ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-968/19 от 24.04.2019 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тамбов 24 апреля 2019 года

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

председательствующего судьи Воронцовой Е.С.,

при секретаре Петровой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-968/19 по административному иску ФИО1 к администрации г.Тамбова о признании незаконным постановления от 25.02.2019 № 924 «Об отказе в согласовании перепланировки и переустройства, перевода жилого помещения - квартиры № 2 в жилом доме по ***, ***»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 является собственником квартиры 2, расположенной на 1 этаже в доме ***.

ФИО1 на основании проекта ООО «Тамбовпроект» обратился в администрацию г.Тамбова в целях перевода указанной квартиры в нежилое помещение.

Постановлением администрации г.Тамбова от 27.07.2018 № 4016 отказано в согласовании перепланировки, переустройстве и переводе квартиры *** в связи с ненадлежащим оформлением протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, несоответствием проекта требованиям законодательства, в котором отсутствуют: размеры дверных проемов на плане квартиры после перепланировки; не указан закладываемый дверной проем; не соблюдены условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения.

Не согласившись с данными действиями администрации г.Тамбова ФИО1 обратился с административным иском в суд, в котором просил указанный отказ признать незаконным, обязать администрацию г.Тамбова осуществить перевод квартиры *** в нежилое помещение.

Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 16.10.2018, вступившем в законную силу 20.11.2018, в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано.

Постановлением администрации г.Тамбова от 25.02.2019 № 924 «Об отказе в согласовании перепланировки и переустройства, перевода жилого помещения - квартиры № 2 в жилом доме по ***, корпус 3» ФИО1 в испрашиваемом переводе отказано, поскольку им не представлен протокол общего собрания, учитывающего согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на перевод, перепланировку и переустройство квартиры путем демонтажа под оконным проемом участка несущей стены, устройства крыльца с ограждением, устройства козырька, а также на использование земельного участка, оформленного в соответствии со ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации и приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 937пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор». Кроме того, в представленном подписном листе от 17.11.2017 отсутствует согласие собственника квартиры *** на перевод жилого помещения в нежилое.

ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточнений просит указанное постановление признать незаконным и отменить, обязать администрацию г.Тамбова повторно рассмотреть вопрос о согласовании перепланировки и переустройства, перевода жилого помещения - квартиры № 2 в жилом доме по ***, корпус 3, в нежилое помещение.

В административном иске ФИО1 указывает, что ссылка административного ответчика в оспариваемом постановлении на то, что согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме в обязательном порядке должны быть оформлены протоколом общего собрания, является несостоятельной. Статья 40 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержит требований относительно формы выражения согласия либо несогласия собственников помещений многоквартирного дома на перевод помещения в нежилое. В силу ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания относится принятие решение о реконструкции многоквартирного жилого дома, а не как в настоящем случае о переустройстве и перепланировке отдельного помещения. В результате работ по проекту ООО «Тамбовпроект» в спорной квартире изменение параметров многоквартирного дома не происходит, несущие конструкции не затрагиваются, а устройство отдельного входа в квартиру через балкон по смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации не является реконструкцией многоквартирного дома. В связи с тем, что вопрос о реконструкции дома не ставился, то и его оформление протоколом общего собрания собственников не требуется.

Относительно согласия собственника квартиры *** ФИО1 в административном иске указал, что данное согласие было получено 14.04.2018, но ввиду невнимательности не было представлено в муниципальный орган при первоначальной подаче документов. А так как в ранее принятом постановлении администрации г.Тамбова от 27.07.2018 № 4016 на данное нарушение заявителю не указывалось, исключить возможность устранения данного недостатка со стороны ФИО1 при повторной подаче пакета документов не представлялось возможным. Все оригиналы и копии согласий собственников помещений многоквартирного дома в виде подписных листов после первоначальной подачи документов на перевод квартиры в нежилое помещение ФИО1 не возвращались и до настоящего времени находятся в комитете архитектуры, развития и реконструкции администрации г.Тамбова. В такой ситуации согласно п. 2.12. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» на территории городского округа – город Тамбов», утвержденного постановлением администрации г.Тамбова от 25.11.2011 № 8793, уполномоченный орган должен был уведомить заявителя об отсутствии одного из подписных листов и предложить предоставить недостающий документ. И только по истечении 19 дней после такого уведомления отказать в предоставлении муниципальной услуги. Никаких уведомлений о предоставлении недостающих документов ФИО1 не получал.

В судебном заседании истец ФИО1 административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям. Считал, что работы по проекту ООО «Тамбовпроект» не относятся к реконструкции, соответственно по данному вопросу общее собрание собственников помещений не полномочно принимать решение о согласии на проведение таких работ.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска, указывая, что оспариваемое постановление вынесено на основании п. 2.12.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» на территории городского округа – город Тамбов», утвержденного постановлением администрации г.Тамбова от 25.11.2011 № 8793, в связи с не предоставлением протокола общего собрания, учитывающего согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на перевод, перепланировку и переустройство спорной квартиры. Согласно п. 2.9.1. Административного регламента согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме должно быть оформлено протоколом общего собрания. В настоящем случае были представлены подписные листы собственников. Поскольку форма выражения согласия собственников не соответствует требованиям Административного регламента, в испрашиваемом переводе спорной квартиры было обоснованно отказано по данному основанию.

Выслушав участников судебного процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно статье 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения в орган, осуществляющий перевод помещений, представляет заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

В силу части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение может являться непредставления определённых частью 2 статьи 23 этого же Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Одним из документов, обязательных к предоставлению собственником помещения в орган осуществляющий перевод помещений, является подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения - пункт 5 части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных этим же Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех её участников.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи36 Жилищного кодекса Российской Федерации ).

