ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-966/2021 от 24.11.2021 Рыбинского районного суда (Красноярский край)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Заозерный 24 ноября 2021 года

Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лебедко К.В.,

с участием:

представителя административного истца – старшего помощника Рыбинского межрайонного прокурора Раковой Е.В.,

представителя административного ответчика ФИО1,

заинтересованного лица ФИО2

при секретаре Юленковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, прав и законных интересах неопределенного круга лиц к Уральскому сельскому Совету депутатов Рыбинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Рыбинский межрайонный прокурор Красноярского края, действующий в интересах Российской Федерации, прав и законных интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Уральскому сельскому Совету депутатов Рыбинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки в Уральском сельском Совете депутатов соблюдения законодательства о противодействии коррупции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года в Уральский сельский Совет депутатов из администрации Губернатора Красноярского края поступила информация о неисполнении депутатами Уральского сельского Совета депутатов ФИО2, ФИО9 антикоррупционной обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах, имущества и обязательствах имущественного характера за 2020 год. Вопрос об освобождении от должности указанных депутатов Уральского сельского Совета депутатов рассмотрен на внеочередной сессии Уральского сельского Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ года. Уральским сельским Советом депутатов в отношении ФИО10 приняты решения о досрочном прекращении их полномочий. В соответствии с протоколом внеочередной сессии Уральского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ года по вопросу за досрочное прекращение полномочий депутата ФИО2 проголосовало 6 депутатов, против – 2, воздержался 1 депутат. Одновременно в протоколе зафиксировано, что решение по данному вопросу не принято. Сведений о том, что ФИО2 обращалась с заявлением о невозможности предоставления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 гола по объективным причинам не имеется. В результате не предоставления депутатом ФИО2 сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера нарушены положения ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в связи с чем полномочия данного лица подлежат досрочному прекращению. Непринятие решения Уральским сельским Советом депутатов от 08.0.2021 года противоречит требованиям международного и национального законодательства о противодействии коррупции. Просит суд признать незаконным бездействие Уральского сельского Совета депутатов Рыбинского района Красноярского края, выразившееся в непринятии ДД.ММ.ГГГГ года решения о досрочном прекращении полномочий депутата Уральского сельского Совета депутатов ФИО2, возложить обязанность на Уральский сельский Совет депутатов Рыбинского района Красноярского края на ближайшей сессии со дня вынесения решения досрочно прекратить полномочия депутата Уральского сельского Совета депутатов ФИО2, в связи с неисполнение обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции.

В судебном заседании старший помощник Рыбинского межрайонного прокурора Ракова Е.В. поддержала заявленные административные исковые требования в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель административного ответчика Уральского сельского Совета депутатов Рыбинского района Красноярского края ФИО1 (решение № от ДД.ММ.ГГГГ г.) заявленные административные исковые требования признала в полном объеме, не возражала против их удовлетворения. Дополнительно суду пояснила, что за прекращение полномочий депутата ФИО2 проголосовало 6 человек, против – 2, воздержались – 1, соответственно не было 2/3 от общего числа депутатов, поэтому решение принято не было.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании административные требования прокурора признала в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что справку о доходах и расходах за 2020 г., справку об отсутствии крупных сделок за 2020 г. не предоставила.

Суд, выслушав административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при реализации своих полномочий прокурор вправе проверить исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).

При осуществлении этого надзора прокурор, наряду с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, вправе ставить перед представительным органом местного самоуправления и перед судом вопрос о прекращении полномочий депутата в связи с несоблюдением антикоррупционных ограничений.

Частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закона N 131-ФЗ) установлено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), а также обязан предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и другими федеральными законами.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

В силу вышеприведенных норм полномочия депутата, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом о противодействии коррупции, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ).

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 является депутатом шестого созыва Уральского сельского Совета депутатов.

Председателю Уральского сельского Совета депутатов Рыбинского района Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ года направлена информация о том, что депутатами Уральского сельского Совета депутатов Рыбинского района Красноярского края ФИО2, ФИО11. сведения о доходах или сведения о совершении сделок за 2020 года Губернатору Красноярского края в установленные сроки не представлено. С учетом норм законодательства о противодействии коррупции не предоставление сведений о доходах должно рассматриваться как неисполнение возложенных обязанностей. Предлагается рассмотреть вышеуказанную информацию на сессии Уральского сельского Совета депутатов Рыбинского района и о принятом решении проинформировать управление Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений. (<данные изъяты>

Из объяснения ФИО2 следует, что разъяснений по данному поводу не проводилось, должным образом она об этом уведомлена не была (<данные изъяты>

Протоколом внеочередной сессии Уральского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ года внесено на обсуждение сессии вопросы о досрочном прекращении полномочий (освобождения от должности) в связи с утратой доверия депутата Уральского сельского Совета депутатов ФИО2, ФИО12. В отношении депутатов ФИО13. решение принято. В отношении депутата ФИО2 решение не принято (<данные изъяты>

Статьей 25 Устава Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края установлено, что депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 2 Устава Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Статьей 24 Устава Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края предусмотрено, что решения Совета принимается открытым или тайным голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовала более половины депутатов от общего установленного для Совета количества.

Учитывая, что такая мера ответственности как досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального образования предусмотрена положениями части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, Уставом Уральского сельсовета Рыбинского района Красноярского края, в частности за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ, в том числе за предоставление недостоверных или неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ), суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требованиях.

Вместе с тем, возлагая на Уральский сельский Совет депутатов обязанность принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата 6 созыва ФИО2, как того требует административный истец, суд выйдет за пределы судебного контроля принимаемых представительным органом решений и предрешит какое решение должно быть принято административным ответчиком, что недопустимо в силу статей 10 и 12 Конституции Российской Федерации.

В связи с этим, учитывая, что депутатом Уральского сельского Совета депутатов ФИО2 допущено такое нарушение, что является безусловным и безальтернативным основанием для прекращения ее полномочий как депутата, Советом депутатов вопреки вышеизложенным законоположениям не принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия Уральского сельского Совета депутатов Рыбинского района Красноярского края, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Уральского сельского Совета депутатов ФИО2 с возложением обязанности на Уральский сельский Совет депутатов Рыбинского района Красноярского края на ближайшей сессии со дня вынесения решения суда рассмотреть и принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата шестого созыва Уральского сельского Совета депутатов ФИО2, в связи с неисполнением обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования по административному исковому заявлению Рыбинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, прав и законных интересах неопределенного круга лиц к Уральскому сельскому Совету депутатов Рыбинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Уральского сельского Совета депутатов Рыбинского района Красноярского края, выразившееся в непринятии ДД.ММ.ГГГГ года решения о досрочном прекращении полномочий депутата Уральского сельского Совета депутатов ФИО2.

Возложить обязанность на Уральский сельский Совет депутатов Рыбинского района Красноярского края на ближайшей сессии со дня вынесения решения рассмотреть и принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата шестого созыва Уральского сельского Совета депутатов ФИО2, в связи с неисполнением обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий К.В. Лебедко

<данные изъяты>