Дело № 2а-967/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2016 года г. Аксай
Аксайский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Сломовой И.В.
при секретаре Банниковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 к Администрации Аксайского городского поселения о признании части нормативно-правового акта недействующей,
УСТАНОВИЛ:
ИП ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Аксайского городского поселения, в обоснование заявленных требований указала следующее.
ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, осуществляет деятельность по оказанию ритуальных услуг на территории <адрес>.
Администрацией Аксайского городского поселения принято постановление №32 «Об утверждении Административного регламента муниципального учреждения Аксайского городского поселения «Благоустройство и ЖКХ» по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление ритуальных услуг» от 27.01.2015г., в котором срок, установленный для рассмотрения заявлений о захоронении и выдачи документов, необходимых для захоронения, нарушает императивные требования, установленные ст.8 ФЗ «О погребении и похоронном деле».
В силу осуществления предпринимательской деятельности административным истцом по оказанию ритуальных услуг на территории <адрес> ИП ФИО1 является субъектом отношений, регулируемых постановлением №.
Пунктом 2.6.1. Административного регламента установлено: «Разрешение на захоронение тела (праха) выдается по факту рассмотрения заявления и документов, указанных в п.2.8 Административного регламента, но не позднее следующего рабочего дня после сдачи документов и регистрации заявления», в то время как из ст.8 ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 08.12.1995 № 8-ФЗ «Гарантии при осуществлении погребения умершего» следует: «Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются: 1) выдача документов, необходимых для погребения умершего в течение суток с момента установления причин смерти…»
Из п.3.2.2. Административного регламента следует: «в случае наличия основания для отказа в выдаче разрешения, указанных в п.2.9 Административного регламента, заявитель информируется с указанием причин отказа в письменной форме не позднее следующего рабочего дня после сдачи документов и регистрации заявления».
Административный истец полагает, что Административный регламент не предусматривает возможность заявителя получить необходимые документы для захоронения в установленный законом срок «в течение суток». В случае наличия оснований к отказу в выдаче в выдаче документа, определяющего место захоронения, сотрудник специализированной службы в соответствии с п.3.2.2 Административного регламента наделен правом сообщить об этом заявителю не в момент обращения, а на следующий день после подачи заявления.
Из смысла положений ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить нормативным актам Российской Федерации и субъектов и носят подзаконный характер. В этой связи срок, закрепленный Административным регламентом муниципального казенного учреждения Аксайского городского поселения «Благоустройство и ЖКХ» по представлению муниципальной услуги «Предоставление ритуальных услуг» от 27.01.2015г. «не позднее следующего рабочего дня после сдачи документов» нарушает положение ст. 8 ФЗ «О погребении и похоронном деле», которая устанавливает гарантию лицу, взявшему на себя обязанность осуществить захоронение умершего человека в течении суток с момента установления причины смерти, а соответственно, и право ИП ФИО1 на получение муниципальной услуги в установленный федеральным законом срок.
Просила признать недействующим п. 2.6.1 постановления Администрации АГП №32 «Об утверждении Административного регламента муниципального казенного учреждения Аксайского городского поселения «Благоустройство и ЖКХ» по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление ритуальных услуг» от 27.01.2015г.
Обязать Администрацию Аксайского городского поселения внести изменения в п. 2.6.1 постановления Администрации АГП №32 «Об утверждении Административного регламента муниципального казенного учреждения Аксайского городского поселения «Благоустройство и ЖКХ» по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление ритуальных услуг» от 27.01.2015г. и изложить указанный пункт постановления в соответствии с ФЗ «О погребении и похоронном деле» в следующей редакции:
«разрешение на захоронение тела (праха) умершего выдается по факту рассмотрения заявления и документов, указанных в п.2.8. Административного регламента, в течении суток с момента установления причины смерти».
Признать недействующими абз.6,7 п. 3.2.2. постановления Администрации АГП №32 «Об утверждении Административного регламента муниципального казенного учреждения Аксайского городского поселения «Благоустройства и ЖКХ» по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление ритуальных услуг» от 27.01.2015г.
Обязать Администрацию Аксайского городского поселения внести изменения в абз.6, 7 п.3.2.2. постановления Администрации АГП № 32 «Об утверждении» Административного регламента муниципального казенного учреждения Аксайского городского поселения «Благоустройство и ЖКХ» по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление ритуальных услуг» от 27.01.2015г. и изложить указанный пункт постановления в соответствии с ФЗ «О погребении и похоронном деле» в следующей редакции:
«В случае наличия оснований для отказа в выдаче разрешения, указанных в п. 2.9 Административного регламента, заявитель информируется с указанием причин отказа в письменной форме в течение суток с момента установления смерти».
«В случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на захоронение тела (праха) с выделением земельного участка для погребения либо путем родственного захоронения к существующей могиле должностное лицо МКУ, уполномоченное на выдачу разрешения, оформляет разрешение по форме согласно Приложению № 5 к Административному регламенту и выдает в течении суток с момента установления причин смерти».
ФИО1, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, причин своей неявки суду не представила, об отложении не ходатайствовала.
Представитель ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности и ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержал заявленные требования, настаивал на удовлетворении, дал пояснения аналогичные содержанию иска.
Представитель Администрации Аксайского городского поселения ФИО3, действующая на основании доверенности и ордера № от ДД.ММ.ГГГГ., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменные возражения.
Суд с учетом мнения присутствующих в судебном заседании счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося административного истца в порядке ст.150 КАС РФ.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Основным видом деятельности является организация похорон и предоставление связанных с этим услуг, а также розничная торговля похоронными принадлежностями.
В соответствии с п.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон № 8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Положения пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организацию ритуальных услуг, и содержание мест захоронения относят к числу вопросов местного значения городского округа. При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 данного Закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 8-ФЗ законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Во исполнение положений Закона № 8-ФЗ администрацией Аксайского городского поселения учреждено муниципальное казенное учреждение «Благоустройство и ЖКХ» и 27.01.2015г. принято постановление № 32 об утверждении Административного Регламента муниципального казенного учреждения Аксайского городского поселения «Благоустройство и ЖКХ» по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление ритуальных услуг», которым определены сроки и последовательность действий при организации похоронного дела.
Постановлением Администрации Аксайского городского поселения № 242 от 23.03.2015г. внесены изменения в постановление Администрации Аксайского городского поселения от 27.01.2015г. № 32 «Об утверждении Административного Регламента муниципального казенного учреждения Аксайского городского поселения «Благоустройство и ЖКХ» по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление ритуальных услуг», согласно которому в пункт 2.2. Административного регламента внесены изменения: указано наименование муниципального учреждения, предоставляющего муниципальную услугу: муниципальное казенное учреждение Аксайкого городского поселения «Благоустройство и ЖКХ», с указанием юридического и почтового адреса, места нахождения и графика работы, адреса местонахождения кладбища Аксайского городского поселения и графика захоронения. Также внесены изменения в пункты 3.1.4 и 3.2.5.
Пунктом 2.3 Административного регламента предусмотрено, что МКУ «Благоустройство и ЖКХ» осуществляет выдачу разрешений на захоронение тела (праха) умершего.
Разрешение на захоронение тела (праха) умершего выдается по факту рассмотрения заявления и документов, указанных в пункте 2.8 Административного регламента, но не позднее следующего рабочего дня после сдачи документов и регистрации заявления (пункт 2.6.1 Административного регламента). Пунктом 2.2 Административного регламента с учетом внесенных изменений постановлением № 242 от 23.03.2015г. установлен график работы МКУ: время работы МКУ АГП «Благоустройство и ЖКХ» понедельник – пятница с 08 до 17 часов, перерыв с 12 до 13 часов, суббота и воскресенье выходной; время работы должностного лица МКУ, уполномоченного на предоставление муниципальной услуги – понедельник пятница с 08 до 16 часов, суббота и воскресенье с 08 до 13 часов без обеденного перерыва. График захоронения: понедельник-пятница – с 10 до 16 часов, суббота, воскресенье – с 10 до 13 часов.
В силу статьи 8 Закона № 8-ФЗ лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти.
В силу положений Административного регламента выдаче соответствующего разрешения предшествует совершение ряда действий, требующих определенных временных затрат, а именно: проверка документов, представленных для получения соответствующего разрешения на предмет соответствия положениям Административного регламента; определение места захоронения.
Действующим законодательством не предусмотрено, что организации, осуществляющие выдачу соответствующих разрешений, обязаны оказывать указанную муниципальную услугу в круглосуточном режиме. Кроме того, в подпункте 2 пункта 1 статьи 8 Закона № 8-ФЗ установлена специальная гарантия в виде возможности бесплатного нахождения тела умершего в морге до семи суток.
Следовательно, установление администрацией срока выдачи разрешений – не позднее следующего рабочего дня после сдачи документов и регистрации заявления, а также определение режима захоронения действующему законодательству не противоречит.
Между тем, действия по приему и рассмотрению соответствующих заявлений в соответствии с Административным регламентом осуществляет МКУ «Благоустройство и ЖКХ». Доказательств того, что такая регистрация не осуществляется предпринимателем не представлено. ИП ФИО1 не приведено доводов об отказе в регистрации поданных ею заявлений, а также о несвоевременном рассмотрении МКУ «Благоустройство и ЖКХ» заявлений предпринимателя, как и не указано на нарушение сроков выдачи разрешений на захоронение. Административным Истцом не представлено доказательств того, что указанным постановление нарушены или нарушаются его права, доводы содержащиеся в административном исковом заявлении о существовании угрозы нарушения прав, носят гипотетических характер.
Судом также установлено, что оспариваемое постановление Администрации Аксайского городского поселения №32 от 27.01.2015г. было опубликовано в периодическом издании «Аксайские ведомости» №8 (727) от 28.01.2015г., о чем в материалы дела представлено копия газеты.
С учетом вышеизложенного суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований Индивидуального предпринимателя ФИО1 к Администрации Аксайского городского поселения о признании части нормативно-правового акта недействующей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 04 мая 2016 года.
Судья: И.В. Сломова