ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-968/2016 от 12.10.2016 Бологовского городского суда (Тверская область)

Дело №2а-968/2016г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2016 года г.Бологое

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Калько И.Н.,

при секретаре Аверьяновой Ю.С.,

с участием помощника Бологовского межрайонного прокурора Мигаль С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области административное дело по административному иску Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области, отделу образования администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области и муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Спеховская СОШ» о возложении обязанности по выполнению действий в отношении защитного сооружения гражданской обороны,

У С Т А Н О В И Л:

Бологовский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области о возложении обязанности по выполнению действий в отношении защитного сооружения гражданской обороны, мотивируя свои требования тем, что Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения порядка использования в мирное время объектов гражданской обороны, расположенных на территории Бологовского района Тверской области, а именно: защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационное укрытие №..., расположенного по адресу: .... В ходе проверки установлено, что указанное защитное сооружение находится в собственности администрации МО «Бологовский район». В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно ст.2 данного закона, предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО являются одними из основных задач в области гражданской обороны. Статьями 7-9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» закреплено, что федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации в соответствии с представленными полномочиями обязаны поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны. В соответствии со ст.2 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства РФ от 26.11.2007г. №804, подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением. Согласно п.21 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с п.9 Постановления Правительства РФ от 29 ноября 1999 года №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. Согласно Федеральному закону от 06.03.2006г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий, в т.ч. в части минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Проверкой установлено, что в нарушение п.14 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых и введённых в действие приказом МЧС России от 15.12.2002г. №583 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.03.2003г. №4317), в защитном сооружении гражданской обороны №..., расположенном по адресу: ...-1, ..., не создано звено по обслуживанию ЗС ГО. В нарушение п.3.2.5. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых и введённых в действие приказом МЧС России от 15.12.2002г. №583 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.03.2003г. №4317) в вышеназванном ЗС ГО, входы, оборудованные защитно-герметическими дверями, не прикрыты съемными легкими экранами или щитами, либо обычными дверями со вставной или прикладной коробкой. В нарушение п.3.2.12 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых и введённых в действие приказом МЧС России от 15.12.2002г. №583 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.03.2003г. №4317) в ЗС ГО не организован текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей. В указанном сооружении при эксплуатации в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций военного времени. При этом не обеспечена сохранность: защитных свойств, как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность его перевода в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации. Данные обстоятельства являются нарушением п.3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых и введённых в действие приказом МЧС России от 15.12.2002г. №583 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.03.2003г. №4317). Кроме того, инженерно-техническое оборудований ЗС ГО содержится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению, что нарушает п.3.2.11 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых и введённых в действие приказом МЧС России от 15.12.2002г. №583 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.03.2003г. №4317). До настоящего времени администрацией МО «Бологовский район» не приняты меры по устранению вышеперечисленных нарушений. Указанные нарушения требований в сфере гражданской обороны недопустимы и могут повлечь за собой в конечном итоге тяжкие последствия, ставят под угрозу жизнь, здоровье граждан, а также увеличивают риск совершения террористического акта на вышеуказанном объекте, т.е. нарушают права неопределенного круга лиц, которые могут пострадать в данном случае. На основании изложенного, руководствуясь ст. 1,4, ч.1 ст. 39, 40, 124-126 КАС РФ, ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор просит обязать администрацию МО «Бологовский район» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия №..., расположенного по адресу: ..., прикрыть съемными легкими экранами или щитами, либо обычными дверями со вставной или прикладной коробкой входы, оборудованные защитно-герметическими дверями, а также организовать текущий и плановый ремонты инженерно- технического оборудования в соответствии с инструкциями заводов–изготовителей.

Определением Бологовского городского суда Тверской области от 13 сентября 2016 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены отдел образования администрации МО «Бологовский район» Тверской области и МБОУ «Спеховская СОШ».

В судебном заседании помощник Бологовского межрайонного прокурора Мигаль С.Д. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, при этом пояснил суду, что в настоящее время объект находится на учете и числится, как противорадиационное укрытие. Нарушение требований в сфере гражданской обороны недопустимы и могут повлечь за собой в конечном итоге тяжкие последствия, ставят под угрозу жизнь, здоровье граждан.

Административные ответчики – Администрация МО «Бологовский район» Тверской области, отдел образования администрации МО «Бологовский район» Тверской области и МБОУ «Спеховская СОШ», надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание представителей не направили.

В судебном заседании 07 октября 2016 года представитель административного ответчика отдела образования администрации МО «Бологовский район» Тверской области Савельева Ю.Ю. заявленные исковые требования не признала, мотивируя тем, что собственником помещений МБОУ «Спеховская СОШ».

В судебном заседании 07 октября 2016 года представитель административного ответчика МБОУ «Спеховская СОШ» п.Куженкино Бологовского района Тверской области Гармата С.А. заявленные исковые требования в части образовательного учреждения не признала, при этом пояснила, что она работает в этой школе завхозом 6 лет. Когда она пришла туда работать, то узнала, что там имеется противорадиационное укрытие, которое предназначено для учеников школы и проживающего вблизи населения. Никаких особенных документов на помещение нет. Укрытие изначально не соответствовало требованиям предъявляемым законом к данному виду защитных сооружений, в связи с этим она неоднократно пыталась решить вопрос о снятии данного объекта с учета как противорадиационное укрытие. Прокурор в своих требованиях просит обязать ответчиков прикрыть съемными легкими экранами или щитами, либо обычными дверями со вставной или прикладной коробкой входы в ПРУ, оборудованные защитно-герметическими дверями. В настоящий момент на входах стоят обычные двери, и то не на всех, которые не являются герметичными. Требование организовать текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования в соответствии инструкциями заводов – изготовителей, относится к неработающей вентиляции, так как никаких условий для нормального существования людей в данному ПРУ в случае радиационной атаки, там нет. У них имеются акты экспертизы, согласно которым вентиляция в данном помещении не работает, она не работала изначально, хотя там имеются коробы, решетки. Они ежегодно проводят косметический ремонт, однако и 6 лет назад и сейчас помещение используется в качестве склада. Она звонила начальнику Управления по мобилизационной подготовке, делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации МО «Бологовский район» Тверской области С.В.В. по данному вопросу, он сказал, что не нужно тратить средства на восстановление данного помещения как защитного сооружения, и что они попытаются снять его с учета. Она понадеялась на это, но каждый год к ним приезжают проверки с МЧС, поскольку данное противорадиационное укрытие числится на балансе школы, предъявляют требования, но все остается на прежнем уровне. Изначально по проекту данное помещение предусматривалось как противорадиационное укрытие, и оно может быть таковым, но на это нужны огромные финансовые средства, которых у Администрации МО «Бологовский район» нет. Полагает, что данный объект действительно проще снять с учета как ПРУ, чем вкладывать огромные средства на его восстановление в соответствии с первоначальным назначением. Его можно использовать, например, как бомбоубежище, но никак не ПРУ. Финансированием образовательных учреждений занимается Администрация МО Бологовский район» Тверской области, но средств не выделяется даже на ремонт школы, они вынуждены осуществлять ремонтные работы своими силами. На территории Куженкинского сельского поселения расположены воинские части, там наверняка есть свои защитные сооружения.

Заинтересованное лицо ГУ МЧС России по Тверской области надлежащим образом уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание представителя не направило, заместитель начальника просил рассмотреть дело в их отсутствие, возражений относительно исковых требований прокурора не имеет.

