КОПИЯ
дело № 2а-966/2018
Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
с. Малояз 08 октября 2018 года
Салаватский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Муллахметова Р.Р., при секретаре Сафиной Л.А., с участием представителя административного истца – зам. прокурора <адрес> Республики Башкортостан Лобова М.В., представителя административного ответчика - Совета сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ФИО1, заинтересованного лица ФИО2 и ее представителя ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора <адрес> Республики Башкортостан Гильманова Р.Р. к Совету сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным решения Совета сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан,
у с т а н о в и л :
прокурор <адрес> Республики Башкортостан обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании бездействия Совета сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан незаконным и обязании устранить нарушения.
В обоснование административных исковых требований указал, что прокуратурой <адрес> Республики Башкортостан во исполнение п.п. 1 п. 5 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции главой администрации сельского поселения муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ФИО2 Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Проверкой установлено, что ФИО2, являясь депутатом Совета и главой администрации сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, используя свое служебное положение, не взирая на возникший конфликт интересов, подписала, заверила оттиском гербовой печати администрации сельского поселения и обеспечила передачу своей матери ФИО4 подложной выписки из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ о наличии у нее на праве постоянного пользования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес> Республики Башкортостан общей площадью 2205 кв.м., кадастровой стоимостью 116424 руб., которую ФИО4 не вправе была получить. В дальнейшем на основании подложной выписки из похозяйственной книги, указанный земельный участок оформлен ФИО4 в собственность. В нарушение требований закона, несмотря на возникшую у ФИО2 при исполнении должностных обязанностей личную заинтересованность, выразившейся в использовании в интересах своей матери ФИО4 служебного положения, она, как только ей стало об этом известно, меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не приняла, а наоборот способствовала получению матерью выписки из похозяйственной книги, тем самым обеспечила ей незаконное оформление земельного участка в собственность. ДД.ММ.ГГГГ по выявленным нарушениям в Совет сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан внесено представление об устранении нарушений с решением вопроса удаления ФИО2 в отставку с должности главы администрации сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, в связи с утратой доверия. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Совета сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан по рассмотрению вышеуказанного представления прокуратуры <адрес> Республики Башкортостан. Однако, несмотря на наличие результатов прокурорской проверки, проведенной в администрации сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, внесенного акта прокурорского реагирования, содержащего сведения о допущенных ФИО2 нарушениях антикоррупционного законодательства, Советом сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, представление прокурора рассмотрено ненадлежащим образом, решение о досрочном прекращении полномочий ФИО2 за нарушения антикоррупционного законодательства, как лица, замещающего муниципальную должность на постоянной основе, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не принято. Непринятие решения по представлению прокуратуры <адрес> Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и решении вопроса об удалении ФИО2 в отставку с должности главы администрации сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан нарушает интересы Российской Федерации и муниципального образования <адрес> Республики Башкортостан в сфере противодействия коррупции, подрывает авторитет органов местного самоуправления.
Административный истец просил признать бездействие Совета сельского поселения первомайский сельсовет <адрес> Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер о досрочном прекращении полномочий ФИО2 за несоблюдение требований, установленных п. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Обязать Совет сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального образования <адрес> Республики Башкортостан рассмотреть вопрос о применении в отношении главы администрации сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального образования <адрес> Республики Башкортостан ФИО2 меры ответственности в соответствии с требованиями законодательства о противодействии коррупции.
В судебном заседании представитель административного истца – зам. прокурора <адрес> Республики Башкортостан Лобов М.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить их по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, добавив, что считает, что административное исковое заявление прокуратурой <адрес> Республики Башкортостан подано в суд в установленные законом сроки.
В судебном заседании представитель административного ответчика - Совета сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ФИО1 просил отказать в удовлетворении административного искового заявления по основаниям, указанным в отзыве и заявил ходатайство о применении срока исковой давности, так как прокуратурой <адрес> Республики Башкортостан пропущен установленный законом 10-ти суточный срок на подачу настоящего административного искового заявления. Считает, что Советом сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан принято изначально законное и обоснованное решение и Совет не должен был рассматривать представление прокурора.
