ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-964/2022 от 25.07.2022 Киреевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2022 года г. Киреевск Тульской области

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Дорошкова А.В.,

при секретаре Бурцевой Ю.С.,

с участием представителя административного истца по доверенности Образцовой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-964/22 по административному исковому заявлению Киреевского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на Интернет-странице, информацией распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

Киреевский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением, в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на Интернет-странице, информацией распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Киреевской межрайонной прокуратурой проведена проверка в сфере оборонно-промышленного комплекса в части вопросов соблюдения режима охраны информации, доступ к которой ограничен. В служебном помещении Киреевской межрайонной прокуратуры, расположенном по адресу: Тульская область, г. Киреевск, ул. Молодежная, д.1А, с использованием служебного компьютера, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и при помощи модема осуществлен мониторинг страниц сайтов в сети «Интернет» и поиск ресурсов, допускающих размещение информации, доступ к которой ограничен в целях обеспечения безопасности и обороноспособности Российской Федерации. Поиск Интернет-ресурсов осуществлялся с использованием установленной на персональном компьютере операционной системы Windows. Результат поиска показал, что на сайте https://pandia.ru/text/77/217/3937.php размещен текст государственного военного стандарта ГОСТ РВ 15.201-2001 «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Прядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию изделий и их составных частей. Основные положения». Получение файла (текста документа) не требует дополнительной регистрации, а также введения пароля для входа на сайт, ознакомиться с содержанием размещенного материала и получить файл в формате PDF может любой Интернет-пользователь. Указанный сайт не является официальным сайтом органов государственной власти или подведомственных им учреждений и организаций, ограничения на передачу, копирование и распространение текста документа отсутствует. Согласно информации ПАО «Императорский Тульский оружейный завод» от 21 июня 2022 года в распоряжении завода имеется государственный военный стандарт ГОСТ РВ 15.203-2001 «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Прядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию изделий и их составных частей. Основные положения», инвентарный номер №3607, инвентарный номер ПАО «Императорский Тульский оружейный завод» №2562. Названный государственный военный стандарт, зарегистрированный в ПАО «Императорский Тульский оружейный завод» и находящийся в распоряжении завода, имеет гриф «Для служебного пользования». Таким образом, сайт https://pandia.ru/text/77/217/3937.php содержит информацию, запрещенную законодательством Российской Федерации к размещению указанным способом. На момент проверки указанный выше Интернет-ресурс в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не внесен, что подтверждается прилагаемыми заверенными копиями общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора (https://eais.rkn.gov.ru). Доступ к Интернет-странице https://pandia.ru/text/77/217/3937.php не ограничен, с ее содержанием может ознакомиться любой Интернет – пользователь.

На основании изложенного, просит признать информацию, размещенную на странице сайта с адресом: https://pandia.ru/text/77/217/3937.php информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; включить ресурс, находящийся в сети «Интернет» на странице: https://pandia.ru/text/77/217/3937.php в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца по доверенности Образцова Е.И. заявленные административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 4 статьи 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В силу пункта 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»).

По правилам части 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» запрещается распространение иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 27.12.1991 №2122-1 «О средствах массовой информации» установлено, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

В силу положений статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Одним из оснований для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Из положений статьи 2 Федерального закона № 149-ФЗ следует, что распространение информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ).

Частью 6 статьи 7 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда.

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна), включены в п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергией и уполномоченном органе по космической деятельности» (далее – Положение № 1233) установлен запрет на разглашение (распространение) служебной информации, содержащейся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других служебных документах.

К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами (п. 1.2 Положения, утвержденного вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233).

На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования» (п. 1.4 Положения).

Доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, определена одним из основных принципов стандартизации в Российской Федерации (п. 10 ст. 4 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»).

Как следует из раздела III Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1567 (далее – Положение № 1567), на том же принципе основана и стандартизация оборонной продукции, процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией по государственному оборонному заказу.

