КОПИЯ
56RS0019-01-2021-001882-80
№ 2а-961/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
31 августа 2021 года город Орск
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сбитневой Ю.Д.,
при секретаре Митрохиной Ю.В.,
с участием ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-961/2021 по административному иску Инспекции федеральной налоговой службы России по г. Орску Оренбургской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Орску Оренбургской области (далее – ИФНС России по г. Орску Оренбургской области, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика ФИО1 задолженности по земельному налогу за 2014, 2015, 2016, 2018 гг. в размере 725 руб., задолженности по пене по земельному налогу в размере 152,76 руб.
В обоснование административного искового заявления ИФНС России по г. Орску Оренбургской области указала, что ФИО1 является плательщиком земельного налога, поскольку ему с 22 марта 2007 года принадлежит на праве собственности земельный участок по адресу: <адрес>. Исчисленная налоговым органом сумма земельного налога не уплачена добровольно. Налогоплательщику направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 21.11.2017 г. №, от 21.06.2018 г. №, от 11.07.2019 г. №, от 26.06.2020 г. №, от 26.06.2020 г. №. Требования остались не исполненными, срок добровольной уплаты налога истек. Мировым судьей судебного участка №6 Ленинского района г. Орска был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по имущественным налогам и пени с ФИО1, который был отменен в связи с поступившими возражениями должника.
В судебное заседание представитель административного истца ИНФС России по г. Орску, извещенный надлежащим образом, не явился, суду представил заявление об уточнении исковых требований, в котором просил взыскать с ФИО1 задолженность по земельному налогу в размере 494 руб., задолженность по пене по земельному налогу в размере 99,59 руб.
В судебном заседании административный ответчик ФИО1 возражал против удовлетворения исковых требований. Полагал, что освобожден от уплаты земельного налога, поскольку является участником ликвидации последствий Чернобыльской АЭС. Кроме того, просил компенсировать ему расходы на бензин к месту проведения судебного разбирательства из <адрес> в <адрес> и обратно.
С учетом надлежащего извещения представителя административного истца, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого оплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками данного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ч. 1 ст. 387 НК РФ).
В силу ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Частью 1 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Судом установлено, что ФИО1 является плательщиком земельного налога, поскольку за ним с 22 марта 2007 года числится земельный участок по адресу: <адрес>.
Налоговым органом произведен расчет земельного налога:
за 2014, 2016 год:
Земельный объект: <адрес>:
67130 (налоговая база) * 0,30 (налоговая ставка, %) *1 (доля в праве) * 12/12 (количество месяцев) = 201 руб. за каждый год, а всего 402 руб.
за 2015 год:
Земельный объект: <адрес>:
67130 (налоговая база) -10 000 (необлагаемая налоговая база) * 0,30 (налоговая ставка, %) *1 (доля в праве) * 12/12 (количество месяцев) = 171 руб.
за 2018 год:
Земельный объект: <адрес>:
67130 (налоговая база) – 16494 (налоговый вычет) * 0,30 (налоговая ставка, %) *1 (доля в праве) * 12/12 (количество месяцев) = 152 руб.
Согласно ч.2 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статей и главами 25 и 26.1 НК РФ.
Поскольку административный ответчик земельный налог за 2014, 2015, 2016, 2018 гг. не уплатил своевременно и в полном объеме, налоговым органом была насчитана пеня в размере 152 руб.
В силу ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Налоговым органом налогоплательщику направлялись требования об уплате налога, пени, которые остались неисполненными.
16 апреля 2021 года ИФНС России по г. Орску обращалась к мировому судье судебного участка №7 Ленинского района г. Орска с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по земельному налогу за 2016 – 2018 гг., пени.
23 апреля 2021 года мировым судьей был вынесен судебный приказ.
В связи с поступившими возражениями от ФИО1 судебный приказ от 16 апреля 2021 года был отменен определением мирового судьи от 13 мая 2021 года, в связи с чем, 05 июля 2020 года налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
ИФНС России по г. Орску с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу обратилась к мировому судье судебного участка № 7 Ленинского района г. Орска 16 апреля 2021 года, то есть, в пределах установленного законом срока.
13 мая 2021 года определением мирового судьи указанный судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
После отмены судебного приказа ИФНС России по г. Орску в течение шестимесячного срока обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по земельному налогу и пени.
Таким образом, с заявлением о вынесении судебного приказа, с административным исковым заявлением административный истец обратился в предусмотренный законом срок.
Возражая против удовлетворения административного иска, ФИО1 полагал, что освобожден от уплаты земельного налога на основании Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку является участником ликвидации последствий Чернобыльской АЭС.
Вместе с тем, положениями указанного Закона не предусмотрено полное освобождение физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от уплаты земельного налога.
В силу подп. 5 п. 5 ст. 391 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ) налоговая база подлежит уменьшению на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков - физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно информации, представленной ИФНС России по г. Орску, земельный участок ФИО1 находится в ведомстве МИФС России №7 по Оренбургской области. По состоянию на 27.08.2021 г. указанной Инспекцией произведено уменьшение ранее исчисленного земельного налога за 2014 г. и 2016 г. в сумме 60 руб. с учетом вычета не облагаемой налогом суммы в размере 10 000 руб., в связи с чем, сумма задолженности по земельному налогу за 2014 и 2016 года составляет 817 руб.
Вместе с тем, сумма земельного налога за 2014 год и за 2016 года должна составлять 171 руб. за каждый год, из расчета: 67130 (налоговая база) -10 000 (необлагаемая налоговая база) * 0,30 (налоговая ставка, %) *1 (доля в праве) * 12/12 (количество месяцев).
Расчет земельного налога за 2015 год ФИО1 налоговым органом был произведен верно, в соответствии с положениями пп.5 п.5 ст.391 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ).
Положениями ч. 5 с. 391 НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ) установлено, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к категории физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно налоговому уведомлению земельный налог за 2018 год ФИО1 был исчислен в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, общая сумма задолженности по земельному налогу за 2014, 2015, 2016, 2018 год составила 665 руб. (171 руб.+171 руб.+ 171 руб.+152 руб.)
31 августа 2021 года административный истец уточнил свои исковые требования, с учетом произведенного перерасчета земельного налога в соответствии с льготой, частичной уплатой, просил взыскать с административного ответчика задолженность по земельному налогу в размере 494 руб., задолженность по пене по земельному налогу в размере 99, 59 руб.
Суд принимает решение по заявленным требованиям, оснований для полного освобождении ФИО1 от уплаты земельного налога судом не установлено.
Согласно пункту 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в федеральный бюджет в размере 400 руб. Оснований для освобождения административного ответчика от уплаты государственной пошлины суд не находит.
В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Принимая во внимание, что решение по настоящему делу состоялось в пользу административного истца, оснований для возмещения административному ответчику судебных расходов, связанных с оплатой проезда в связи с его явкой в суд, не имеется.
Руководствуясь ст. 48 НК РФ, ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Инспекции федеральной налоговой службы России по г. Орску Оренбургской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу, пени, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, <данные изъяты>, задолженность по земельному налогу за 2014, 2015, 2016, 2018 гг. в размере 494 руб., задолженность по пене по земельному налогу в размере 99,59 руб.
Взыскать с ФИО1, <данные изъяты>, в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 400 руб.(четыреста рублей).
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Сбитнева Ю.Д.
Мотивированное решение изготовлено 7 сентября 2021 года.
Судья /подпись/
Копия верна
Судья Сбитнева Ю.Д.