город Луга 01 декабря 2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
административное дело №2а-960/2020
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Скопинской Л.В.
при секретаре Фадеевой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лужского городского прокурора Ленинградской области, действующего в защиту интересов муниципального образования Осьминское сельское поселение, неопределенного круга лиц к администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия, об обязании совершить действия по сбору и подготовке необходимых документов для государственной регистрации права на объект культурного наследия, обязании обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для государственной регистрации права на объект,
УСТАНОВИЛ:
Лужский городской прокурор Ленинградской области обратился в Лужский городской суд в интересах муниципального образования Осьминское сельское поселение, неопределенного круга лиц к администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия, об обязании совершить действия по сбору и подготовке необходимых документов для государственной регистрации права на объект культурного наследия, обязании обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для государственной регистрации права на следующий объект:
-братское захоронение советских воинов и партизан, погибших в 1941-1944г.г., расположенное по адресу: Ленинградская область, Лужский муниципальный район, Осьминское сельское поселение, д. Сара-Лог;
В обоснование заявленных требований Лужский городской прокурор указал, что во исполнение поручения прокуратуры Ленинградской области в марте 2020 года проведена проверка органов местного самоуправления на предмет соблюдения законодательства в сфере государственной и муниципальной собственности, в части своевременности проведения мер по государственной регистрации права муниципальной собственности. В ходе проведенной проверки было установлено, что на территории Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района имеются следующие объекты культурного наследия:
– братское захоронение советских воинов и партизан, погибших в 1941-1944г.г., расположенное по адресу: Ленинградская область, Лужский муниципальный район, Осьминское сельское поселение, д. Сара-Лог.
В силу п.13 ч.1 ст.14, п.9 ч.2 ст.50 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 областного закона от 10.07.2014 №48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения. При этом в собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения. Как следует из перечня выявленных объектов культурного наследия, вышеуказанный спорные объекты культурного наследия находится на территории Оредежского сельского поселения Лужского муниципального района, следовательно, обязанность обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, лежит на административном ответчике. Вместе с тем, право собственности административного ответчика на вышеуказанный объект культурного наследия не зарегистрировано. Соответственно, указанные объекты не входят в реестр муниципального имущества, что не позволяет органам местного самоуправления в полном объеме решать вопросы местного значения поселения в области охраны памятников истории и культуры. Меры к регистрации муниципальной собственности на указанный памятник административным ответчиком не принимаются, что не позволяет включить объекты культурного наследия в казну муниципального образования и определить их балансовую и кадастровую стоимость. Выявленные нарушения недопустимы, так как влекут возможность утраты физической целостности объектов культурного наследия, а также ухудшения их состояния, что затрагивает интересы граждан РФ, круг которых не определен и муниципального образования. В связи с выявленным нарушением, 23.03.2020 года Лужской городской прокуратурой в адрес представительного органа местного самоуправления муниципального образования направлено представление с требованием об устранении выявленных нарушений, вместе с тем, как показала настоящая проверка, требования прокурора в полном объеме не удовлетворены, выявленные в данной части нарушения законодательства не устранены.
В ходе судебного разбирательства административный истец, заявленные требования поддержал.
Административный ответчик – администрация Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, будучи уведомленная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.150 КАС РФ, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, суд определил о рассмотрении дела при данной явке.
Установив юридически значимые обстоятельства, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. При этом в силу ст. 22 названного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Таким образом, соблюдение законодательства в сфере защиты объектов культурного наследия на территории Лужского района Ленинградской области может являться предметом прокурорского надзора, а возможность утраты физической целостности объекта культурного наследия, а также ухудшения его состояния, затрагивает интересы граждан Российской Федерации, а, следовательно, прокурор вправе был предъявить указанные исковые требования в суд, в силу ст. 39 КАС РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что Лужской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия на территории Лужского района Ленинградской области, в ходе, которой установлено, что на территории Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района имеется указанный выше объект культурного наследия. Данные объекты являются памятниками воинской славы и служат обогащению культурного наследия.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу ст. 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» спорные объекты включены в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Согласно статье 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы. Историко-культурная экспертиза выявленного объекта, на основании которой определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, до настоящего времени не проведена.
В части 4 статьи 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указано, что объекты, являющиеся на день вступления в силу настоящего Федерального закона вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании законодательных и иных правовых актов СССР и РСФСР, относятся к выявленным объектам культурного наследия.
В силу статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
- объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
- объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
- объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселений относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Пункт 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона, в том числе имущество необходимое для сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Статья 9.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» относит к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственную охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п. 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 года № 701, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.
Пунктом 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, предусмотрено принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Спорные объекты находится на территории Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, следовательно, обязанность обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, лежит на администрации Осьминского сельского поселения Лужского района Ленинградской области. Таким образом, бездействие ответчика, выразившееся в неосуществлении действий по постановке объектов культурного наследия на учет, как бесхозяйных, является незаконным.
Согласно указанных норм права, на администрацию Осьминского сельского поселения Лужского района Ленинградской области должна быть возложена обязанность совершить действия по сбору и подготовке необходимых документов для государственной регистрации права на объекты культурного наследия, обязании обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для государственной регистрации права на объекты, что до настоящего момента не сделано, и подтверждается ответом, представленным в материалы дела по запросу суда из Управления федеральной службы, государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая реальную возможность ответчика совершить определенные судом действия, характер и объем подлежащих проведению работ, принимая во внимание положения действующего законодательства Российской Федерации о порядке финансирования муниципальных бюджетных учреждений, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до 01 октября 2021 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные требования Лужского городского прокурора Ленинградской области, действующего в защиту интересов муниципального образования Осьминское сельское поселение, неопределенного круга лиц к администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия, об обязании совершить действия по сбору и подготовке необходимых документов для государственной регистрации права на объект культурного наследия, обязании обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для государственной регистрации права на объект, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, выразившиеся в непринятии мер по государственной регистрации права на объект культурного наследия:
- братское захоронение советских воинов и партизан, погибших в 1941-1944г.г., расположенное по адресу: Ленинградская область, Лужский муниципальный район, Осьминское сельское поселение, д. Сара-Лог.
Обязать администрацию Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области совершить действия по сбору и подготовке необходимых документов для государственной регистрации права на объект культурного наследия:
- братское захоронение советских воинов и партизан, погибших в 1941-1944г.г., расположенное по адресу: Ленинградская область, Лужский муниципальный район, Осьминское сельское поселение, д. Сара-Лог, в срок до 01 октября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2020 года
Председательствующий подпись
УИД: 47RS0012-01-2020-001294-96