68RS0002-01-2022-000908-30
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 21 октября 2022 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
судьи Воронцовой Е.С.,
при секретаре судебного заседания Шинкиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-966/2022 по административному иску прокурора Ленинского района г.Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Тамбова Тамбовской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по ремонту жилого помещения маневренного жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г.Тамбова в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ обратился с административным иском в суд, в котором указал, что прокуратурой Ленинского района г.Тамбова проведена проверка соблюдения органом местного самоуправления законодательства при реализации полномочий в области жилищных правоотношений.
С привлечением специалистов Департамента государственного жилищного, строительного и технического надзора (контроля) Тамбовской области, МКУ «Дирекция жилищных услуг» организовано выездное комиссионное обследование жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В частности, было проведено обследование <...> которое показало, что замок входной двери находится в нерабочем состоянии, электроснабжение не функционирует, косметический ремонт не произведен, малярная краска и штукатурка местами отслоилась от основания, на кухне в районе окна наблюдается плесень, в помещении имеется печное газовое отопление, однако отопительные приборы отсутствуют.
По результатам обследования установлено, что <...> требует ремонта.
Данное жилое помещение отнесено к маневренному муниципальному жилищному фонду.
Прокуратурой района в адрес администрации г.Тамбова Тамбовской области 08.10.2021 внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования требования о принятии мер, в том числе, по ремонту жилых помещений из числа маневренного жилищного фонда удовлетворены не были со ссылкой на отсутствие в бюджете города необходимых средств.
Вместе с тем требующие ремонта жилые помещения не могут считаться пригодными и благоустроенными для проживания и, как следствие, являться предметом договора найма специализированного жилого помещения.
Отсутствие достаточного финансирования не может признаваться уважительной причиной неисполнения обязанности по привидению муниципального жилья в пригодное для проживания граждан состояние.
Непринятие администрацией г.Тамбова Тамбовской области мер по ремонту жилых помещений маневренного жилого фонда свидетельствует о несоблюдении требований действующего жилищного законодательства. Наличие маневренного жилого фонда, находящегося в ненадлежащем техническом состоянии, приводит к ущемлению жилищных прав неопределенного круга лиц, которые временно могут оказаться в тяжелой жизненной ситуации.
Административный истец просит с учетом уточнений признать незаконным бездействие администрации г.Тамбова по непринятию мер к ремонту в жилом помещении по адресу: <...>; обязать администрацию г.Тамбова Тамбовской области принять меры по ремонту жилого помещения по адресу: <...>, а именно: установить дверной замок входной двери, обеспечить исправное функционирование электроснабжения, выполнить косметический ремонт.
В обоснование своих требований ссылается на положения ст. 15, ст. 19, ч. 5 ст. 100, п.п. 2 и 3 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 210, 676 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42, Постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170.
Помощник прокурора Корж И.П. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель администрации г.Тамбова, комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Тамбова по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска. Не отрицала факт ненадлежащего содержания спорного помещения, но обращала внимание, что оно в установленном законом порядке не признавалось непригодным для проживания. Считала, что прокурор не наделен полномочиями по обращению в суд с настоящим административным иском, поскольку не имеется оснований полагать, что нарушаются права кого – либо, а также неопределенного круга лиц. Указала, что представленный в материалы дела акт обследования жилого помещения составлен и подписан лицами, не имеющими специальных познаний.
Представители Департамента государственного жилищного, строительного и технического надзора (контроля) Тамбовской области, МКУ "Дирекция жилищных услуг" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 3 и ч. 6 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно ч.ч. 1, 9 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием.
Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.
Статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания - в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии с ч. 5 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные ст. 65, ч.ч. 3 и 4 ст. 67, ст. 69 настоящего Кодекса.
В силу п.п. 2 и 3 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 №42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Согласно пункту 4 Правил жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Об этом же указано и в п. 6 ч. 1 ст. 6 Устава города Тамбова, принятого решением Тамбовской городской Думы от 04.05.2005 № 704.
Из приведенного правового регулирования следует, что администрация г. Тамбова Тамбовской области обязана осуществлять содержание муниципального жилищного фонда, осуществлять контроль за использованием, качеством ремонта и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам проведенной прокуратурой Ленинского района г.Тамбова проверки соблюдения органом местного самоуправления законодательства при реализации полномочий в области жилищных правоотношений выявлены факты бездействия по содержанию жилых помещений маневренного жилищного фонда.
В частности, было проведено обследование <...> которое показало, что замок входной двери находится в нерабочем состоянии, электроснабжение не функционирует, косметический ремонт не произведен, малярная краска и штукатурка местами отслоилась от основания, на кухне в районе окна наблюдается плесень, в помещении имеется печное газовое отопление, однако отопительные приборы отсутствуют.
По результатам обследования установлено, что <...> требует ремонта.
Названные обстоятельства подтверждаются списком помещений маневренного жилищного фонда города Тамбова, актом комиссионной проверки указанного жилого помещения, фотоматериалом, и не опровергнуты представителем административного ответчика в ходе судебного разбирательства.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания. Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда и предусмотрен примерный перечень работ производимых при текущем и капитальном ремонте жилищного фонда.
В Приложении № 7 и № 8 к Правилам установлено, что к ремонту среди прочего относятся смена и восстановление отдельных элементов (приборов), Замена, восстановление отдельных участков полов, восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещениях, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах, установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, включая насосные установки в жилых зданиях.
При установленных обстоятельствах, а также учитывая, что названное выше жилое помещение маневренного жилищного фонда города Тамбова является свободным, соответственно, наниматели, на которых в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, возможно возложение обязанности проведения текущего ремонта, отсутствуют, администрация г. Тамбова Тамбовской области, являясь собственником данного имущества, обязана поддерживать его в надлежащем состоянии и нести бремя содержания.
Несвоевременное проведение соответствующего ремонта, приводит к качественному ухудшению состояния данного жилого помещения, утрате его потребительских свойств.
Также судом установлено, что 08.10.2021 прокурором Ленинского района г. Тамбова в адрес Врио главы города Тамбова вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, из которого следует, что на территории города Тамбова имеется более 20 многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в которых граждане, проживающие в муниципальных жилых помещений таких домов, не расселены по истечению срока расселения. Кроме того, на территории города Тамбова имеется более 20 жилых помещений отнесенных к специализированному жилищному фонду, которые по результатам обследования требуют проведения ремонта, не соответствуют санитарным нормам и правилам.
Требования по указанному представлению, в частности, по проведению необходимого ремонта жилых помещений, администрацией г. Тамбова до настоящего времени не удовлетворены, что следует из ответа администрации г. Тамбова от 19.11.2021.
Доказательств, объективно подтверждающих принятие администрацией г. Тамбова каких-либо соответствующих мер, направленных на организацию работ по ремонту спорного жилого помещения со стороны административного ответчика суду не представлено.
Таким образом, непринятие администрацией г. Тамбова мер к ремонту спорного жилого помещения маневренного жилого фонда свидетельствует о несоблюдении требований действующего жилищного законодательства, как и о незаконном бездействии со стороны администрации г. Тамбова.
В этой связи суд находит требования административного иска подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя административного ответчика о том, что спорное жилое помещение в установленном законом порядке непригодным не признавалось, при этом акт обследования жилого помещения составлен и подписан лицами, не имеющими специальных познаний, являются необоснованными, поскольку для определения необходимости проведения текущего ремонта жилого помещения какой-либо специальный порядок действующим законодательством не установлен. Обследование спорного жилого помещения произведено с привлечением специалистов Департамента государственного жилищного, строительного и технического надзора (контроля) Тамбовской области, МКУ "Дирекция жилищных услуг".
Из ст. 39 КАС РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Наличие маневренного фонда, находящегося в ненадлежащем состоянии, приводит к ущемлению жилищных прав неопределенного круга лиц, которые временно могут оказаться в тяжелой жизненной ситуации, что повлечет их заселение в данные жилые помещения.
Таким образом, доводы представителя административного ответчика об отсутствии у прокурора полномочий на обращение с настоящим административным иском в суд ошибочны.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить административный иск прокурора Ленинского района г.Тамбова.
Признать незаконным бездействие администрации города Тамбова Тамбовской области по ремонту жилого помещения маневренного жилищного фонда по адресу: <...>.
Обязать администрацию г. Тамбова принять меры, направленные на ремонт жилого помещения маневренного жилищного фонда по адресу: <...>, а именно: установить дверной замок входной двери, обеспечить исправное функционирование электроснабжения, выполнить косметический ремонт.
Обязать администрацию города Тамбова Тамбовской области сообщить об исполнении настоящего решения в Ленинский районный суд г. Тамбова и прокуратуру Ленинского района г.Тамбова в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Воронцова
Решение в окончательной форме изготовлено 25.10.2022
Судья Е.С. Воронцова