Решение
именем Российской Федерации
12 октября 2020г. г.Ефремов Тульской области
Ефремовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Алексеевой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Садыковой Я.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-965/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Россельхознадзора по городу Москве, Московской и Тульской областям о признании незаконными действий должностных лиц,
установил:
ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Россельхознадзора по городу Москве, Московской и Тульской областям о признании незаконными действий должностных лиц, указав в обоснование, что 04.09.2019 старшим государственным инспектором отдела земельного надзора по <адрес> Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям ФИО4 в отношении ФИО1 вынесено предписание №128 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, согласно которого ему предписывалось до 04.06.2020: 1) на части земельного участка с кадастровым №, на площади 28397 кв.м., нарушенной в результате размещения отвалов вскрышных пород и технологической дороги, провести рекультивацию в соответствии с разработанным проектом рекультивации; 2) принять меры по приведению земельного участка с кадастровым №, площадью 39594 кв.м, в соответствии с целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, как природному объекту. Провести комплекс агротехнических, агрохимических, фитосанитарных и иных мероприятий по введению вышеуказанного земельного участка в сельскохозяйственное производство (производство с/х продукции), сохранению почв и их плодородия.
Во исполнение данного предписания был разработан технический проект рекультивации, в соответствии с которым земельный участок будет рекультивирован до 2032 года. 03.06.2020 ФИО1 обратился к административному ответчику с ходатайством о продлении срока устранения допущенного земельного нарушения до 2032. Однако, решением от 04.06.2020 вышеуказанное ходатайство было необоснованно отклонено административным ответчиком. При принятии решения административным ответчиком не учтено, что вскрышные породы, размещенные на вышеуказанном участке, должны быть использованы для рекультивации карьера по окончании его отработки. 15.07.2020 в отношении ФИО1 была проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания №128 от 04.09.2020, по результатам которой административным ответчиком вынесено идентичное предписание, а также переданы материалы для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ.
Согласно подпункта 13 пункта 8 Административного регламента по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», утвержденного приказом Россельхознадзора от 08.07.2019 №662, подавать ходатайство о продлении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения. В силу пункта 139 Регламента, в случае выдачи должностным лицом Россельхознадзора (территориального органа) предписания об устранении нарушений, в целях устранения которых необходимо провести рекультивацию земель, при получении проекта рекультивации земель срок исполнения такого предписания продлевается с учетом срока окончания работ по рекультивации земель, установленных указанным проектом, но не более срока установленного Правилами рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800. При поступлении проекта рекультивации срок исполнения предписания продлевается с учетом срока окончания работ (этапов) по рекультивации земель, установленного указанным проектом. В случае, если проектом рекультивации земель предусмотрено поэтапное проведение работ по рекультивации земель, предписание продлевается с учетом срока проведения каждого этапа рекультивации. В соответствии с пунктом 28 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800, срок проведения работ по рекультивации земель, консервации земель определяется проектом консервации земель, проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет для рекультивации земель, более 25 лет для консервации земель. Представленный ФИО1 проект рекультивации не превышает пределов установленных сроков рекультивации.
Обжалование решения от 04.06.2020 и предписания №12 от 15.07.2020 в вышестоящий орган в порядке подчиненности ФИО1 не производилось.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным решение старшего государственного инспектора отдела земельного надзора по Тульской области Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям ФИО4 от 04.06.2020 об отклонении ходатайства ФИО1 от 03.06.2020 о продлении срока устранения земельного нарушения; признать незаконным предписание старшего государственного инспектора отдела земельного надзора по Тульской области Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям ФИО4 №12 от 15.07.2020; обязать Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям продлить срок устранения нарушения земельного законодательства до 2032 года.
Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании уточнил административный иск в части срока устранения нарушения земельного законодательства до 01.10.2031, поскольку согласно техническому проекту рекультивации земель полное завершение работ по биологической рекультивации в 2031 году, учитывая, что последний этап биологической рекультивации подразумевает внесение азотных удобрений перед посевом многолетних трав, боронование многолетних трав, скашивание многолетних трав на сено, до его завершения в конкретных датах возможно лишь к ноябрю 2031 года. Просил суд признать незаконным решение старшего государственного инспектора отдела земельного надзора по Тульской области Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям ФИО4 от 04.06.2020 об отклонении ходатайства ФИО1 от 03.06.2020 о продлении срока устранения земельного нарушения; признать незаконным предписание старшего государственного инспектора отдела земельного надзора по Тульской области Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям ФИО4 №12 от 15.07.2020; обязать Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям продлить срок устранения нарушения земельного законодательства до 01.10.2031.
Дополнительно указал, что согласно абз.1 ст.23.2 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. В соответствии с абз.3 ст.23.2 Закона о недрах состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, состав и содержание проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых определяются правилами подготовки проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. В силу абз.4 ст.23.2 Закона о недрах порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 №118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами. Согласно подпункта «г» п.12 Положения о проектной документации в проектную документацию включается информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель. В силу п.14 Положения о проектной документации Требования к структуре и оформлению проектной документации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.06.2010 №218 утверждены Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок, и первичную переработку минерального сырья. Согласно подраздела 11.2.1 Требований к проектной документации в структуру проектной документации входит обязательное включение раздела о рекультивации нарушенных земель.
Исходя из вышеизложенного следует, что представленный технический проект соответствует требованиям законодательства РФ, так как является частью технического проекта разработки месторождения строительного камня карьера «Медведки» и карьера «Болоховский». В связи с чем довод административного ответчика о несоответствии технического проекта рекультивации подпункту «в» п.14 Постановления является несостоятельным. В своих возражениях административный ответчик ссылается на нарушение п.15 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 №800, так как представленный проект не согласован с собственником земельного участка. Однако, из п.15 Постановления следует, что в случае разработки проекта в составе проектной документации, его согласование не требуется. Ссылка административного ответчика на п.26 Постановления также является несостоятельной, так как данным пунктом предусмотрено выполнение рекультивации в срок, предусмотренный проектной документаций, в данном случае, техническим проектом отработки месторождения, включающим в себя технический проект рекультивации. Более того, при принятии оспариваемого решения, должностное лицо административного органа не указывало на несоответствие проекта рекультивации требованиям законодательства. На основании вышеизложенного просит административные исковые требования ФИО1 удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании административный иск не признала и указала, что доводы истца являются несостоятельными в связи со следующим. Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. На основании п.4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 №1, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляет государственный земельный надзор. В соответствии с п.8.10 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного приказом Минсельхоза РФ от 04.10.2012 №527 к полномочиям Управления относится выдача предписания юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям об устранении выявленных нарушений. В соответствии с п.5 ч.5 ст.71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки. Согласно п.144 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», утвержденного приказом Минсельхоза России от 08.07.2019 №662, в случае установления факта неисполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, в установленном порядке выдает правонарушителю новое предписание об устранении нарушения земельного законодательства. Согласно п.138 указанного Административного регламента срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом площади, вида и характера выявленного правонарушения, времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 9 месяцев.
Предписание от 15.07.2019 №12 выдано по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 26 декабря 2014г. №851. На основании изложенного, предписание об устранении нарушений от 15.07.2020 №12 является мерой, прямо предусмотренной законодательством.
Согласно статье 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями, кустарниками, сорными растениями. На основании ст.42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле, как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, выполнять иные требования, предусмотренные Кодексом, федеральными законами. Статьей 8 Федерального закона от 16.06.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» установлены обязанности собственников земельных участков: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
В предписании, выданном ФИО1, указывается на выявленные нарушения требований земельного законодательства и содержится требование устранить допущенные нарушения. Таким образом, предписанием от 15.07.2020 №12 на ФИО1 возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно в силу закона, а сами требования являются реально исполнимыми. То есть оспариваемым предписанием не нарушаются права истца.
