ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-960/2021 от 19.11.2021 Плесецкого районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-960/2021 <данные изъяты>

УИД 29RS0021-01-2021-001479-15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Плесецк 19 ноября 2021 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Кузнецовой Ю.А.

при секретаре Сахарове Д.Н.,

с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Плесецкого района Архангельской области Ефимовой А.В.,

представителя административного ответчика администрации МО «Савинское» ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Плесецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Савинское» о признании незаконным бездействия по не организации обеспечения льготной категории граждан твердым топливом (дровами), обязании принятия мер к устранению нарушений,

у с т а н о в и л:

Прокурор Плесецкого района Архангельской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Савинское» (далее – администрации МО «Савинское») признании незаконным бездействия по не организации обеспечения льготной категории граждан твердым топливом (дровами), обязании принятия мер к устранению нарушений. В обоснование административного иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере теплоснабжения населения, проживающего на территории МО «Савинское». В ходе проверки установлено, что на территории городского поселения по состоянию на 20 июля 2021 года проживает 113 граждан инвалидов, имеющих право на обеспечение твердым топливом (дровами), однако обеспечено им только 11 лиц. Согласно информации, предоставленной обособленным подразделением ГКУ АО «Отделение социальной защиты населения», на 31 декабря 2020 года на территории МО «Савинское» не обеспечены твердым топливом (дровами) 46 гражданин, имеющих право на предоставление соответствующей льготы, на 20 июля 2021 года – 102 соответственно. Неисполнение администрацией МО «Савинское» указанных полномочий влечет нарушение прав граждан-инвалидов на предоставление компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе компенсации расходов по оплате стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. По данному факту 14 мая 2021 года в адрес главы МО «Савинское» внесено представление, которое в настоящее время рассмотрено, муниципальный служащий, допустивший нарушение прав льготной категории граждан, привлечен к дисциплинарной ответственности, однако, нарушенные права ребенка – инвалида ФИО2 на обеспечение твердым топливом не восстановлены. Административные исковые требования заявлены в интересах неопределенного круга лиц, так как количество граждан, права которых нарушены, не является постоянным и в силу различных причин, в том числе смены места жительства, приобретения или прекращения статуса инвалида, смерть и прочего, меняется, в связи с чем, лица не могут быть индивидуально определены. Обеспечение инвалидов, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, дровами является мерой обеспечения жизнедеятельности инвалидов. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Савинское», не организовавшей обеспечение льготной категории граждан, проживающих на территории МО «Савинское» твердым топливом (дровами). Обязать администрацию МО «Савинское» устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищного коммунального комплекса, а именно в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать обеспечение льготной категории граждан, проживающих на территории МО «Савинское», твердым топливом (дровами).

ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Плесецкого района Архангельской области Ефимова А.В. настаивала на удовлетворении административных исковых требований по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации МО «Савинское» по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, считает, что администрацией предпринимаются все возможные меры по реализации обязательств по вопросу снабжения населения топливом в пределах полномочий.

Представители заинтересованных лиц Отделения социальной защиты населения по Плесецкому району ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения», Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.

Суд с учетом положений ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела представителей заинтересованных лиц Отделения социальной защиты населения по Плесецкому району ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения», Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.

В ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации указано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

К бездействию отнесено неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3) организация в границах поселения снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ), инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка в размере 50 процентов оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Постановлением Правительства Архангельской области от 10 марта 2010 года № 61-пп утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан (далее по тексту Порядок).

Согласно п. 3 в соответствии с настоящим Порядком предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе компенсация расходов по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, оплата стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления, и компенсация расходов за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что оплата жилого помещения и коммунальных услуг производится гражданами в соответствии с платежными документами (счетом-квитанцией, отражающим суммы начисленных платежей и суммы, подлежащие перечислению гражданину в виде денежной выплаты) по установленным ставкам и тарифам в полном объеме.

Согласно п. 4.3. Порядка инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов оплаты стоимости топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Согласно п. 5 Порядка расчет денежной выплаты осуществляется организациями, производящими начисление оплаты жилого помещения, коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - взнос на капитальный ремонт), включая твердое топливо и сжиженный газ, иными лицами, наделенными в установленном законодательством Российской Федерации порядке соответствующими полномочиями, в том числе специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор) либо владельцами специального счета, предназначенного для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытого в кредитной организации (далее - владелец специального счета), (далее - организации жилищно-коммунального хозяйства), исходя из установленной социальной нормы площади жилья (если иное не установлено законодательством), действующих ставок, тарифов и нормативов потребления (если иное не установлено законодательством), стоимости твердого топлива и сжиженного газа. Организации жилищно-коммунального хозяйства в установленном порядке несут ответственность за правильность производимых расчетов.