Согласно части 2 статьи40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Под реконструкцией объектов капитального строительства в силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимают - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Таким образом, несмотря на то, что частью 2 стати 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, прямо не предусмотрена обязанность собственника помещения представлять в орган исполнительной власти (орган местного самоуправления), осуществляющий перевод жилого помещения в нежилое, документ, подтверждающий согласие собственников помещений многоквартирного дома на такой перевод, сам проект перепланировки (переустройства) жилого помещения, если реализация этого проекта собственником переводимого помещения предполагает использование (изменение назначения) или уменьшение общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, должен быть сопровождён документом, подтверждающим согласие последних на такую реализацию.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником квартиры 2, расположенной на 1 этаже в доме ***.

ФИО1 на основании проекта ООО «Тамбовпроект» обратился в администрацию г.Тамбова в целях перевода указанной квартиры в нежилое помещение.

Постановлением администрации г.Тамбова от 27.07.2018 № 4016 отказано в согласовании перепланировки, переустройстве и переводе квартиры *** в связи с ненадлежащим оформлением протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, несоответствием проекта требованиям законодательства, в котором отсутствуют: размеры дверных проемов на плане квартиры после перепланировки; не указан закладываемый дверной проем; не соблюдены условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения.

Не согласившись с данными действиями администрации г.Тамбова ФИО1 обратился с административным иском в суд, в котором просил указанный отказ признать незаконным, обязать администрацию г.Тамбова осуществить перевод квартиры *** в нежилое помещение.

Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 16.10.2018, вступившем в законную силу 20.11.2018, в удовлетворении административного иска ФИО1 отказано.

Постановлением администрации г.Тамбова от 25.02.2019 № 924 «Об отказе в согласовании перепланировки и переустройства, перевода жилого помещения - квартиры № 2 в жилом доме по ***, корпус 3» ФИО1 в испрашиваемом переводе отказано, поскольку им не представлен протокол общего собрания, учитывающего согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на перевод, перепланировку и переустройство квартиры путем демонтажа под оконным проемом участка несущей стены, устройства крыльца с ограждением, устройства козырька, а также на использование земельного участка, оформленного в соответствии со ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации и приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 937пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор». Кроме того, в представленном подписном листе от 17.11.2017 отсутствует согласие собственника квартиры *** на перевод жилого помещения в нежилое.

Шлыков считает данный отказ незаконным, поскольку работы по проекту ООО «Тамбовпроект» не относятся к реконструкции, соответственно по данному вопросу общее собрание собственников помещений не полномочно принимать решение о согласии на проведение таких работ.

Однако, проектом ООО «Тамбовпроект» предусмотрено устройство отдельного входа в спорную квартиру в проеме существующего окна путем демонтажа подоконной части стены.

Поскольку разборка стены многоквартирного дома, которая в силу положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, отнесена к общему имуществу дома, влечет уменьшение этого имущества, действия по частичному демонтажу стены является ничем иным как реконструкцией, требующей обязательного согласия собственников помещений, находящихся в таком многоквартирном доме.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.

В силу части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, а также Порядок передачи копий решений и протоколов общих собрания собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N937/пр.

В соответствии с пунктом 2.12.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории городского округа - город Тамбов», утвержденного постановлением администрации города Тамбова от 11.11.2011 №8289, в предоставлении муниципальной услуги отказывается в случае непредоставления документов, указанных в пункте 2.9, в числе перечня которых определено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (протокол общего собрания).

Поскольку протокол общего собрания административным истцом в администрацию г.Тамбова представлен не был, муниципальным органом обоснованного отказано в предоставлении названной муниципальной услуги.

Кроме того, из вышеперечисленных норм жилищного законодательства следует, что на реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку, влекущим уменьшение общего имущества, должно быть получено согласие всех собственников помещений многоквартирном доме.

Административный истец не оспаривал, что согласие собственника квартиры *** рассматриваемого многоквартирного дома в администрацию г.Тамбова он не представил.

Таким образом, у административного ответчика не было оснований для принятия в отношении заявления ФИО1 решения, разрешающего перевод спорной квартиры в нежилое помещение.

Ссылки административного истца на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 16.10.2018, вступившего в законную силу 20.11.2018, которым по его мнению установлено, что согласие собственников помещений многоквартирного дома не должно быть в обязательном порядке оформлено протоколом общего собрания, несостоятельны.

В названном решении суд таких выводов не делал, указал, что такое основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги как «ненадлежащее оформление протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома» не определено в исчерпывающем перечне случаев отказа, установленном п. 2.12.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории городского округа - город Тамбов», утвержденного постановлением администрации города Тамбова от 11.11.2011 №8289.

Также необоснованны доводы административного истца о нарушении администрацией г.Тамбова положений п. 2.12. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» на территории городского округа – город Тамбов», утвержденного постановлением администрации г.Тамбова от 25.11.2011 № 8793, в части непринятия мер по уведомлению ФИО1 об отсутствии одного из подписных листов.

Указанная норма Административного регламента дублирует положения п.1.1 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации и к рассматриваемым правоотношениям не относится.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 о признании незаконным и отмене постановления администрации г.Тамбова от 25.02.2019 № 924 «Об отказе в согласовании перепланировки и переустройства, перевода жилого помещения - квартиры № 2 в жилом доме по ***, корпус 3», обязании повторно рассмотреть вопрос о согласовании перепланировки и переустройства, перевода жилого помещения - квартиры № 2 в жилом доме по ***, корпус 3, в нежилое помещение отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.С. Воронцова

Решение в окончательной форме изготовлено 24.04.2019

Судья Е.С. Воронцова