Допрошенный в судебном заседании 07 октября 2016 года свидетель С.В.В. суду пояснил, что вопрос по противорадиационному укрытию расположенному по адресу: ... стоит уже давно. В 2014 году у них была инвентаризация и они составляли определенный пакет документов, чтобы снять данное ПРУ с учета как однажды необоснованно поставленное на учет, так как оно не соответствует характеристикам для противорадиационного укрытия. В этих целях они направляли письмо на имя начальника ГКУ «Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области» П.А.В. До сих пор официального ответа на это письмо, ни положительного, ни отрицательного, от вышестоящих органов им не пришло. Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года №1309 (с изменениями и дополнениями от 18 июля 2015 года) утвержден порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны. Данным Постановлением регламентируется, для каких категорий населения создаются бомбоубежища, противорадиационные укрытия и укрытия, а также что из себя представляют данные защитные сооружения гражданской обороны. Согласно пункту 3 этого Постановления убежища создаются для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, для работников объектов использования атомной энергии, особо радиационно- опасных и ядерно-опасных производственных объектов и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих объектов и организаций. Школа к данным категориям объектов не относится. В пункте 4 этого Постановления написано, что для населения, проживающего в безопасных районах, и населения, эвакуируемого из зон возможных сильных разрушений, возможного химического и радиоактивного заражения и катастрофического затопления, в безопасных районах используются и приспосабливаются в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства. Школа, в котором находится защитное сооружение, Куженкинское сельское поселение и Бологовский район сам по себе относятся к безопасному району. Согласно приложению к СНиП 2.01.51-90 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне определены границы зон возможной опасности. Бологовский район и тем более школа не нуждается в наличии и функционировании противорадиационного укрытия. Организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в ведении МО «Бологовский район», нет. ГБУЗ «Бологовская ЦРБ» относится к ведению субъекта, Комбинат «Озерный» относится вообще к федеральному ведению. Противорадиационные укрытия создаются для населения и работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, в том числе для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, и обслуживающего их медицинского персонала, расположенных в зоне возможного радиоактивного заражения и за пределами зоны возможных сильных разрушений. Укрытия создаются для работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, и населения, проживающего на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, находящихся за пределами зон возможного радиоактивного заражения и возможных сильных разрушений; для работников дежурной смены и линейного персонала организаций, расположенных за пределами зон возможного радиоактивного заражения и возможных сильных разрушений, осуществляющих жизнеобеспечение населения и деятельность организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне; для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных разрушений, а также для обслуживающего их медицинского персонала. Имеющиеся на территории Бологовского района организации – станция Бологое, Комбинат «Озерный», удовлетворяют предъявляемым законом требованиям. В ГБУЗ «Бологовская ЦРБ» противорадиационного укрытия нет. Согласно справке из отдела бухгалтерского учета и отчетности Администрации МО «Бологовский район» Тверской области от ДАТА на балансе казны здание, расположенное по адресу ... не числится. А согласно выписке из реестра муниципальной собственности №... от ДАТА здание школы, расположенное по адресу: ..., решением Малого Совета Тверского областного Совета народных депутатов №... от ДАТА., признано собственностью МО «Бологовский район» и внесено в реестр муниципальной собственности МО «Бологовский район» под номером 49/8. Также у них есть письмо директора МБОУ «Спеховская СОШ», из которого следует, что подвальное помещение МБОУ «Спеховская СОШ», расположенное по адресу ..., согласно техническому паспорту на здание школы значится как подвал. Это помещение было однажды необоснованно поставлено на учет в МЧС Тверской области как ПРУ, хотя технической документации не него как на данный объект, нет. Поэтому они из года в год вынуждены проводить проверки данного помещения на соответствие требованиям к противорадиационным укрытиям. Факт постановки на учет может быть подтвержден выпиской из журнала учета ПРУ МЧС Тверской области. В Администрации МО «Бологовский район» тоже есть такой журнал. Чтобы снять данное помещение с учета в 2014 году проводилась инвентаризация, в МЧС были направлены соответствующие документы, но вопрос так и не решился. Согласно приказу МЧС РФ №583 от 15 декабря 2002 года с учета снимаются защитные сооружения гражданской обороны в следующих случаях: - при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно; - при отсутствии организаций, которым возможна передача защитных сооружений гражданской обороны в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года №1309. В настоящее время имеются все основания для снятия помещения по адресу ... с учета как ПРУ. С 4 по 19 августа 2016 года по плану Главного управления МЧС России по Тверской области проводилась проверка защитных сооружений гражданской обороны. Была создана комиссия по оценке технического состояния защитных сооружений гражданской обороны, в том числе обследовали и помещение по адресу ... и ДАТА, подписали соответствующий акт оценки содержания и использования защитного сооружения, согласно которому сделан вывод о необходимости снятия данного защитного сооружения с учета, так как его восстановление экономически нецелесообразно и отсутствуют организации, которым возможна передача данного сооружения в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребность в ЗС ГО на территории МО «Бологовский район» для защиты определенных категорий населения. По результатам этой проверки ДАТА они вновь написали письмо начальнику ГКУ «Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области» П.А.В. для того, чтобы снова начать процедуру снятия с учета невостребованных защитных сооружений. В соответствии с этим ДАТА была создана комиссия по подготовке документации по снятию с учета ЗС ГО МО «Бологовский район» Тверской области. Сейчас встанет вопрос о финансировании, поскольку оценку технического состояния защитного сооружения для снятия его с учета должна провести специализированная организация. Администрация готовит только соответствующую документацию, а снять с учета защитное сооружение они не могут. Состояние противорадиационного укрытия в Спеховской СОШ за последние годы стало лучше, они где-то заделали протечку, где-то побелили стены, но в целом привести его в надлежащее состояние как соответствующее требованиями к ПРУ невозможно, поскольку это экономически нецелесообразно, у администрации нет должного финансирования в этой области. Вентиляция не была смонтирована изначально, сейчас заводов-изготовителей, поставлявших оборудование при постройке защитных сооружений, давно уже нет, как приводить инженерно-техническое оборудование в надлежащее состояние – непонятно. Бумажные и организационные вопросы администрация решит, но если нужно будет техническое заключение, то все упирается в вопрос финансирования. Согласно Постановления Правительства РФ №227 от 16 марта 2000 года расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне финансируются бюджетными организациями в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений. Но в бюджете муниципального образования финансовых средств на данные цели не заложено. МЧС может и не снять данное защитное сооружение с учета, несмотря на наличие всех предусмотренных законом оснований. В таком случае администрация нарушит Постановление Правительства, поскольку население Бологовского района не подпадает под категорию, нуждающуюся в создании укрытий. Оно может использоваться как помещение подземного пространства в период мобилизации в военное время для укрытия населения и работников школы. Если данное защитное сооружение будет снято с учета МЧС как противорадиационное укрытие, то требования прокуратуры вообще не будут иметь смысла, для использования данного сооружения как временного укрытия людей от осколков не нужна ни система вентиляции, ни защитно-герметические двери и т.д.