В силу п.2 ст.7 ЗК РФ земли, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Согласно п.1 ст.78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Земельный участок, принадлежащий ФИО1, относится к землям сельскохозяйственного назначения, но используется с целью добычи полезных ископаемых. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом от 24.07.2001 №101-ФЗ, согласно п.1 ч.3 ст.1 которого сохранение целевого использования земельных участков является одним из основных принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения. В тоже время, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, после осуществления перевода земель в иную категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В силу части 3 статьи 5 Федерального закона №172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков. Таким образом, земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. В тоже время в ходе проверки ФИО1 не было представлено документов, подтверждающих совершение им каких-либо действий, направленных на перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Не согласна с доводом административного истца о том, что Управлением не применено положение п.139 Административного регламента о необходимости продления срока предписания с учетом срока окончания работ (этапов) по рекультивации земель, установленного указанным проектом. В случае, если проектом рекультивации земель предусмотрено поэтапное проведение работ по рекультивации земель, предписание продлевается с учетом срока проведения каждого этапа рекультивации, ввиду следующего. Согласно представленного проекта рекультивации план производства технической рекультивации принимается исходя из установленного проектом срока начала и нормативного срока окончания работ, предусматривающего завершение всех земляных работ в течение одного года после погашения горных работ на месторождении. Показатели календарного распределения работ представлены в таблице, согласно которой период рекультивации начинается с 2026 года. До 2026 года этапов рекультивации не предусмотрено. В тоже время, согласно п.26 Постановления Правительства от 10 июля 2018г. №800 «О проведении рекультивации и консервации земель» лица обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору о необходимости проведения рекультивации земель. Таким образом, применение п.139 Административного регламента о продлении срока предписания с учетом этапов рекультивации возможно в случаях, когда лицо, получив предписание, в течение 7 месяцев приступило к рекультивации. В оспариваемом случае проведение рекультивации до 2026 года предусматривается, то есть в течение 6 лет участок будет подвергаться негативному воздействию. Исходя из изложенного, Управлением правомерно было отклонено ходатайство о продлении срока предписания, а само предписание от 24.07.2020 №12 является законным и обоснованным.
Дополнительно указала, что отклоняя ходатайство о продлении срока предписания от 04.09.2019 №128, должностное лицо Управления исходило из анализа представленного ФИО1 проекта рекультивации. Порядок проведения рекультивации земель установлен Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800. Согласно пп.«в» п.14 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства от 10.07.2018 №800, проект рекультивации земель должен содержать раздел «Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель, консервации земель», включающий, в том числе, состав работ по рекультивации земель, консервации земель, определяемый на основе результатов обследования земель, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава работ по рекультивации, консервации земель, включая почвенные и иные полевые обследования, лабораторные исследования, в том числе физические, химические и биологические показатели состояния почв, а также результатов инженерно-геологических изысканий. Представленный ФИО1 проект не содержит указание на то, что в ходе подготовки проекта проводились какие-либо лабораторные исследования, в связи, с чем проведение рекультивации на основании указанного проекта не приведет к восстановлению нарушенных земель, так как состав работ по рекультивации не определялся на основе полученных результатов исследований показателей почв.
Вместе с тем, в соответствии с п.1 ст.79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. В связи с этим, проведение почвенных обследований и лабораторных исследований образцов почвы на нарушенной части земельного участка и фоновых образцов является обязательным при разработке проекта рекультивации земель и служит цели восстановления сельскохозяйственных угодий, имеющих приоритет в использовании и подлежащих особой охране. Кроме того, согласно пп.«а» п.15 Правил проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, до утверждения подлежит согласованию с собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка. Карьер не является объектом капитального строительства по смыслу, придаваемому этому понятию Градостроительным кодексом. В рассматриваемом случае проект разработан ООО «Стройтрасса», тогда как собственником земельного участка является ФИО1 Самим собственником земельного участка проект не разрабатывался, и в нарушение пп.«а» п.15 Правил представленный проект, разработанный ООО «Стройтрасса», с ФИО1 как с собственником земельного участка не согласовывался. Согласно проекту рекультивации проектная документация составлена на основании технического задания заказчика. В тоже время п.22 Технического задания «Требования к составу и содержанию проекта» не содержит указание на то, что проект рекультивации должен соответствовать требованиям Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800, в то время как указанные Правила являются основным нормативным документом, устанавливающим порядок проведения рекультивации нарушенных земель.