В соответствии с подпунктом 1 п. 22 Порядка государственное учреждение заключает с организациями жилищно-коммунального хозяйства соглашения или договоры об информационном взаимодействии (далее - соглашение).

Организации жилищно-коммунального хозяйства на основании заключенных соглашений с государственным учреждением ежемесячно, до 5-го числа, представляют в государственное учреждение (на магнитных носителях) списки получателей денежных выплат (с указанием суммы начисленных денежных выплат), списки получателей денежной выплаты, имеющих задолженность по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, установленную вступившим в законную силу решением суда (в том числе реквизиты судебного решения (пункт 23 Порядка).

Иных форм предоставления мер социальной поддержки по оплате твердого топлива действующим законодательством не предусмотрено.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Плесецкого района Архангельской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере теплоснабжения населения, проживающего на территории МО «Савинское». В ходе проверки установлено, что на территории городского поселения по состоянию на 20 июля 2021 года проживает 113 граждан инвалидов, имеющих право на обеспечение твердым топливом (дровами), однако, обеспечено им только 11 лиц.

Неисполнение администрацией МО «Савинское» указанных полномочий влечет нарушение прав граждан-инвалидов на предоставление компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе компенсации расходов по оплате стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.

14 мая 2021 года в адрес главы МО «Савинское» внесено представление об устранении законодательства об обеспечении населения, в том числе инвалидов твердым топливом (дровами), которое в настоящее время рассмотрено, однако, нарушенные права незащищенного слоя населения - инвалидов на обеспечение твердым топливом не восстановлены.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона Архангельской области от 27 июня 2007 № 368-19-03 «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений» заготовка древесины для организации теплоснабжения и снабжения населения топливом на территориях муниципальных образований Архангельской области в целях обеспечения снабжения древесиной государственных и муниципальных унитарных предприятий, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по организации теплоснабжения и снабжения населения топливом отнесена к таким исключительным случаям.

Типовой договор купли-продажи лесных насаждений утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 77 Лесного кодекса РФ). Типовая форма договора купли-продажи устанавливалась Постановлением Правительства РФ от 31октября 2015 года № 1178 «О типовом договоре купли-продажи лесных насаждений» (начало действия документа – 14 ноября 2015 года, окончание действия документа – 13 мая 2018 года).

Приказом Минприроды России от 17 октября 2017 года № 567 «Об утверждении типового договора купли-продажи лесных насаждений» утверждена новая типовая форма договора купли-продажи, действующая на данный момент. Данная форма является типовой и не предполагает ее произвольного изменения. Внесение в нее дополнительных условий о порядке и объемах поставки древесины, видах ответственности для организации теплоснабжения и снабжения населения топливом является незаконным. Таким образом, предметом договора купли-продажи является продажа лесных насаждений.

Поскольку договор купли-продажи лесных насаждений заключается путем проведения аукциона, то все условия и предмет договора более подробно указывается в аукционной документации.

Частью 2 ст. 18 Закона Архангельской области от 27 июня 2007 года № 368- 19-03 установлено, что древесина, заготовленная для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, используется по целевому назначению.

Таким образом, если аукцион был проведен на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений с целью заготовки древесины для организации теплоснабжения и снабжения населения топливом, то данное условие входит в предмет договора купли-продажи и является обязательным условием выполнения договора.

Об использовании древесины по целевому назначению покупатель предоставляет сведения в соответствии с Постановление Правительства Архангельской области от 17 февраля 2015 года № 50-пп «Об утверждении Положения о порядке осуществления контроля за целевым использованием древесины, заготовленной в исключительных случаях для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на территории Архангельской области» в государственные казенные учреждения Архангельской области, подведомственные министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

В полномочия министерства входит обязанность организации и проведения аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений с целью заготовки древесины для организации теплоснабжения и снабжения населения топливом.

В соответствии с федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация снабжения населения топливом относится к полномочиям муниципального образования. Основания для понуждения исполнения договоров купли-продажи покупателями лесных насаждений у министерства в рамках действующего законодательства отсутствуют.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Устава МО «Савинское», принятого решением муниципального совета МО «Савинское» от 22 апреля 2010 года № 203, к вопросам местного значения МО «Савинское» относятся: организация в границах МО «Савинское» электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Отделение социальной защиты населения производит компенсацию понесенных гражданами расходов на приобретение твердого топлива.