В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО2 и ее представитель ФИО3 просили отказать в удовлетворении административного искового заявления по основаниям, указанным в отзыве, добавив, что поддерживают ходатайство о применении срока исковой давности, так как прокуратурой <адрес> Республики Башкортостан пропущен установленный законом 10-ти суточный срок на подачу настоящего административного искового заявления. Считают, что требования прокурора в представлении не соответствуют действующему законодательству, так как удаление в отставку главы муниципального образования осуществляется через главу субъекта Российской Федерации. Также представление прокурора не обладает силой принудительного исполнения.
Исследовав материалы дела, выслушав ФИО2, ее представителя ФИО3, представителя Совета сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ФИО1, прокурора Лобова М.В., суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска. Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления.
<адрес> Республики Башкортостан во исполнение п.п. 1 п. 5 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции главой администрации сельского поселения муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ФИО2
Проверкой установлено, что ФИО2, являясь депутатом Совета и главой администрации сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, используя свое служебное положение, не взирая на возникший конфликт интересов, подписала, заверила оттиском гербовой печати администрации сельского поселения и обеспечила передачу своей матери ФИО4 подложную выписку из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ о наличии у ФИО4 на праве постоянного пользования земельного участка кадастровый номер №, расположенного в <адрес> Республики Башкортостан общей площадью 2205 кв.м. кадастровой стоимостью 116424 руб., которую ФИО4 не вправе была получить.
В дальнейшем на основании подложной выписки из похозяйственной книги указанный земельный участок оформлен ФИО4 в собственность.
ДД.ММ.ГГГГ по выявленным нарушениям в Совет сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан внесено представление об устранении нарушений с решением вопроса удаления ФИО2 в отставку с должности главы администрации сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, в связи с утратой доверия.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 36 Федерального закона № 131 -ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, установленные Федеральным законом № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Согласно ст.ст. 10. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. Указанное лицо обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности то возникновения, как только ему станет об этом известно.
В соответствии с п. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативно правовыми актами Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Из уведомления о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов усматривается, что после внесения представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции прокуратурой <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 в Комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Совета сельского поселения первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, а также по урегулированию конфликта интересов, направлено сообщение о возникновении у нее личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая может привести к конфликту интересов. Обстоятельствами, являющимися основанием возникновения личной заинтересованности послужило обращение близкого родственника (матери) в администрацию Сельского поселения Первомайский сельсовет для получения справки, выписки о земельном участке из книги похозяйственного учета для дальнейшего его оформления в собственность. Приняты меры по урегулированию конфликта интересов, отказ от земельного участка с прекращением права собственности.
Согласно протоколу первого заседания Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Совета сельского поселения первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, а также по урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ Комиссия решила признать отсутствие конфликта интересов при осуществлении своих полномочий главой сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ФИО2
В соответствии с п. 7.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции».
Из протокола тридцать шестого заседания Совета 27 созыва сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что повесткой дня заседания Совета явилось рассмотрение представления прокуратуры <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№а-2017 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции». По результатам голосования депутатов Совета принято решение не прекращать досрочно полномочия депутата Совета сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ФИО2, с удалением ее в отставку с должности главы администрации сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан и определена мера ответственности в виде публичного порицания.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения административного истца в суд с заявлением по настоящему делу.
Согласно ч. 2 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
В силу п.п. 7,8 ст. 219 КАС РФ, пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как следует из материалов дела оспариваемое решение Совета сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан поступило в прокуратуру <адрес> Республики Башкортостан, согласно входящего штампа, ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействий) Совета сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ должно было поступить в суд не позднее ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней). Настоящее административное исковое заявление поступило в Салаватский межрайонный суд Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском десятидневного срока, установленного ч. 2 ст. 219 КАС РФ. Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока для обращения в суд административный истец не предоставил, в связи с чем, оснований для восстановления пропущенного срока не имеется.
Таким образом, пропуск срока обращения прокурором <адрес> Республики Башкортостан в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении административного искового заявления прокурора <адрес> Республики Башкортостан Гильманова Р.Р. к Совету сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным решения Совета сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Салаватский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья подпись Р.Р. Муллахметов
СОГЛАСОВАНО
Судья Р.Р. Муллахметов