ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-964/19 от 01.02.2019 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Административное дело №2а-964/19

публиковать

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2019 года г. Ижевск

Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Дергачевой Н.В.,

при секретаре Дмитриеве Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике о признании незаконным бездействия по не списанию безнадежной недоимки по налогам и пени, признании недоимки безнадежной к взысканию, возложении обязанности списать недоимку,

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратился административный истец с иском к административному ответчику о признании незаконным бездействие по не списанию безнадежной недоимки по налогам и пени, признании недоимки безнадежной к взысканию, возложении обязанности списать недоимку. В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является налоговым резидентом Российской Федерации. На заявление ФИО1, налоговым органом подготовлена справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням истца по состоянию на 19 марта 2018 года, в которой отражена задолженность ФИО1 по транспортному налогу в общей сумме 40875 рублей 01 коп., пени по транспортному налогу в сумме 28856,05 рублей. Согласно ответу налогового органа от 07.04.2018 № 07т20/09704@, задолженность по транспортному налогу возникла у ФИО1 до 01 января 2015 года. Согласно сведений, содержащихся в личном кабинете налогоплательщика ФИО1, по состоянию на 16.12.2018 состояние задолженности по транспортному налогу составляет 39708 руб. 34 коп., пени по транспортному налогу 12835 руб. 09 коп. В нарушение норм статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ, налоговый орган не производит списание недоимки по транспортному налогу и пени, возникшие у ФИО1 до 01 января 2015 года, что нарушает имущественные права и законные интересы последнего. Таким образом, поскольку спорная сумма недоимки по транспортному налогу и пени в общем размере 52543,43 (пятьдесят две тысячи пятьсот сорок три рубля сорок три копейки) образовалась до 01 января 2015 года, то срок на принудительное взыскание спорной суммы истек. Кроме того, задолженность по транспортному налогу в сумме 39708 руб. 34 коп., пени по транспортному налогу 12835 руб. 09 коп. подлежит признанию безнадежной и списанию в силу норм статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Административный истец просит признать незаконным бездействие налогового органа, связанное с непризнанием безнадежной и не списанием недоимки по транспортному налогу налогоплательщика ФИО1 в размере 39708 руб. 34 коп, пени по транспортному налогу в размере 12835 руб. 09 коп. Обязать административного ответчика произвести списание недоимки истца по транспортному налогу и задолженность по пени в полном объеме; Взыскать с ответчика расходы истца по оплате государственной пошлины.

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Иванов С.В., действующий на основании ордера, доводы административного искового заявления поддержал, просил удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности, указал, что задолженность образовалась за период 2009,2010, 2011г. Были выставлены требования №16458 от 22.11.2011г., №255558 от 29.11.2012г. Мировыми судьями вынесены судебные приказы №2-1430/12 от 13.06.2012г. и №2-1550/13 от 24.07.2013г. Службой судебных приставов вынесены постановления об окончании исполнительного производства от 27.03.2017г. и 31.10.2016г. соответственно на основании ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве». В связи с передачей задолженности 20.04.2015г. у инспекции отсутствует возможность списания указанной задолженности.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия. Суд в порядке п.6 ст.226 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие административного истца.

Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Настоящее административное дело подлежит рассмотрению судом в порядке главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве РФ (далее – КАС РФ) – производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Учитывая, что заявитель в данном случае обжалует бездействие налогового органа, связанное с непризнанием безнадежной и не списания недоимки по транспортному налогу, суд полагает, что оспариваемое заявителем бездействие должностного лица не может быть определено конкретной датой, т.е. является длящимся.

Судом установлено, что административное исковое заявление подано административным истцом в суд с соблюдением установленного ч.1 ст.219 КАС РФ срока.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

П.1 ст.45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства, которые не оспариваются сторонами и не вызывают сомнений у суда.

ФИО1 ИНН состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №9 по УР по месту регистрации.

Согласно справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням истца по состоянию на 19 марта 2018 года отражена задолженность ФИО1 по транспортному налогу в общей сумме 40875 рублей 01 коп., пени по транспортному налогу в сумме 28856,05 рублей.

Согласно сведениям в личном кабинете налогоплательщика ФИО1, по состоянию на 16.12.2018 состояние задолженности по транспортному налогу составляет 39708 руб. 34 коп., пени по транспортному налогу 12835 руб. 09 коп.

В силу ст.ст.362, 363 НК РФ исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами. Налогоплательщики уплачивают соответствующие налоги на основании налоговых уведомлений, направляемых налоговым органом в порядке и сроки, установленные НК РФ.

