ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-961/13-2024 от 02.02.2024 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

№ 2а-961/13-2024 г.

46RS0030-01-2023-009712-54

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 февраля 2024 года г. Курск

Ленинский районный суд города Курска в составе:

председательствующего – судьи: Авериновой А.Д.,

при секретаре: Кислинском А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Трусовой Валентины Александровны к УФНС России по Курской области о признании незаконными действий и признании безнадежной к взысканию суммы штрафных санкций,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Трусова В.А. в лице представителя по доверенности Багликова Е.Н. обратилась в Ленинский районный суд г. Курска с вышеназванным административным исковым заявлением к УФНС России по Курской области. При этом указав, что она зарегистрирована в ИНФС России по г. Курску в качестве налогоплательщика, являлась плательщиком НДФЛ. За 2007 г. ею была предоставлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ с суммой налога, подлежащего уплате 0 руб. Впоследующем ею была предоставлена уточненная налоговая декларация по форме 3-НДФЛ. Налоговым органом было принято решение о привлечении ее к налоговой ответственности. Налог и пени были уплачены ею в 2009 г., сумма штрафа была погашена частично в 2011 г. В 2023 г. ею была получена справка о состоянии расчетов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в которой была указана сумма задолженности в сумме 29 000,03 руб. Считает, что налоговый орган утратил право на взыскание задолженности, поскольку сроки взыскания недоимки истекли. Просит признать незаконным взыскание административном ответчиком в принудительном порядке с административного истца суммы штрафных санкций по НДФЛ за 2007 г. в размере 29000 руб. 03 коп., признать безнадежной ко взысканию административным ответчиком с административного истца сумму штрафных санкций по НДФЛ за 2007 г. в размере 29 000,03 руб., в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке, предусмотренном ст.ст. 45,46,47,70 НК РФ, обязать административного ответчика списать безнадежную ко взысканию сумму штрафных санкций по НДФЛ за 2007 г. в размере 29000,03 руб. с лицевого счета административного истца.

Определением от 21.12.2023 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен заместитель руководителя УФНС России по Курской области Хороших Н.В.

Определением от 17.01.2024 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица руководитель УФНС России по Курской области Петропольская А.Н., заместитель руководителя УФНС России по Курской области Хороших Н.В. исключена из числа заинтересованных лиц по делу.

В судебное заседание административный истец Трусова В.А. не явилась. О слушании дела извещена надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела ею заявлено не было.

Представитель административного истца по доверенности Багликов Е.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям.

В судебном заседании представитель административного ответчика УФНС России по Курской области по доверенности Чернякова Ю.С. показала, что требования налоговый орган не выставлял налогоплательщику на указанную в административном иске сумму, у налогоплательщика имеется положительное сальдо по единому налоговому счету. Недоимка по штрафа в судебном порядке не взыскивалась, в связи с чем, полагала, что требования административного истца подлежат оставлению без удовлетворению.

В судебное заседание не явилась заинтересованное лицо руководитель УФНС России по Курской области Петропольская А.Н., извещенная надлежащим образом о слушании дела. Ходатайств об отложении рассмотрения дела ею заявлено не было.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

В силу ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ. Размер налоговой базы определяется в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ (13%), как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 220 НК РФ.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Из пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ следует, что при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, в частности, при продаже имущества.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ налогоплательщик при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со ст. 217.1 НК РФ, не превышающем в целом 1 000 000 руб. 00 коп.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности. Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ (пункт 1 статьи 227 НК РФ). Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 этого Кодекса (пункта 5 статьи 227 НК РФ). Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений данной статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6 статьи 227 НК РФ). Пунктом 7 статьи 227 НК предусмотрено, что в случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи (в том числе адвокатов), доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком. Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в п. 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса (пункт 8 статьи 227 НК РФ).

В соответствии со ст. 41 НК РФ в соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.

Кроме того, вышеуказанные физические лица, получившие доходы, в соответствии со ст. 229, ст. 227 Налогового кодекса РФ обязаны представить налоговую декларацию по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) в налоговый орган по месту своего учета в срок не позднее 30 апреля года, следующего за годом, в котором были получены доходы, и уплатить налог не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.Статьей 70 указанного кодекса предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено указанной статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 указанной статьи.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в случаях, поименованных в пункте 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе в связи: уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим кодексом (подпункт 1); со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (подпункт 3); с ликвидацией организации - налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 данного кодекса (подпункт 4); а также с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5).

