ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-961/2020640004-01-2020-000382-18 от 03.06.2020 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело №2а-961/2020 64RS0004-01-2020-000382-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2020 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Кротова А.В.,

при секретаре судебного заседания Максимовой А.М.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области, начальнику МУ МВД России «Балаковское» ФИО3 о признании действий незаконными,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области, начальнику МУ МВД России «Балаковское» ФИО3, просил признать незаконным решение начальника МУ МВД РФ «Балаковское» Саратовской области ФИО3 выразившееся в отказе в допуске на личный прием с сотовым телефоном 06.02.2020 года, признать незаконным бездействие начальника МУ МВД РФ «Балаковское» Саратовской области ФИО3 по не надлежащей организации личного приема 06.02.2020 года, обязать начальника МУ МВД РФ «Балаковское» Саратовской области ФИО3 устранить допущенные нарушения.

Административные исковые требования административный истец обосновывает следующим.

06.02.2020 года он прибыл на личный прием к начальнику МУ МВД РФ «Балаковское» Саратовской области ФИО3 В фойе МУ МВД РФ «Балаковское» Саратовской области сотрудник полиции потребовал, чтобы он сдал принадлежащий ему сотовый телефон в камеру хранения. Обосновав данное требование распоряжением начальника МУ МВД РФ «Балаковское» Саратовской области ФИО3, ФЗ № 5485-1 « О государственной тайне», инструкцией о пропускном режиме МУ МВД РФ «Балаковское» Саратовской области, данные действия сотрудника полиции привели к нарушению конституционных прав истца.

В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержал в полном объеме, дал объяснения, аналогичные изложенным в административных исках. Дополнительно объяснил, что запрет в допуске граждан с аудио и видео оборудованием носит рекомендательный характер. МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области является публичным учреждением.

Представитель административных ответчиков - МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области, начальника МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области ФИО3 – ФИО4 просила отказать в удовлетворении административного искового иска, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

В судебном заседании представитель ответчика МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области ФИО2 просила в административном иске отказать в полном объеме, дополнительно объяснила следующее. Пунктами 8, 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ Президента Российской Федерации № 763) закреплено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Аналогичные нормы содержатся в Правилах подготовки нормативных правовых актов: федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 997 г. № 1009 (далее - Правила). Пункт З Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188, служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации федеральными законами (служебная тайна), относит к сведениям конфиденциального характера. Пунктом 1.2 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от З ноября 1994 г. № 12ЗЗ (далее - Положение), к служебной информации ограниченного распространения отнесена несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами. Поскольку Приказ содержит служебную информацию ограниченного распространения, определяет организационные основы пропускного режима на объекты органов внутренних дел, то в соответствии с требованиями Перечня и Положения он отнесен к категории документов "Для служебного пользования" и его официальное опубликование в установленном порядке не требуется. Приказ направлен на организацию работы территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, по разработке и утверждению правовых актов, регламентирующих осуществление пропускного режима на указанных объектах, носит организационный внутриведомственный характер, прав, свобод и обязанностей человека и гражданина не затрагивает, не устанавливает правовой статус организаций и не имеет межведомственный характер, в связи с чем не подлежит государственной регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию в соответствии Правилами № 1009 и Указом Президента Российской Федерации № 76З.

Административный ответчик начальник МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области ФИО3, заинтересованное лицо Главное управление МВД России по Саратовской области, представитель заинтересованного лица МУ МВД РФ, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Руководствуясь положениями части 6 статьи 226 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана судом обязательной.

В судебном заседании установлено следующее.

06.02.2020 года истец прибыл на личный прием к начальнику МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области ФИО3 В фойе здания МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области сотрудник полиции предложил истцу сдать сотовый телефон в камеру хранения, в противном случае он не будет допущен на личный прием начальника МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области.

В соответствии с выпиской из приказа № 928 ДСП от 10.12.2019 года утверждена инструкция о пропускном режиме в административных зданиях МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области.

Заслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав письменные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно Положения о Министерстве Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 года № 699 МВД России являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее - сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел, обеспечивает участие органов внутренних дел в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористической операции, в защите потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, а также обеспечивает безопасность и антитеррористическую защищенность объектов системы МВД России

В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 13 ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: обеспечивать безопасность и антитеррористическую защищенность, в том числе с применением технических средств, зданий, сооружений, помещений и иных объектов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, организаций и подразделений; требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах; осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, в том числе проходящих службу (работающих) в органах внутренних дел, а также условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий; использовать для обнаружения и изъятия незаконно вносимых (выносимых), ввозимых (вывозимых) имущества, вещей, предметов и для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде.

Приказом № 58 дсп от 10.02.2017 года «О мерах по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности зданий, сооружений, помещений и иных объектов территориальных органов МВД России», установлен порядок организации работы территориальных органов МВД России, организации и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, по разработке и утверждению правовых актов, регламентирующих осуществление пропускного режима на указанных объектах.

В соответствии с приказом МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области № 928 дсп от 19.12.2019 года об утверждении Инструкции о пропускном режиме в административных зданиях МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области определяется порядок выхода (входа) сотрудников, работников органов внутренних дел, федеральных государственных служащих, граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в административные здания МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области (л.д. 27).

Согласно п. 21 инструкции о пропускном режиме при входе посетителей через КПП в административные здания МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области сотрудник, осуществляющий пропускной режим, обязан произвести осмотр граждан и проносимых ими личных вещей, с обязательным использованием ручного маталлодетектора.

Согласно п. 22 инструкции о пропускном режиме посетителям, прибывшим на объекты МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области, запрещается пронос технических средств записи изображения и звука, радиоприемных, радиопередающих устройств и средств связи, за исключением лиц, прибывших для ознакомления с материалами уголовных дел

При проходе просителей на территорию охраняемых объектов в остальных случаях постовой предлагает сдать находящиеся при них технические средства записи изображения и звука, радиоприемные, радиопередающие устройства и средства связи в специальные камеры хранения, расположенные в фойе объектов органов внутренних дел. В случае обнаружения в ходе проведения осмотра личных вещей посетителя вышеуказанных технических средств – предложить посетителю сдать обнаруженное в ячейку камеры хранения личных вещей. Запрещается проход на территорию охраняемого объекта органа внутренних дел посетителей, отказавшихся сдать технические средства на хранение, о чем в книге регистрации посетителей делается соответствующая запись (л.д. 28-29).

В силу пункта 7 статьи 2, части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в цепях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Пунктами 8, 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в сипу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" закреплено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Аналогичные нормы содержатся в Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Пункт 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188, служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации федеральными законами (служебная тайна), относит к сведениям конфиденциального характера.

Пунктом 1.2 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233, к служебной информации ограниченного распространения отнесена несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами

Поскольку Приказ содержит служебную информацию ограниченного распространения, определяет организационные основы пропускного режима на объекты органов внутренних дел, то в соответствии с требованиями Перечня и Положения он отнесен к категории документов "Для служебного пользования" и его официальное опубликование в установленном порядке не требуется.

Приказ направлен на организацию работы территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, по разработке и утверждению правовых актов, регламентирующих осуществление пропускного режима на указанных объектах, носит организационный внутриведомственный характер, прав, свобод и обязанностей человека и гражданина не затрагивает, не устанавливает правовой статус организаций и не имеет межведомственный характер, в связи с чем не подлежит государственной регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию в соответствии Правилами N 1009 и Указом Президента Российской Федерации N 763

Кроме того, исходя из объяснений административного истца, 06.02.2020 года он был допущен на личный прием к начальнику МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области ФИО3, что свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца.

Учитывая, что решение начальника МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области ФИО3 законно и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области, начальнику МУ МВД России «Балаковское» ФИО3 о признании незаконным решения начальника МУ МВД РФ «Балаковское» Саратовской области ФИО3 выразившегося в отказе в допуске на личный прием с сотовым телефоном 06.02.2020 года, признании незаконным бездействие начальника МУ МВД РФ «Балаковское» Саратовской области ФИО3 по не надлежащей организации личного приема 06.02.2020 года, обязании начальника МУ МВД РФ «Балаковское» Саратовской области ФИО3 устранить допущенные нарушения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05.06.2020 года.

Судья А.В. Кротов