В соответствии с п.9 ст.5 Закона №2003-1 уплата налога на имущество производится владельцем имущества не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за котором исчислен налог.

В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Ставки налога, порядок и сроки его уплаты согласно ст. ст. 361, 363 НК РФ на территории Удмуртской Республики установлены Законом Удмуртской Республики от 27.11.2002 года № 63-РЗ «О транспортном налоге в Удмуртской Республике» (далее – Закон №63-РЗ).

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статья 362 НК РФ).

Согласно п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (п.п.2, 3 ст.52 НК РФ).

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (п.1 ст.70 НК РФ).

На основании п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога, направленное по почте, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В связи с неуплатой сумм налога, указанных в налоговом уведомлении, налоговый орган в соответствии со ст.ст.69, 70 НК РФ выставил в адрес ответчика требования об уплате налога №16458 от 22.11.2011г., №255558 от 29.11.2012г.

Поскольку задолженность по налогам не оплачена, Инспекция обращалась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании указанных выше сумм.

Мировыми судьями вынесены судебные приказы №2-1430/12 от 13.06.2012г. и №2-1550/13 от 24.07.2013г.

Службой судебных приставов вынесены постановления об окончании исполнительного производства от 27.03.2017г. по судебному приказу №2-1430/12 и 31.10.2016г. по судебному приказу №2-1550/13 на основании ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Представитель административного ответчика указывает, что в связи с передачей задолженности 20.04.2015г. из Межрайонной ИФНС России №8 по УР у инспекции отсутствует техническая возможность списания указанной задолженности.

Данные обстоятельства следуют из текста административного искового заявления, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, сомнений у суда не вызывают.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации":

-признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность оп пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням;

-признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.

решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.

решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию.

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 59 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 229-ФЗ, действующей с 02.09.2010 г.) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, взыскание которых оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании в силу пункта 2 названной статьи принимается налоговым органом по месту учета налогоплательщика в порядке и на основании документов, утвержденных ФНС России.

Порядок признания безнадежной к взысканию недоимки, пеней и штрафов и ее списанию установлен приказом ФНС России от 19.08.2010 г. N ЯК-7-8/393@, действующим с 19.10.2010г., которым в качестве документа, являющегося основанием для списания недоимки в случаях, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, предусмотрено представление копии вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, заверенного гербовой печатью соответствующего суда.

Таким образом, поскольку спорная сумма недоимки по транспортному налогу и пени в общем размере 52543,43 образовалась до 01 января 2015 года, судебными приказами взыскана задолженность, однако исполнительные производства прекращены по основаниям ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве» 27.03.2017г. по приказу №2-1430/12 и 31.10.2016г. по судебному приказу №2-1550/13, суд приходит к выводу, что у налогового органа утрачена возможность к взысканию оспариваемой задолженности.

Вместе с тем, на основании у норм статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" задолженность по транспортному налогу в сумме 39708 руб. 34 коп., пени по транспортному налогу 12835 руб. 09 коп. подлежали признанию безнадежной и списанию.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России №9 по УР по не списанию недоимки ФИО1 по транспортному налогу и пени за периоды до 01 января 2015 год, 2010 год, 2011 год. Для восстановления нарушенных прав административного истца необходимо признать безнадежной к взысканию и произвести списание спорной недоимки ФИО1 по транспортному налогу за периоды до 01 января 2015 года в общем размере 39708 руб., недоимку по пени по транспортному налогу в общем размере 12835 руб. 09 коп.

Поскольку административный ответчик от уплаты госпошлины освобожден, судебное решение состоялось в пользу административного истца, ФИО1 подлежит возврату уплаченная госпошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №9 по Удмуртской Республике о признании незаконным бездействие по не списанию безнадежной недоимки по налогам и пени, признании недоимки безнадежной к взысканию, возложении обязанности списать недоимку – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие по не списанию недоимки ФИО1 по транспортному налогу и пени за периоды до 01 января 2015 год, 2010 год, 2011 год.

Признать безнадежной к взысканию недоимку ФИО1 по транспортному налогу за периоды до 01 января 2015 года в общем размере 39708 руб., недоимку по пени по транспортному налогу в общем размере 12835 руб. 09 коп.

Обязать Межрайонную ИФНС России №9 по Удмуртской Республике произвести списание безнадежной к взысканию недоимки ФИО1 по транспортному налогу за периоды до 01 января 2015 года в размере 39708 руб., по пени в размере 12835 руб. 09 коп.

Выдать ФИО1 справку на возврат из бюджета уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.

Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2019 года.

Судья: Н.В. Дергачева