ДД.ММ.ГГГГ между Территориальным отделом министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса – управление лесничествами Обозерское обособленное подразделение и ООО «ГК Архэковуд» заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 115 сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» и ООО «ГК Архэковуд» заключено двухстороннее соглашение об информационном взаимодействии .

Как следует из акта приема-передачи лесных насаждений к договору купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ГК Архэковуд» переданы лесные насаждения, подлежащие заготовке, объемом 5438 куб.метров.

Согласно отчету об использовании лесов от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ГК Архэковуд» заготовил древесину в период с января по июнь 2021 года объемом 1000 куб.метров.

Распоряжением территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ГК Архэковуд» увеличены сроки по заготовке и вывозке древесины по договору купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ на 359 дней с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ объемом 4438 куб.метров.

ДД.ММ.ГГГГ между территориальным отделом министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса – управление лесничествами Обозерское обособленное подразделение и ООО «КРАСНОБОРСК-ЛЕС» заключен договор купли-продажи лесных насаждений сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из акта приема-передачи лесных насаждений к договору купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ ООО «КРАСНОБОРСК-ЛЕС» переданы лесные насаждения, подлежащие заготовке, объемом 1180 куб.метров.

Согласно информации, предоставленной директором ГКУ Архангельской области «Обозерское лесничество» ФИО5, в настоящий момент лесопользователь к заготовке древесины не приступил.

По информации, представленной отделением социальной защиты населения по Плесецкому району ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» в 2021 году действуют соглашения об информационном взаимодействии с ИП ФИО3 ( от ДД.ММ.ГГГГ), ООО «Оптимум» ( от ДД.ММ.ГГГГ), ООО «ГК Архэковуд» ( от ДД.ММ.ГГГГ), ООО «УК «ПлесецкСтройСервис» ( от ДД.ММ.ГГГГ). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ количество граждан, имеющих право на компенсацию расходов по оплате стоимости топлива, составляло 112 человек, из них обеспечено 13 человек, в том числе ООО «УК «ПлесецкСтройСервис» - 9 человек, ООО «Оптимум» - 5 человек. Один гражданин приобрел дрова у двух поставщиков. Информация о количестве граждан, воспользовавшихся своим правом на компенсацию расходов по дровам, систематически направляется в администрацию МО «Савинское».

Таким образом, 99 человек в 2021 году не реализовали свое право на компенсацию в размере 50 процентов оплаты стоимости твердого топлива.

Согласно материалам дела во исполнение обязательств по вопросу снабжения населения топливом в пределах полномочий предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией муниципального образования «Савинское» в адрес лесозаготовителя направлялись требования о необходимости своевременной отгрузки твердого топлива льготной категории граждан, проживающих на территории МО «Савинское», также в адрес отделения социальной защиты населения по Плесецкому району ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» направлялись ходатайства о заключении соглашения об информационном взаимодействии с лесозаготовителями, в территориальный отдел министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса – управление лесничествами направлено обращение по вопросу внесения изменений в договор купли-продажи лесных насаждений.

Представитель административного ответчика считает, что администрацией предприняты все возможные меры по реализации обязательств по вопросу снабжения населения топливом в пределах полномочий.

Между тем, до настоящего времени обеспечение льготной категории граждан, проживающих на территории поселения МО «Савинское» твердым топливом (дровами), не организовано и сторонами данный факт не оспаривается. Суд приходит к выводу, что меры, предпринятые административным истцом, не являются достаточными.

Выбор конкретного способа реализации указанных полномочий в силу положения статей 17 и 51, 53-54 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления самостоятельно.

Поскольку в судебном заседании установлено, что неисполнение администрацией МО «Савинское» законодательства в сфере теплоснабжения населения, проживающего на территории МО «Савинское», может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, поэтому требования прокурора о признании незаконным бездействия подлежат удовлетворению.

Бездействие административного ответчика влечет нарушение прав граждан-инвалидов на предоставление компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе компенсации расходов по оплате стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.

Таким образом, административные исковые требования прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Решая вопрос о сроке исполнения административным ответчиком возложенной судом обязанности, суд принимает во внимание характер выявленных нарушений, комплекс мероприятий, необходимых для их устранения, и полагает разумным установить административному ответчику срок для исполнения решения суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку такой срок обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Савинское», выразившееся в не организации обеспечения льготной категории граждан, проживающих на территории МО «Савинское», твердым топливом (дровами).

Обязать администрацию муниципального образования «Савинское» не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать обеспечение льготной категории граждан, проживающих на территории МО «Савинское», твердым топливом (дровами).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Плесецкий районный суд Архангельской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 ноября 2021 года.

Председательствующий Ю.А.Кузнецова

<данные изъяты>

<данные изъяты>