Государственный военный стандарт является документом по стандартизации, утвержденным (принятым) федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающим требования к военной продукции, а также процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией, который распространяется путем предоставления в установленном порядке официальных изданий документов по стандартизации оборонной продукции (п. 2 раздела I, п. 6 раздела IV Положения № 1567).

Информационное обеспечение участников деятельности по стандартизации обороной продукции, распространение указанных документов осуществляется Министерством обороны России и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии посредством издания и распространения сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции (отдельных разделов по отраслевой тематике) и изменений указанного сводного перечня (подп. «л» раздела I и п. 34 раздела VII Положения № 1567).

Статьей 13.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ.

Частью 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Из материалов дела следует и подтверждено материалами проверки, что Киреевской межрайонной прокуратурой проведена проверка в сфере оборонно-промышленного комплекса в части вопросов соблюдения режима охраны информации, доступ к которой ограничен.

В служебном помещении Киреевской межрайонной прокуратуры, расположенном по адресу: Тульская область, г. Киреевск, ул. Молодежная, д. 1А, с использованием служебного компьютера, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и при помощи модема осуществлен мониторинг страниц сайтов в сети «Интернет» и поиск ресурсов, допускающих размещение информации, доступ к которой ограничен в целях обеспечения безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Поиск Интернет-ресурсов осуществлялся с использованием установленной на персональном компьютере операционной системы Windows.

Результат поиска показал, что на сайте https://pandia.ru/text/77/217/3937.php размещен текст государственного военного стандарта ГОСТ РВ 15.201-2001 «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Прядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию изделий и их составных частей. Основные положения».

Получение файла (текста документа) не требует дополнительной регистрации, а также введения пароля для входа на сайт, ознакомиться с содержанием размещенного материала и получить файл в формате PDF может любой Интернет-пользователь.

Указанный сайт не является официальным сайтом органов государственной власти или подведомственных им учреждений и организаций, ограничения на передачу, копирование и распространение текста документа отсутствует.

Согласно информации ПАО «Императорский Тульский оружейный завод» от 21 июня 2022 года в распоряжении завода имеется государственный военный стандарт ГОСТ РВ 15.203-2001 «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Прядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию изделий и их составных частей. Основные положения», инвентарный номер №3607, инвентарный номер ПАО «Императорский Тульский оружейный завод» №2562. Названный государственный военный стандарт, зарегистрированный в ПАО «Императорский Тульский оружейный завод» и находящийся в распоряжении завода, имеет гриф «Для служебного пользования».

Таким образом, сайт https://pandia.ru/text/77/217/3937.php содержит информацию, запрещенную законодательством Российской Федерации к размещению указанным способом.

На момент проверки указанный выше Интернет-ресурс в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не внесен, что подтверждается прилагаемыми заверенными копиями общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора (https://eais.rkn.gov.ru).

Доступ к Интернет-странице https://pandia.ru/text/77/217/3937.php не ограничен, с ее содержанием может ознакомиться любой Интернет – пользователь.

В целях ограничения доступа в сети «Интернет» к Интернет-странице: https://pandia.ru/text/77/217/3937.php, содержащей информацию, распространение которой запрещено в Российской Федерации, необходимо внесение данной страницы в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Проанализировав установленные обстоятельства и исследованные доказательства, с учетом положений вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что доступ пользователям сети «Интернет» к указанной в акте проверки информации противоречит положениям федерального законодательства, в связи с чем, имеются основания для удовлетворения административного искового заявления Киреевского межрайонного прокурора.

На основании ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обращаться в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Обращаясь с административным иском о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах неопределенного круга лиц, на защиту основ конституционного строя, формирования правового сознания граждан в целях пресечения совершения гражданами преступления и правонарушений.

Учитывая, что административный иск подан уполномоченным на то лицом, с учетом исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования Киреевского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет-странице информацией, распространение которой запрещено, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице https://pandia.ru/text/77/217/3937.php информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Включить ресурс, находящийся в сети «Интернет» на странице: https://pandia.ru/text/77/217/3937.php в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: