ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-965/20 от 25.06.2020 Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2а-965/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июня 2020 года г. Ростов-на-Дону

Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Новиковой И.В.,

при секретаре судебного заседания Сушковой А.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности от 23.01.2020 года, сроком действия три года, представителя административного ответчика ФИО2 по доверенности от 01.10.2019 года, сроком действия до 01.10.2020 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 24 по Ростовской области о признании незаконным отказа в возврате излишне взысканной суммы страховых взносов за расчетные периоды 2014-2015 годы,

установил:

обратившись в суд с административным исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону (далее по тексту – ГУ УПФР в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону) о признании незаконным отказа в возврате излишне взысканной суммы страховых взносов за расчетные периоды 2014-2015 годы административный истец ФИО3 в обоснование административного иска указала на то, что она до 05.03.2019 года являлась индивидуальным предпринимателем и была зарегистрирована в качестве плательщика страховых взносов, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, также являясь налогоплательщиком, с применяемым специальным налоговым режимом: упрощенная система налогообложения (далее по тексту – УСН), с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов.

Свою предпринимательскую деятельность, связанную с оптовой продажей минеральной воды, административный истец ФИО3 прекратила в связи с убыточностью (превышение расходов над доходами).

В настоящее время административный истец ФИО3 является пенсионером.

ГУ ОПФР РФ по Ростовской области произвел взыскание страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию со счета ИП ФИО3 за 2014-2015 годы на общую сумму в размере 156 429 рублей 38 копеек.

В связи с изменением порядка исчисления страховых взносов после принятия постановления Конституционного Суда Российской федерации от 30.11.2016 года № 27-П, административный истец обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Так, доход от предпринимательской деятельности ИП ФИО3 за 2014 год составил 860 346 рублей, за 2015 года – 1 022 833 рубля, что подтверждается налоговыми декларациями по УСН за указанные периоды, следовательно, как полагает административный истец, фактическую сумму, подлежащих уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следовало определять из указанных сведений. При расчете 1% фиксированного размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, уплачиваемого в Пенсионный фонд предпринимателем, таким образом, согласно расчету административного истца, за 2014 год сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составит 5 604,46 рублей, из расчета 860 346 – 300 000 = 560 346 х 1%, а за 2015 года сумма страховых взносов составит 7 228,33 рубля, из расчета 1 022 833 – 300 000 = 722 833 х 1%.

Административный истец неоднократно обращалась к ответчику с требованиями произвести перерасчет страховых взносов и вернуть излишне уплаченные суммы, однако, требования административного истца пенсионным органом в досудебном порядке оставлены без удовлетворения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец ФИО3, уточнив в порядке ст. 46 КАС РФ исковые требования, просит суд признать незаконным отказ государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону от 24.12.2019 года в возврате излишне взысканной суммы страховых взносов за расчетные периоды 2014 – 2015 годы; обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г.Ростова-на-Дону произвести перерасчет обязательств ФИО3 по уплате страховых взносов за 2014 и 2015 годы; взыскать с государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г.Ростова-на-Дону в пользу ФИО3 излишне уплаченные страховые взносы за период 2014-2015 годов в размере 88 658 рублей 41 копейку, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Уточнение административных исковых требований обоснованно тем обстоятельством, что 24.04.2020 года административный истец получила возражения административного ответчика на данное исковое заявление, из содержания которого следовало, что в отношении страховых взносов за 2014 год УПФР в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону принято решение о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными ко взысканию и их списанию от 28.06.2018 г. (л.д. 110-111).

Представитель административного истца ФИО1 по доверенности от 23.01.2020 года, сроком действия три года (л.д. 114) в судебное заедание явилась, административные исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме, дав объяснения аналогичные по содержанию приведенным в обоснование доводам иска.

Представитель административного ответчика ФИО2 по доверенности от 01.10.2019 года, сроком действия до 01.10.2020 года (л.д. 112) в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, представила письменные возражения на иск и просила в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на отсутствие для этого законных оснований.

Административный истец ФИО3, извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заедание не явились.

Дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц рассмотрено судом в порядке ст. 150 КАС РФ.

Выслушав присутствующих в судебном заседании лиц, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам по существу данного спора.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействия) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственным или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Таким образом, для признания решений, действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов гражданина или организации.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия).

В данном деле судом установлено, что административный истец ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе в период до 05 марта 2019 года. Соответственно, была зарегистрирована в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве страхователя, - плательщика страховых взносов, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, (далее – Закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Статьей 18 указанного выше Федерального закона № 212-ФЗ закреплено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, размеры которых определяются в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14 закона № 212-ФЗ. В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем страховых взносов в установленный срок, производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Законом № 212-ФЗ.

Исчисление указанного фиксированного размера с 1 января 2014г. поставлено законодателем в зависимость от величины доходов указанных лиц.

В силу части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 тысяч рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз; в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 тысяч рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 закона №212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 тысяч рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

В период с 01.01.2010г. по 31.12.2016г. функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование были закреплены за Пенсионным фондом Российской Федерации.

Согласно статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 статьи 14 212-ФЗ, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (часть 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ). В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса РФ в целях применения положений пункта 1 данной статьи для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 "Порядок определения доходов" Налогового кодекса РФ.

Следовательно, для целей определения размера страховых взносов упомянутые индивидуальные предприниматели используют положения статьи 346.15 Налогового кодекса РФ, которыми установлен только порядок определения дохода такими индивидуальными предпринимателями.

Согласно пунктам 1,1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.