Выслушав помощника Бологовского межрайонного прокурора, изучив материалы дела, суд находит административное исковое заявление Бологовского межрайонного прокурора подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст.2 данного закона, предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО являются одними из основных задач в области гражданской обороны.

Статьями 7-9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» закреплено, что федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации в соответствии с представленными полномочиями обязаны поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

В соответствии со ст.2 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства РФ от 26.11.2007г. №804, подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.

Согласно п.21 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п.9 Постановления Правительства РФ от 29 ноября 1999 года №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. Согласно Федеральному закону от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий, в т.ч. в части минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Как видно из акта проверки №..., проведенной на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Тверской области по пожарному надзору Т.А.В., она была проведена в отношении администрации МО «Бологовский район» Тверской области ДАТА. В ходе проверки были проверено несколько защитных сооружений, в том числе и защитное сооружение расположенное по адресу .... Установлено, что в нарушение п.14 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых и введённых в действие приказом МЧС России от 15.12.2002г. №583 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.03.2003г. №4317), в защитном сооружении гражданской обороны №055-69, расположенном по адресу: ..., не создано звено по обслуживанию ЗС ГО. В нарушение п.3.2.5. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых и введённых в действие приказом МЧС России от 15.12.2002г. №583 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.03.2003г. №4317) (далее правила) в вышеназванном ЗС ГО, входы, оборудованные защитно-герметическими дверями, не прикрыты съемными легкими экранами или щитами, либо обычными дверями со вставной или прикладной коробкой; в нарушение п.3.2.12 Правил в ЗС ГО не организован текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей; при эксплуатации в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций военного времени. При этом не обеспечена сохранность: защитных свойств, как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность его перевода в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (нарушение п.3.2.1 правил); инженерно-техническое оборудований ЗС ГО содержится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению, что нарушает п.3.2.11 Правил.

Защитное сооружение расположенное по адресу: ... расположено на территории Бологовского района Тверской области и принадлежит администрации МО «Бологовский район» Тверской области, что следует из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны МО «Бологовский район» Тверской области.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности №70 от 06 октября 2016 года здание школы, расположенное по адресу ..., решением Малого Совета Тверского областного Совета народных депутатов №... от ДАТА признано собственностью МО «Бологовский район» и внесено в реестр муниципальной собственности МО «...» под номером №....

В соответствии со справкой из отдела бухгалтерского учета и отчетности Администрации МО «Бологовский район» Тверской области от ДАТА на балансе казны здание, расположенное по адресу: ..., не числится.

Как видно из письма директора МБОУ «Спеховская СОШ» подвальное помещение МБОУ «Спеховская СОШ», расположенное по адресу ..., согласно техническому паспорту на здание школы, значится как подвал, что также подтверждается экспликацией к поэтажному плану строения.

Согласно информации, представленной директором МБОУ «Спеховская СОШ», в 2015-2016 году какие-либо ремонтные работы в ПРУ МБОУ «Спеховская СОШ» п.Куженкино Бологовского района Тверской области не проводились.

