ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-964/2021 от 25.02.2021 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-964/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 февраля 2021 г. г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Ким Ю.В.,

при секретаре Довгалевой А.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска к судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2, ОСП по Центральному району г. Хабаровска, УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконными постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Департамент муниципальной собственности администрация г. Хабаровска обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО2, отделу судебных приставов по Центральному району городу Хабаровска, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем отделения судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска на основании исполнительного листа по делу , выданного Центральным районным судом г. Хабаровска, которым на департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска возложена обязанность подготовить и направить в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю», заявление и документацию, необходимые для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей объект - Тепловая сеть - <адрес>, протяженность 35,8 м, возбуждено исполнительное производство -ИП. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2, при рассмотрении материалов исполнительного производства, вынесено постановление о взыскании с департамента муниципальной собственности исполнительского сбора в размере <данные изъяты>. Постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора с департамента муниципальной собственности незаконно по следующим основаниям. Исполнительский сбор - это штрафная санкция административного характера, применяемая судебным приставом-исполнителем к должнику за нарушение законодательства об исполнительном производстве. Устанавливая меры взыскания штрафного характера (исполнительский сбор), законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции РФ общие принципы юридической ответственности. По смыслу ст. 49, 50, 52-54 и 64 Конституции РФ, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности. При исполнении решения Центрального районного суда г. Хабаровска по делу у департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска отсутствовали виновные действия. В настоящее время должником принимаются все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, которые не выполнены по объективным причинам. Финансовое обеспечение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. Исполнение судебных решений администрацией г. Хабаровска возможно только в пределах денежных средств, предусмотренных решением Хабаровской городской Думой о бюджете городского округа. Таким образом, органы местного самоуправления выступают всего лишь формой реализации муниципальным образованием, т.е., по сути, местным сообществом (особым территориальным объединением граждан), своих прерогатив по самостоятельному решению вопросов местного значения, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью (статья 130 Конституции РФ). Следовательно, наказание муниципальных органов не может не затрагивать прав и интересов местного населения, что еще более актуализирует вопрос о юридической и социальной оправданности их ответственности. Взыскание исполнительского сбора за счет средств бюджета судебным приставом- исполнителем нарушает права всего населения муниципального образования. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3,166.1,218, 242 и 242.6 настоящего Кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Просит признать постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с департамента муниципальной собственности исполнительского сбора в размере 50000 рублей незаконным, освободить департамент муниципальной собственности от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству -ИП.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала заявленные требования, суду пояснила, что на основании определения Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ Департаменту предоставлена отсрочка исполнения решения суда по делу доДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание административные ответчики судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО2, отдел судебных приставов по Центральному району городу Хабаровска, Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области не явились о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя административного истца, изучив и оценив представленные материалы в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 1 КАС РФ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, настоящее дело относится к административным делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и т.д.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что решением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокурора Центрального района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска об обязании совершить действия.

На основании указанного судебного акта, взыскателю выдан исполнительный лист.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска.

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должник предупрежден о возможности взыскания исполнительского сбора в случае неудовлетворения требований в установленные сроки.

Постановлением ОСП по Центральному району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившим заявлением должника исполнительные действия отложены на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Поскольку в установленный для добровольного исполнения решения суда срок, должником исполнено не было, ДД.ММ.ГГГГ ОСП по Центральному району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в размере <данные изъяты>

Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В данном случае, учитывая, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, содержалось предупреждение, о возможности взыскания исполнительского сбора, с указанием на необходимость указания должником условий невозможности добровольного исполнения исполнительного документа, тем не менее, должник не указал судебному приставу-исполнителю на причины невозможности исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и не представил данные подтверждающие соответствующие обстоятельства, соответственно постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.

Судебный пристав-исполнитель действовал в рамках Федерального закона «Об исполнительном производстве», Федерального закона «О судебных приставов», нарушений требований закона в действия судебного пристава-исполнителя не установлено. Действиями судебного пристава-исполнителя не были нарушены права, свободы и законные интересы административного истца.

При таких обстоятельствах, требование истца о признании постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, суд не находит подлежащим удовлетворению.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска указывает, что во исполнение возложенных на него полномочий и обязанностей по исполнению решений суда ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт на выполнение работ по технической инвентаризации, изготовлению технических планов и технических паспортов на бесхозяйные объекты. В перечень бесхозяйных объектов , являющийся приложением к муниципальному контракту, была включена тепловая сеть по <адрес>. Срок выполнения работ по данному контракту ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, подрядчиком обязательства по данному контракту не исполнены, а именно не представлена надлежащим образом оформленная и согласованная с предприятиями – сетедержателями техническая документация на бесхозяйные объекты.

ДД.ММ.ГГГГ департаментом муниципальной собственности администрации города Хабаровска принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В настоящее время проводится работа по включению подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.

В связи с чем, муниципальный контракт не был исполнен по независящим от должника причинам.

На сегодняшний день департаментом муниципальной собственности администрации города Хабаровска проводится работа по заключению муниципального контракта на выполнение работ по технической инвентаризации и паспортизации указанной тепловой сети.

В следствие чего, суд, установив отсутствие вины должника в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, приходит к выводу о необходимости освободить департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска к судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2, ОСП по Центральному району г. Хабаровска, УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконными постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить частично.

Освободить Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП.

В остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Судья Ю.В. Ким

Мотивированное решение составлено 04.03.2021.