Не согласна с доводом представителя ФИО1 о том, что представленный проект разрабатывался в составе проектной документации по разработке карьера. Согласно объяснениям представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, данным в ходе судебного заседания, разработка карьера ООО «Стройтрасса» была начата в 2018 году, тогда как проект рекультивации был разработан на основании технического задания, являющегося приложением к договору от 19.05.2020 №19.20, и утвержден 29.05.2020 генеральным директором ООО «Стройтрасса» ФИО5 Таким образом, при вынесении решения от 04.06.2020 об отклонении ходатайства от 03.06.2020 о продлении срока устранения земельного нарушения должностное лицо Управления, изучив представленный проект рекультивации и установив, что фактически работы на спорном земельном участке планируется начать с 2026 года (а в период с 2020 по 2026 г.г. продолжится причинение вреда почвам спорного земельного участка), правомерно отклонило ходатайство ФИО1 со ссылкой на нормы ст.ст.79, 12, 13 ЗК РФ. Предписание от 15.07.2020 №12 об устранении нарушений требований земельного законодательства выдано в пределах полномочий должностных лиц по результатам внеплановой проверки и является законным и обоснованным.
На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении требований ФИО1
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
На основании ч.1 ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
В судебном заседании установлено следующее.
В соответствии с распоряжением Управления Россельхознадзора по городу Москве, Московской и Тульской областям от 23.07.2019 №989-РП должностными лицами Управления была проведена плановая выездная проверка в отношении ФИО1, в ходе которой было установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 3,9594 га, расположенный в муниципальном образовании <адрес>, категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. На части земельного участка непосредственно на поверхности почвы на площади 28397 кв.м размещены вскрышные породы. В северной части на площади на площади 5996 кв.м и юго-восточной части земельного участка на площади 5201 кв.м наблюдается зарастание многолетней сорной растительностью (пырей ползучий, пижма и др.) высотой до 0,5м, а также древесно-кустарниковой растительностью (береза, ива и др.) высотой от 0,7 до 6,0м, участок закочкарен, высота кочек до 40 см; следов первичной обработки почвы, возделывания сельскохозяйственных культур, заготовке сена не обнаружено.
Таким образом, было установлено, что ФИО1 на части земельного участка с кадастровым №, общей площадью 3,9594 га, категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, и иных процессов, которые приводят к деградации земель, а именно в целях охраны земель не проводит обязательные фитосанитарные (борьба с сорной растительностью), агротехнические (механическая обработка почвы), агрохимические (применение агрохимикатов и пестицидов), мелиоративные (в части проведения культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почвы) мероприятия по сохранению и воспроизводству плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
По результатам проверки ФИО1 было выдано предписание от 04.09.2019 №128, которым лицу предписывалось в срок до 04.06.2020: 1) на части земельного участка с кадастровым №, на площади 28397 кв.м, нарушенной в результате размещения отвалов вскрышных пород и технологической дороги, провести рекультивацию в соответствии с разработанным проектом рекультивации; 2) принять меры по приведению земельного участка с кадастровым №, площадью 39594 кв.м, в соответствии с целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, как природному объекту. Провести комплекс агротехнических, агрохимических, фитосанитарных и иных мероприятий по введению вышеуказанного земельного участка в сельскохозяйственное производство (производство с/х продукции), сохранению почв и их плодородия.