При этом упомянутые положения статьи 430 Налогового кодекса РФ не предполагают для плательщиков, применяющих УСН, уменьшения исчисленного в вышеуказанном порядке дохода на суммы произведенных ими расходов.

Таким образом, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей на УСН, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.16 Налогового кодекса РФ, в этом случае не учитываются.

Между тем, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 27-П от 30.11.2016, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "и ст. 227 НК РФ предполагают, что для цели начисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплат налога на доходы физических лиц.

На основании п. 3 ч. 8 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, доход учитывается в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Согласно положениям ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.

Положения ст. 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ на предусмотренные ст. 346.16 названного Кодекса расходы.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 №27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации по указанному вопросу изложена в Определениях от 13.06.2017 Ж306-КГ17-423, от 03.08.2017 № 304-ЭС 17-1872, от 22.11.2017 №303-КГ 17-8359.

С учетом вышеуказанных разъяснений, в целях определения размера подлежащих уплате заявителем страховых взносов за 2014,2015 г.г., подлежит учету информация о доходах предпринимателя за этот период, уменьшенных на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Согласно сведениям, представленным МИФНС №24 по Ростовской области в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, доход у Индивидуального предпринимателя ФИО3 от осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с системой налогообложения ЕНВД и УСН (у плательщика страховых взносов, применяющего более одного режима налогообложения, облагаемый доход от деятельности – суммируется) составил:

- за 2014 год: 6 618 039,00 рублей.

Размер страховых взносов согласно формуле расчета составил: (6618039,00 рублей -300000 рублей) * 1% = 63 180,39 рублей. Срок уплаты обязательств: не позднее 01.04.2016г.

- за 2015 год: 8 552 028,00 рублей.

Размер страховых взносов согласно формуле расчета составил: (8552028,00 рублей -300000 рублей) * 1% = 82 520,28 рублей. Срок уплаты: не позднее 01.04.2016г.

Из представленных ответчиком документов усматривается, что страховые взносы за 2014 и 2015 годы ИП ФИО3 в добровольном порядке не уплачивала, в связи с чем Управлением ПФР в Железнодорожном районе г.Ростова-на-Дону был проведен ряд мер по принудительному взысканию страховых взносов.

Так, в отношении ИП ФИО3 в целях взыскания задолженности по страховым взносам за 2014 год УПФР было выставлено Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 071S01160222288 от 08.04.2016г. на сумму 70 237,48 рублей (63 180,39 рублей страховые взносы + 7054,09 рублей пени). Указанное требование не было исполнено ФИО3, суммы не оплачены. Решением УПФР от 28.06.2018 года о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, вышеуказанная сумма была признана УПФР безнадежной ко взысканию и списана.

Соответственно, страховые взносы за 2014 год в размере 63 180,39 рублей ИП ФИО3 не оплачены ни в добровольном, ни в принудительном порядке, задолженность в указанной сумме Управлением ПФР списана.

В целях взыскания сумм страховых взносов за 2015 год, в отношении ИП ФИО3 было выставлено Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 071S01160444312 от 29.10.2016г. на сумму 88 658, 41 рублей (82520,28 рублей страховые взносы + 6138,13 пени), которое также не было исполнено в добровольном порядке. В связи с неисполнением указанного Требования, Управлением ПФР, согласно ст.19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в отношении ИП ФИО3 вынесено Решение № 071S02160130905 от 17.11.2016г. о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов – индивидуального предпринимателя в банках.

На основании вышеуказанного Решения со счета ИП ФИО3 в ПАО Сбербанк в период с 17 по 22 ноября 2016 года несколькими суммами были списаны денежные средства в общей сумме 88 658,41 рублей.

Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств следует, что страховые взносы за 2015 год в размере 82520,28 рублей с ИП ФИО3 взысканы в принудительном порядке в полном объеме.

Применяя к установленным по делу обстоятельствам приведенные выше положения налогового законодательства с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о доказанности в данном деле совокупности обстоятельств, предусмотренных положениями ст. 227 КАС РФ для удовлетворения административного иска.

По приведенным мотивам, принимая также во внимание, что налоговый орган согласился и признал позицию административного истца ФИО3 по данному вопросу правомерной и обоснованной, что следует из содержания ответа Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области от 25.05.2020 года, согласно которому, ИП ФИО3 произведен перерасчет суммы страховых взносов 1% с доходов, превышающих 300 000 рублей за 2017, 2018 г.г. (л.д. 153), суд приходит к выводу о законности и обоснованности административных исковых требований ФИО3

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Принимая во внимание, что по приведенным мотивам требования административного истца признаны судом законными, обоснованными и удовлетворены в полном объёме, с административного ответчика в пользу ФИО3 подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, факт несения истцом указанных расходов подтвержден приобщенной к материалам дела квитанцией (л.д. 5).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО3 к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 24 по Ростовской области о признании незаконным отказа в возврате излишне взысканной суммы страховых взносов за расчетные периоды 2014-2015 годы – удовлетворить.

Признать незаконным отказ государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону от 24.12.2019 года в возврате ФИО3 излишне взысканной суммы страховых взносов за расчетные периоды 2014 – 2015 годы.

Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г.Ростова-на-Дону произвести перерасчет обязательств ФИО3 по уплате страховых взносов за 2014 и 2015 годы.

Взыскать с государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г.Ростова-на-Дону в пользу ФИО3 излишне уплаченные страховые взносы за период 2014-2015 годов в размере 88 658 рублей 41 копейки, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Новикова

Мотивированный текст решения изготовлен 06.07.2020