Дело № 2а-967/2021
№***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2021 года г. Воткинск
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Караневич Е.В.,
при секретаре Агафоновой А.С.,
с участием административного истца ст. помощника Воткинского межрайонного прокурора Бейтельшпахер О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воткинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к неустановленному лицу о признании информации, распространяемой в сети Интернет на сайте <***>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Воткинский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с административным иском о признании информации, размещенной в сети Интернет запрещенной, в котором просит: признать информацию, распространяемую в сети Интернет на <***> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование своих требований указал, что Воткинской межрайонной прокуратурой в рамках мониторинга Интернет-сайтов, содержащих запрещенную к распространению информацию, при исполнении законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, выявлен Интернет-ресурс, расположенный по адресу: <***>, который содержит информацию о способах покупки различных не соответствующих действительности справок (справки в бассейн, справки для занятия спортом, справки в лагерь, санаторно-курортные карты и др.) на территории Российской Федерации и Удмуртской Республике. Интернет-ресурс <***> имеет <***>. Информация о владельце сайта отсутствует (сведения проверены на <***>). Таким образом, лица (владельцы сайтов), действия которых послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления, не установлены. Вход на указанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. На сайте <***> размещена информация о возможности приобретения путем заполнения заявки или осуществления телефонного звонка не соответствующих действительности справок и документов: справки 095, справки в бассейн, справки для занятия спортом, справки в лагерь, санаторно-курортные карты и др., использование которых влечет определенные юридические последствия, предоставляет права либо освобождает от обязанностей.
Информация, размещенная на сайте в сети Интернет <***>, способствует совершению правонарушений в сфере образования детей, их воспитания, использование поддельных справок, полученных с использованием указанного Интернет-ресурса, может привести к грубым нарушениям прав детей на охрану их жизни и здоровья. Статьей 324 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов. Статьей 327 УК Российской Федерации установлена уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа. Статьей 19.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт. Информация, размещенная на сайте в сети Интернет <***>, способствует совершению правонарушений в сфере образования детей, их воспитания, использование поддельных справок, полученных с использованием указанного Интернет-ресурса, может привести к грубым нарушениям прав детей на охрану их жизни и здоровья.
На момент проверки указанный Интернет-ресурс в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не внесены.
Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Старший помощник Воткинского межрайонного прокурора Бейтельшпахер О.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске. Пояснила, что на настоящее время информация на сайте находится в свободном доступе.
Заинтересованное лицо – представитель Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике на судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, направили заявление о проведении судебного заседания в отсутствие представителя.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с положениями ст.1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (административные дела) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Осуществляя публичные полномочия в сфере контроля за распространением информации в СМИ, в том числе и в сети «Интернет», запрещенной к распространению, прокурор обратился в суд с данным административным исковым заявлением, действуя как субъект публичных правоотношений в рамках предоставленных ему полномочий.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон о защите информации) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).
В отношении видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, указанных в п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации, решения о включении в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII данного кодекса, а также согласно Главы 27.1. КАС РФ «Производство по административным делам о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пункт 6 указанной статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Судом установлено, что прокуратурой осуществлен мониторинг сети «Интернет», по результатам которого на страницах сайта в сети «Интернет» выявлено наличие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Информация, размещенная на страницах сети Интернет по указанному в административном иске адресу, содержит сведения о продаже не соответствующих действительности медицинских справок и документов.
Доступ к сайту открыт для неопределенного круга лиц, возможность просмотра ничем не ограничена, что подтверждено административным истцом.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 324 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.
Статьей 327 УК Российской Федерации установлена уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа. Статьей 19.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт.
Статьей 19.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт.
Распространение информации о способах покупки медицинских справок и документов влечет административную и уголовную ответственность, подрывает социальную стабильность общества, создает угрозу жизни и здоровья граждан, прав детей на охрану их жизни и здоровья, противоречит целям и задачам действующего законодательства, негативно сказывается на нравственном развитии детей и молодежи, подрывает авторитет государственной власти.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что указанный сайт содержит информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, иск подлежит удовлетворению.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
По сведениям, предоставленным административным истцом, информация, размещенная на вышеуказанном сайте, запрещенной ранее не признавалась, владельца сайта установить не представилось возможным.
В соответствии с положениями ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Согласно ст.265.4 КАС РФ судебные расходы не подлежат распределению судом.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Воткинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к неустановленному лицу о признании информации, распространяемой в сети Интернет на сайте https://sprmed.ru запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую в сети Интернет на сайте https://sprmed.ru запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Копию решения суда направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи – Управление Роскомнадзора по УР.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда составлено 23.04.2021г.
Судья Е.В. Караневич