В соответствии с распоряжением Управления Россельхознадзора по городу Москве, Московской и Тульской областям от 10.07.2020 №426-РП должностными лицами Управления проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО1 по проверке исполнения ранее выданного предписания от 04.09.2019 №128 об устранении выявленного нарушения требований действующего земельного законодательства Российской Федерации.
В ходе проведения проверки установлено, что ФИО1 не выполнил в установленный срок предписание, а именно: в срок до 04.06.2020 на части земельного участка с кадастровым №, на площади 28397 кв.м., нарушенной в результате размещения отвалов вскрышных пород и технологической дороги, не провел рекультивацию в соответствии с разработанным проектом рекультивации; не принял мер по приведению земельного участка с кадастровым №, площадью 39594 кв.м., в соответствии с целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, как природному объекту. Не провел комплекс агротехнических, агрохимических, фитосанитарных и иных мероприятий по введению вышеуказанного земельного участка в сельскохозяйственное производство (производство с/х продукции), сохранению почв и их плодородия.
По окончании проверки вынесено аналогичное предписание от 15.07.2020 №12, со сроком исполнения до 10.05.2021, материал был передан на рассмотрение мировому судье для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ.
До проведения внеплановой проверки предписания 03.06.2020 от ФИО1 поступило ходатайство о продлении срока устранения нарушения до 2032 года и представлен технический проект рекультивации, который был разработан на основании технического задания, являющегося приложением к договору от 19.05.2020 №19.20, и утвержден 29.05.2020 генеральным директором ООО «Стройтрасса» ФИО5, в соответствии с которым земельный участок будет рекультивирован до 2032 года.
Решением старшего государственного инспектора отдела земельного надзора по Тульской области Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям ФИО4 от 04.06.2020 указанное ходатайство было отклонено.
Постановлением мирового судьи судебного участка №16 Ефремовского района Тульской области от 02.09.2020, не вступившим в законную силу, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
На основании п.4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 №1, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляет государственный земельный надзор.
В соответствии с п.8.10 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного приказом Минсельхоза РФ от 04.10.2012 №527 к полномочиям Управления относится выдача предписания юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с п.5 ч.5 ст.71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Согласно п.144 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», утвержденного приказом Минсельхоза России от 08.07.2019 №662, в случае установления факта неисполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, в установленном порядке выдает правонарушителю новое предписание об устранении нарушения земельного законодательства.
Согласно п.138 указанного Административного регламента срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом площади, вида и характера выявленного правонарушения, времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 9 месяцев.
Согласно статье 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями, кустарниками, сорными растениями.
На основании ст.42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле, как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, выполнять иные требования, предусмотренные Кодексом, федеральными законами.
Статьей 8 Федерального закона от 16.06.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» установлены обязанности собственников земельных участков: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
В предписании, выданном ФИО1 15.07.2020, указывается на выявленные нарушения требований земельного законодательства и содержится требование устранить допущенные нарушения. Таким образом, предписанием от 15.07.2020 №12 на ФИО1 возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно в силу закона, а сами требования являются реально исполнимыми.
В силу п.2 ст.7 ЗК РФ земли, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно п.1 ст.78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Как установлено судом, земельный участок, принадлежащий ФИО1, относится к землям сельскохозяйственного назначения, но используется с целью добычи полезных ископаемых.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом от 24.07.2001 №101-ФЗ, согласно п.1 ч.3 ст.1 которого сохранение целевого использования земельных участков является одним из основных принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения. В тоже время, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, после осуществления перевода земель в иную категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Таким образом, земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. В тоже время в ходе проверки ФИО1 не было представлено документов, подтверждающих совершение им каких-либо действий, направленных на перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Обращаясь в суд с административным иском, ФИО1 ссылался на то обстоятельство, что при принятии решения административным ответчиком не было учтено, что вскрышные породы, размещенные на вышеуказанном участке, должны быть использованы для рекультивации карьера по окончании его отработки. При поступлении проекта рекультивации срок исполнения предписания продлевается с учетом срока окончания работ (этапов) по рекультивации земель, установленного указанным проектом. В случае, если проектом рекультивации земель предусмотрено поэтапное проведение работ по рекультивации земель, предписание продлевается с учетом срока проведения каждого этапа рекультивации. В соответствии с пунктом 28 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800, срок проведения работ по рекультивации земель, консервации земель определяется проектом консервации земель, проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет для рекультивации земель, более 25 лет для консервации земель. Представленный ФИО1 проект рекультивации не превышает пределов установленных сроков рекультивации, то есть до 01.10.2031.
Из пояснений представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, следует, что разработка карьера ООО «Стройтрасса» была начата в 2018 году, тогда как проект рекультивации был разработан на основании технического задания, являющегося приложением к договору от 19.05.2020 №19.20, и утвержден 29.05.2020 генеральным директором ООО «Стройтрасса» ФИО5
Вместе с тем, согласно представленного проекта рекультивации план производства технической рекультивации принимается исходя из установленного проектом срока начала и нормативного срока окончания работ, предусматривающего завершение всех земляных работ в течение одного года после погашения горных работ на месторождении. Показатели календарного распределения работ представлены в таблице, согласно которой период рекультивации начинается с 2026 года. До 2026 года этапов рекультивации не предусмотрено.
В тоже время, согласно п.26 Постановления Правительства от 10 июля 2018г. №800 «О проведении рекультивации и консервации земель» лица обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору о необходимости проведения рекультивации земель. Таким образом, применение п.139 Административного регламента о продлении срока предписания с учетом этапов рекультивации возможно в случаях, когда лицо, получив предписание, в течение 7 месяцев приступило к рекультивации. В оспариваемом случае проведение рекультивации до 2026 года предусматривается, то есть в течение 6 лет участок будет подвергаться негативному воздействию.
Помимо этого, в рассматриваемом случае проект разработан ООО «Стройтрасса», тогда как собственником земельного участка является ФИО1 Самим собственником земельного участка проект не разрабатывался, и в нарушение пп.«а» п.15 Правил представленный проект, разработанный ООО «Стройтрасса», с ФИО1, как с собственником земельного участка, не согласовывался. Согласно проекту рекультивации проектная документация составлена на основании технического задания заказчика. В тоже время п.22 Технического задания «Требования к составу и содержанию проекта» не содержит указание на то, что проект рекультивации должен соответствовать требованиям Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800, в то время как указанные Правила являются основным нормативным документом, устанавливающим порядок проведения рекультивации нарушенных земель.
Представленный ФИО1 проект не содержит указание на то, что в ходе подготовки проекта проводились какие-либо лабораторные исследования, в связи, с чем проведение рекультивации на основании указанного проекта не приведет к восстановлению нарушенных земель, так как состав работ по рекультивации не определялся на основе полученных результатов исследований показателей почв.
Таким образом, при вынесении решения от 04.06.2020 об отклонении ходатайства от 03.06.2020 о продлении срока устранения земельного нарушения должностное лицо Управления Россельхознадзора по городу Москве, Московской и Тульской областям, изучив представленный проект рекультивации и установив, что фактически работы на спорном земельном участке планируется начать с 2026 года (а в период с 2020 по 2026 г.г. продолжится причинение вреда почвам спорного земельного участка), правомерно отклонило ходатайство ФИО1 со ссылкой на нормы ст.ст.79, 12, 13 ЗК РФ.
Предписание от 15.07.2020 №12 об устранении нарушений требований земельного законодательства выдано в пределах полномочий должностных лиц по результатам внеплановой проверки и является законным и обоснованным.
На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска ФИО1
На основании изложенного и руководствуясь статьями 180, 227 КАС РФ
решил:
в удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению Россельхознадзора по городу Москве, Московской и Тульской областям о признании незаконными действий должностных лиц, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления в Ефремовский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.10.2020.
Председательствующий
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>