Из материалов дела также видно, что администрацией МО «Бологовский район» Тверской области неоднократно создавалась комиссия по оценке технического состояния защитных сооружений гражданской обороны, в том числе и помещения по адресу ....

Согласно акта оценки содержания и использования защитного сооружения от 18 августа 2016 года комиссией сделан вывод о необходимости снятия вышеуказанного защитного сооружения с учета, так как его восстановление экономически нецелесообразно и отсутствуют организации, которым возможна передача данного сооружения в оперативное управление, хозяйственное ведение, и отсутствует потребность в ЗС ГО на территории МО «Бологовский район» для защиты определенных категорий населения.

ДАТА в адрес начальнику ГКУ «Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области» П.А.В. направлено письмо о необходимости начать процедуру снятия с учета невостребованных защитных сооружений.

Как видно из ответа на запрос из ГУ МЧС России по Тверской области от 12 октября 2016 года на учете в управлении находится противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: ....

В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В судебном заседании установлено, что на территории Бологовского района Тверской области расположено защитное сооружение гражданской обороны – противорадиационное укрытие №... по адресу: ...-1, ..., которое находится в подвальном помещении здания МБОУ «Спеховская СОШ» и является собственностью администрации МО «Бологовский район». После проведения проверки соблюдения порядка использования в мирное время вышеуказанного объекта гражданской обороны установлены следующие нарушения: в защитном сооружении не создано звено по обслуживанию ЗС ГО; входы, оборудованные защитно-герметическими дверями, не прикрыты съемными легкими экранами или щитами, либо обычными дверями со вставной или прикладной коробкой; не организован текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей; при эксплуатации в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций военного времени; не обеспечена сохранность защитных свойств, как сооружения в целом, так и отдельных его элементов (входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность его перевода в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации); инженерно-техническое оборудований ЗС ГО содержится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению. Изложенные обстоятельства подтверждаются показаниями участников процесса и исследованными в судебном заседании письменными материалами дела.

Доводы представителей ответчиков о том, что в настоящее время отсутствует необходимость вкладывать денежные средства в восстановление ПРУ, поскольку защитное сооружение подлежит снятию с учета как ПРУ, суд считает несостоятельным, поскольку до настоящего времени защитное сооружение гражданской обороны – противорадиационное укрытие №..., расположенное по адресу:..., своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратило, в связи с чем ответчики обязаны привести его в надлежащее состояние, так как в противном случае это исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, что нарушает права неопределенного круга лиц. Указанные обстоятельства ответчиками не опровергнуты.

Принимая во внимание, что ответчиками нарушаются правила эксплуатации защитных сооружений, до настоящего времени не приняты меры по устранению вышеперечисленных нарушений, а указанные нарушения могут повлечь тяжкие последствия, и ставят под угрозу жизнь, здоровье граждан, суд считает административные исковые требования прокурора действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, предъявленные к администрации МО «Бологовский район» Тверской области и муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Спеховская СОШ» о возложении обязанности по выполнению действий в отношении защитного сооружения гражданской обороны законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Вместе с тем требования прокурора к отделу образования администрации МО «Бологовский район» не подлежат удовлетворению, поскольку здание школы, расположенное по адресу: ..., в котором имеется защитное сооружение гражданской обороны – противорадиационное укрытие №..., является собственностью МО «Бологовский район» и передано руководству школы в оперативное управление.

Указанный прокурором срок, по мнению суда, является достаточным для исполнения заявленного требования.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области, отделу образования администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области и муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Спеховская СОШ» о возложении обязанности по выполнению действий в отношении защитного сооружения гражданской обороны, удовлетворить частично.

Возложить на администрацию муниципального образования «Бологовский район» Тверской области и муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Спеховская СОШ» обязанность создать звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия №..., расположенного по адресу: ... прикрыть съемными легкими экранами или щитами, либо обычными дверями со вставной или прикладной коробкой входы, оборудованные защитно-герметическими дверями, а также организовать текущий и плановый ремонты инженерно- технического оборудования в соответствии с инструкциями заводов–изготовителей, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административных исковых требований Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к отделу образования администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области о возложении обязанности по выполнению действий в отношении защитного сооружения гражданской обороны отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 17 октября 2016 года.

Федеральный судья И.Н.Калько