К иным обстоятельствам, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора, относится, в том числе обстоятельство признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание в случаях, предусмотренных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными ко взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафа возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. При этом, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной, которое подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судом установлено, что Трусова В.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

Трусовой В.А. ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена уточненная налоговая декларация (корректировка 1) по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2007 г. с суммой налога, подлежащего уплате в бюджет 0 рублей.

Поскольку в предоставленной декларации не был отражен налогоплательщиком доход от продажи квартиры, а также не указаны понесенные расходы, то по результатам проведенной камеральной проверки, ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган принял решение о привлечении Трусовой В.А. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения за , согласно которого к взысканию с Трусовой В.А. была определена сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет в размере 340656,00 руб., пени в суме 26156,87 руб., штраф по ст. 122 НК РФ в размере 34065,60 руб.

Решение налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ за не было признано незаконным.

Установлено и не отрицалось сторонами в ходе рассмотрения дела, налог и пени были уплачены налогоплательщиком в 2009 году (100 000 руб.- ДД.ММ.ГГГГ (налог), 100 000 руб.- ДД.ММ.ГГГГ (налог), 100 000 руб.- ДД.ММ.ГГГГ (налог), 40656,00 руб.- ДД.ММ.ГГГГ (налог), 26156,87 руб.- ДД.ММ.ГГГГ (пени), штраф был частично погашен налогоплательщиком в размере 5065,57 руб. (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ Трусовой В.А. было подано заявление, на данное обращение налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя руководителя УФНС России по Курской области Хороших Н.В. был дан ответ за

Установлено и не отрицалось сторонами, требования на остаток задолженности по штрафу по НДФЛ на сумму 29000,03 руб. в соответствии со ст. 69 НК РФ налоговым органом выставлено налогоплательщику не было, мероприятия в рамках ст. 48 НК РФ ко взысканию указанной задолженности не производилось.

Указанные обстоятельства подтверждаются: ответом от ДД.ММ.ГГГГзг@, справкой о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (агрегированные данные) от ДД.ММ.ГГГГ, актом сверки от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ №ИЭ, решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами дела.

Исходя из правового анализа приведенных законоположений, для целей статьи 12 Закона № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» под подлежащей списанию задолженностью граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует понимать недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежащие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 годов.

Таким образом, статья 12 Закона № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, подлежит применению в том случае, если речь идет о налоговой задолженности, задекларированной налогоплательщиком либо установленной налоговым органом на ДД.ММ.ГГГГ, не погашенной в течение трех лет.

Поскольку недоимка по штрафам по НДФЛ в размере 29000,03 руб. выявлена (начислена) налоговым органом до ДД.ММ.ГГГГ ( ДД.ММ.ГГГГ), но не взыскана на момент вступления в силу Закона № 436-ФЗ (то есть на ДД.ММ.ГГГГ), налоговый орган пропустил срок для обращения в суд за взысканием задолженности по штрафам, в настоящее время у налогового органа отсутствует возможность взыскания указанной задолженности, то у суда имеются основания для признания безнадежной ко взысканию недоимку по штрафу по НДФЛ за 2007 год в размере 29000,03 руб. в связи с истечением установленного срока их взыскания в принудительном порядке и обязании УФНС России по Курской области списать безнадежную ко взысканию сумму штрафных санкций по НДФЛ за 2007 год в размере 29000, 03 руб. с лицевого счета Трусовой В.А.

Не имеется у суда оснований для признания незаконным взыскание административном ответчиком в принудительном порядке с административного истца суммы штрафных санкций по НДФЛ за 2007 г. в размере 29000 руб. 03 коп., поскольку в соответствии со ст. 69 НК РФ налоговым органом требование выставлено налогоплательщику не было, мероприятия в рамках ст. 48 НК РФ ко взысканию указанной задолженности не производилось.

При таких обстоятельствах, заявленные Трусовой В.А. требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Признать безнадежной к взысканию недоимку по штрафу по НДФЛ за 2007 год в размере 29000 (двадцать девять тысяч) рублей 03 (три) копеек в связи с истечением установленного срока их взыскания в принудительном порядке.

Обязать УФНС России по Курской области списать безнадежную к взысканию сумму штрафных санкций по НДФЛ за 2007 год в размере 29 000 (двадцать девять тысяч) рублей 03 (три) копеек с лицевого счета Трусовой Валентины Александровны (ИНН ).

В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд города Курска в течение одного месяца с момента изготовления в окончательной форме, мотивированное решение будет изготовлено 13.02.2024 г.

Судья: