Дело № 2а-968/2019 (УИД 54RS0023-01-2019-001592-77)
Поступило в суд 10.09.2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2019 года р.п. Коченево
Коченевский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Черкасовой О.В.
при ведении протокола помощником судьи Лощининой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Коченевского района Новосибирской области к администрации Прокудского сельсовета Коченевского района Новосибирской области о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец прокурор Коченевского района Новосибирской области обратился суд с вышеуказанным административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в обоснование заявленных требований указав, что в ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о теплоснабжении в части ежегодной актуализации схем теплоснабжения.
В соответствии с положениями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О теплоснабжении» организация в границах теплоснабжения, в том числе, утверждение схем теплоснабжения, отнесена к вопросам местного значения.
В соответствии со ст. 23 Закона о теплоснабжении уполномоченные органы должны осуществлять ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, на основании которых устанавливаются тарифы и расчетный объем полезного отпуска продукции на расчетный период.
В ходе проверки установлено, что актуализация схем теплоснабжения администрацией Прокудского сельсовета не произведена, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес администрации внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако до настоящего времени схемы теплоснабжения не актуализированы.
На основании изложенного, административный истец просил обязать администрацию Прокудского сельсовета Коченевского района Новосибирской области в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу провести актуализацию схемы теплоснабжения Прокудского сельсовета Коченевского района Новосибирской области.
Представитель административного истца помощник прокурора Коченевского района Новосибирской области Лобыня С.П. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, подтвердил, просил иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика – администрации Прокудского сельсовета Коченевского района Новосибирской области Болтро Н.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования признала частично, не согласилась с требованиями в части срока, в течение которого необходимо провести актуализацию, ссылаясь на необходимость более длительного времени, учитывая необходимость подбора специализированной организации, заключения договора с учетом возможности проведения конкурса. Поддержала доводы возражений, суть которых сводится к отсутствию обязанности проводить актуализацию схем теплоснабжения ежегодно, если население составляет менее 10.000 человек, и преимущественно используется индивидуальное теплоснабжение.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) вопросы по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с п.4.2 ч.1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Пунктом 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
Распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения (ч. 1 ст. 18 ФЗ от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ), в схеме теплоснабжения должны быть определены условия, при наличии которых существует возможность поставок тепловой энергии потребителям от различных источников тепловой энергии при сохранении надежности теплоснабжения (ч.3 ст. 18 ФЗ от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 23 ФЗ от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.
В соответствии с ч. 3 указанной выше статьи уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать: 1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления; 2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения; 3) графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования; 4) меры по консервации избыточных источников тепловой энергии; 5) меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; 6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе; 7) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения; 8) иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.
Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, а также к порядку их актуализации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154.
Согласно п.п. 22, 23, 24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 154 схема теплоснабжения подлежит ежегодно актуализации в отношении следующих данных: а) распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в период, на который распределяются нагрузки; б) изменение тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет перераспределения тепловой нагрузки из одной зоны действия в другую в период, на который распределяются нагрузки; в) внесение изменений в схему теплоснабжения или отказ от внесения изменений в части включения в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системам теплоснабжения объектов капитального строительства; г) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в весенне-летний период функционирования систем теплоснабжения; д) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в отопительный период, в том числе за счет вывода котельных в пиковый режим работы, холодный резерв, из эксплуатации; е) мероприятия по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; ж) ввод в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии и соответствие их обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и проектной документации; з) строительство и реконструкция тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурсов; и) баланс топливно-энергетических ресурсов для обеспечения теплоснабжения, в том числе расходов аварийных запасов топлива; к) финансовые потребности при изменении схемы теплоснабжения и источники их покрытия. Актуализация схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения. Уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее ДД.ММ.ГГГГ года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта.
На основании ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с соглашением, заключенным между администрацией Прокудского сельсовета и администрацией Коченевского района, администрацией района передано, а администрацией сельсовета принято в свое ведение осуществление полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе, организация в границах сельского поселения теплоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, за исключением случаев, указанных в пункте 12 настоящего документа, в соответствии с которым актуализация схемы теплоснабжения не осуществляется в случае утверждения генерального плана в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке, изменения срока, на который утвержден генеральный план, либо в случае, если срок действия схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) составляет менее 5 лет. В указанных случаях разрабатывается проект новой схемы теплоснабжения.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Коченевского района Новосибирской области проведен мониторинг сведений относительно разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений по состоянию на 1 июля 2019 года, в ходе которого установлено, что актуализация схем теплоснабжения администрацией Прокудского сельсовета на ДД.ММ.ГГГГ год не проведена (л.д. 10 оборот -11).
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Коченевского района главе администрации Прокудского сельсовета Коченевского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении (л.д. 7-8).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ глава Прокудского сельсовета В.А. Цурбанов сообщил прокурору об отсутствии обязанности проводить актуализацию схемы теплоснабжения, вместе с тем, указав, что в целях повышения качества и надежности работы систем теплоснабжения, администрацией Прокудского сельсовета в будущем планируется проводить указанные работы (л.д. 9).
Также судом установлено, что до настоящего времени со стороны администрации Прокудского сельсовета актуализация схемы теплоснабжения ПАрокудского сельсовета Коченевского района Новосибирской области не осуществлена, что делает невозможным дальнейшее развитие централизованной системы теплоснабжения на территории поселения, влечет нарушение прав и законных интересов граждан в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.
Судом отклоняются доводы представителя административного ответчика об отсутствии обязанности ежегодно проводить актуализацию схем теплоснабжения, исходя из следующего.
В соответствии с Федеральным законом № 190-ФЗ Правительство Российской Федерации Постановлением от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» утвердило прилагаемые требования к схемам теплоснабжения и требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 при разработке и актуализации схем теплоснабжения поселений с численностью населения до 10 тыс. человек, в которых в соответствии с документами территориального планирования используется индивидуальное теплоснабжение потребителей тепловой энергии, соблюдение требований, указанных в пунктах 3-89 требований к схемам теплоснабжения и пунктах 10, 35-38 требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных настоящим постановлением, не является обязательным.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.
С учетом изложенного, ежегодная актуализация схем теплоснабжения не является обязательной при наличии совокупности одновременно двух условий – численность населения должна быть менее 10 тысяч человек и в поселении используется индивидуальное теплоснабжение. При этом приведенными нормами не установлено, что индивидуальное теплоснабжение должно быть преимущественным.
Вместе с тем, доказательств в обоснование своих возражений административным ответчиком не представлено, напротив, представитель административного ответчика пояснила, что в населенных пунктах, входящих в состав Прокудского сельсовета, имеется централизованное отопление.
При таких обстоятельствах требования прокурора об обязании административного ответчика провести актуализацию схем теплоснабжения подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
По смыслу ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В силу указанных норм закона суд считает необходимым установить предложенный административным истцом срок исполнения решения – 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, учитывая, что данный срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, учитывает организацию проведения необходимых работ.
При этом судом отклоняются доводы представителя административного ответчика о необходимости предоставления срока для выполнения указанных работ 6 месяцев, поскольку доказательств, свидетельствующих о необходимости столь длительного срока, на момент рассмотрения дела не представлено.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 189 КАС РФ административный ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения при наличии объективных причин, исключающих возможность исполнения решения в установленный в нем срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск прокурора Коченевского района Новосибирской области удовлетворить.
Обязать администрацию Прокудского сельсовета Коченевского района Новосибирской области в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу провести актуализацию схемы теплоснабжения Прокудского сельсовета Коченевского района Новосибирской области.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня, следующего за днем изготовления решения в окончательной форме, через Коченевский районный суд Новосибирской области.
Председательствующий: подпись
Решение в окончательной форме изготовлено 25 октября 2019 года.
Судья: подпись
Подлинник решения находится в материалах административного дела № 2а-968/2019 Коченевского районного суда Новосибирской области.
По состоянию на 25.10.2019 решение в законную силу не вступило.
Судья О.В. Черкасова