № 46/227 не основано на законе, просит в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав отказать.

Заинтересованное лицо Васильев С.М., его представитель Балаганская И.С. в судебном заседании административные исковые требования не признали, пояснили, что при подаче документов они все указали в соответствии с законодательством. Представили суду письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указали, что документы, представленные им, оформлены в полном соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В том числе, им указаны все, требуемые в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ сведения об образовании. Федеральный закон № 67-ФЗ не требует указывать сведения о квалификации кандидата, а также сведения об уровне профессионального образования. В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ в заявлении о согласии баллотироваться указываются, в том числе, сведения о профессиональном образовании кандидата (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации. Из смысла п.2 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ не следует, что к обязательным сведениям, подлежащим указанию в заявлении о согласии баллотироваться, относятся сведения о квалификации кандидата в соответствии со сведениями, изложенными в документе об образовании, поскольку из содержания указанных норм следует, что ссылка «об образовании и квалификации» относится к документу об образовании. Аналогичным образом из указанной нормы не следует, что в заявлении о согласии баллотироваться требуется указывать уровень профессионального образования кандидата. Из вышеизложенного следует, что указание им сведений о квалификации либо об уровне профессионального образования в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ не требуется. Данный вывод также подтверждается Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, согласно п.п. 1 п. 1 ст. 60 указанного федерального закона в Российской Федерации выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации. То есть, «документ об образовании и о квалификации» - специальный термин, заимствованный законодателем из ФЗ «Об образовании». Таким образом, им указаны все необходимые сведения о профессиональном образовании в соответствии с требованиями Федерального закона № 67-ФЗ. Соответственно, основания для отказа в регистрации кандидата на момент принятия решения о его регистрации (а в частности, основания, предусмотренные п.п. «в1» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ) отсутствовали. Просит в удовлетворении требований административного истца отказать, решение избирательной комиссии муниципального образования г. Сосновоборск Красноярского края «О регистрации Васильева С.М., выдвинутого избирательным объединением Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, кандидатом в депутаты Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8» № 46/227 от 30.07.2019, оставить без изменения.

Заместитель прокурора г.Сосновоборска Авдеева Т.Н. в судебном заседании полагала требования административного искового заявления не подлежащими удовлетворению.

Суд, исследовав материалы дела, считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с п.10 ст.239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

В соответствии с п.2 ст. 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В соответствии с п.п.1,2 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом (п.1). Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (п.2).

Согласно п.1 ст. 35 указанного Федерального закона избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата.

В соответствии с п.п. 1,2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу (п.1). В заявлении указываются, среди прочего, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации (п.2).

Согласно п.п. «в.1» п.24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ основанием отказа в регистрации кандидата являются, в том числе, наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.

Гарантии реализации гражданами Российской Федерации их конституционного права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления установлены Законом Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае".

Согласно п.2 ст. 23 указанного Закона о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В заявлении указываются

сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.

Согласно п.1 Постановления ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ N 235/1488-6 "О Разъяснениях по некоторым вопросам указания и проверки сведений об образовании кандидата" в заявлении о согласии баллотироваться кандидат, в случае наличия у него профессионального образования, указывает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой он получил профессиональное образование, год ее окончания и реквизиты (серия и номер) выданного этой организацией документа о профессиональном образовании, а также прилагает ксерокопию указанного документа.

Как установлено в судебном заседании, на основании решения Сосновоборского городского Совета депутатов № 42/165-р от 17.06.2019 «О назначении даты дополнительных выборов депутата Сосновоборского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8» на 08.09.2019 назначены дополнительные выборы депутата Сосновоборского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8.

Административный истец Лапа С.В. на основании решения Избирательной комиссии муниципального образования г.Сосновоборск Красноярского края от 05.08.2019 № 47/229 был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8.

17.07.2019 в окружную избирательную комиссию № 8 по дополнительным выборам депутатов Сосновоборского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 8 обратился кандидат в депутаты на указанные выборы Васильев С.М. с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты на дополнительные выборы депутата Сосновоборского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 8.

Рассмотрев представленные документы, проверив соблюдение порядка выдвижения кандидата, избирательная комиссия муниципального образования г.Сосновоборск Красноярского края, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №8, приняла оспариваемое по настоящему административному делу решение № 46/227 от 30.07.2019 о регистрации в качестве кандидата в депутаты Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 8 Васильев С.М.

Проверив доводы административного истца о том, что Васильевым С.М. в заявлении о согласии баллотироваться не указаны сведения о квалификации кандидата, суд приходит к выводу о признании данных доводов несостоятельными, поскольку из текста указанного заявления Васильева С.М., представленного в окружную избирательную комиссию № 8 по дополнительным выборам депутатов Сосновоборского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 8, следует, что при сообщении сведений о себе Васильев С.М. среди прочих необходимых сведений указал профессиональное образование – «Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет», диплом ВСВ 1146336, 2005 года».

Как указано выше, в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ в заявлении о согласии баллотироваться указываются сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.

Таким образом, в заявлении о согласии баллотироваться необходимо указать только реквизиты документа, в котором содержаться сведения об образовании и сведения о квалификации. Ни Федеральным законом № 67-ФЗ от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ни Законом Красноярского края от 02.10.2003 N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" на кандидата не возлагается обязанность указывать в заявлении о согласии баллотироваться сведения о самой квалификации, которую имеет кандидат, дополнительно к указанию сведений о профессиональном образовании, наименовании организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.

Васильев С.М. в заявлении в окружную избирательную комиссию N 8 о согласии баллотироваться указал сведения о профессиональном образовании - «Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет», диплом ВСВ 1146336, 2005 года», что, исходя из положений пункта 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", является достаточным.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года оснований отказа в регистрации кандидата.

На основании вышеприведенных норм закона суд считает оспариваемое решение Избирательной комиссии муниципального образования г.Сосновоборска Красноярского края № 46/227 от 30.07.2019 о регистрации Васильева С.М. кандидатом в депутаты соответствующим закону, нарушений положений Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при принятии данного решения не установлено и объективно не усматривается. С учетом установленных обстоятельств дела оснований для вывода о незаконности оспариваемого решения не имеется, административный ответчик действовал в рамках закона.

Доводы административного истца, изложенные в административном иске, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, не содержат фактов, которые влияют на обоснованность и законность решения, в связи с чем признаются судом несостоятельными, а потому не могут служить основанием для удовлетворения административных исковых требований.

Таким образом, суд считает административные исковые требования зарегистрированного кандидата в депутаты Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №8 Лапы С.В. к Избирательной комиссии МО г.Сосновоборск Красноярского края – Окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Сосновоборского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу №8 о защите избирательных прав не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Отказать зарегистрированному кандидату в депутаты Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №8 Лапе ФИО12 в удовлетворении исковых требований об отмене решения Избирательной комиссии муниципального образования г.Сосновоборск Красноярского края «О регистрации Васильева ФИО13, выдвинутого избирательным объединением Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократическая партия России, кандидатом в депутаты Сосновоборского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №8» № 46/227 от 30.07.2019 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Сосновоборский городской суд в течение пяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: Е.Ю.Астраханцева