ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-968/21 от 20.08.2021 Новосергиевского районного суда (Оренбургская область)

№ 2а-968/21

УИД56RS0024-01-2021-001581-39

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п.Новосергиевка Оренбургской области 20 августа 2021 г.

Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Бредихиной И.В.,

при помощнике судьи Тятяевой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации МО Новосергиевский район Оренбургской области о признании незаконным бездействия в области градостроительной деятельности, понуждении к действиям,

установил:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к администрации МО Новосергиевский район Оренбургской области о признании незаконным бездействия в области градостроительной деятельности, понуждении к действиям. в обоснование иска указали, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи приобрел у ФИО2 земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования: блокированная жилая застройка. Земельный участок образован путем выделения из земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию было подано уведомление о переходе прав на земельный участок для получения муниципальной услуги в виде внесения изменений в разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком выдан отказ в предоставлении муниципальной услуги и внесения изменений в разрешение на строительство. В выданном отказе отсутствуют правовые основания отказа, а именно пунктов ст.21.15 ГрК и ст.32 Административного регламента МО Новосергиевский район. Просят признать незаконным бездействие администрации МО Новосергиевский район в области градостроительной деятельности, обязать ответчика внести изменения в разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ в части, указа в качестве собственника земельного участка с кадастровым номером ФИО2, а в качестве собственника земельного участка с кадастровым номером ФИО1

В судебное заседание истцы ФИО1, ФИО2, извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседание представитель ответчика, извещенный о месте и времени судебного заседания, не участвовал. В своем письменном отзыве возражал против удовлетворения иска. В обоснование иска указано, что администрацией района выдано разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ для строительства в соответствии с разработанной ООО «<данные изъяты>» проектной документацией на объект капитального строительства «Блокированный жилой дом» по адресу: <адрес> на строительство как единого объекта капитального строительства, в соответствии с технико-экономическими показателями общей площадью <данные изъяты> кв.м., с количеством этажей 1, высотой <данные изъяты> м. и площадью застройки <данные изъяты> кв.м на земельном участке с кадастровым номером . В соответствии с разработанной проектной документацией жилой дом блокированной застройки-это единый объект капитального строительства, который состоит из 2 частей (блоков) которые имеют общую стену и неразрывно связаны между собой. Часть жилого дома блокированной застройки представляет собой не что иное, как помещение. Часть здания или помещения не рассматриваются в качестве самостоятельного объекта недвижимости. При этом при разделе земельного участка, лицо, у которого возникло право собственности на образованный участок вправе осуществлять строительство с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства. земельный участок, который разделен имеет разных собственников, а застройщик, которому выдавалось разрешение на строительство при разделе не уведомлял администрацию о переходе права на вновь образовавшиеся земельные участки. Размещение части здания в связи с отсутствием прав на другой земельный участок невозможно, так как это противоречит положениям ч.21.7 ст.51 ГрК, не соблюдаются требования к размещению объектов капитального строительства. Поскольку исходный земельный участок был разделен, то действие разрешения на строительство должно прекратиться. Основанием для отказа во внесение изменений послужили подпункты 1,2.3,4,5 пункта 32 административного регламента. Кроме того, полагает, что истцами пропущен срок для обращения в суд. Просит в иске отказать.

В соответствии с ч. 21.5 ст. 51 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

Согласно ч. 21.7 ст. 51 ГрК РФ в случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством. В этом случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (за исключением случая, предусмотренного частью 11 статьи 57.3 настоящего Кодекса).

Частью 11 статьи ст. 51 ГрК РФ закреплено, что в случае раздела земельного участка, в отношении которого правообладателем получены градостроительный - план и разрешение на строительство, или образования из указанного земельного участка другого земельного участка (земельных участков) путем выдела, получение градостроительных планов образованных и (или) измененных земельных участков не требуется.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации не проводится в отношении жилых домом с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания, одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

В судебном заседании установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ получено разрешение на строительство объекта капитального строительства - блокированный жилой дом в границах земельного участка с кадастровым номером . ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения о разделе вышеуказанного земельного участка путем образования земельных участков с кадастровыми номерами и .

ФИО1 обратился в администрацию МО «Новосергиевский район» за оказанием государственной услуги «Выдача разрешения на строительство» - «Внесение изменений в разрешение на строительство в связи с переходом прав на земельный участок, образованием земельного участка путем объединения, раздела, перераспределения или выдела из земельных участков» в соответствии с Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации Новосергиевского района от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 отказано в предоставлении указанной услуги. Согласно ответу администрации муниципального образования данное решение принято по причине необходимости строительства капитального строительства только на одном земельном участке, имеется ссылка на положения ч. 21.15 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, п. 32 Административного регламента.

В силу п.32 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» основаниями для отказа во внесение изменений в разрешение на строительство в связи с переходом прав на земельный участок, образованием земельного участка путем объединения, раздела, перераспредления или выдела земельного участка (случаи, установленные частями 21.5-21.7 статьи 51 ГрК РФ являются:

1) отсутствие в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка реквизитов документов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 15 Административного регламента;

2) отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости и не представлены заявителем самостоятельно;

3) недостоверность сведений, указанных в уведомлении о переходе прав на земельный участок,, об образовании земельного участка;

4) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана образованного земельного участка, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи. При этом градостроительный план земельного участка должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления уведомления:

5) несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи,

В силу ч.21.15 ст.51 ГрК РФ основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является

1) отсутствие в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка реквизитов документов, предусмотренных соответственно пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, или отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок в случае, указанном в части 21.13 настоящей статьи, либо отсутствие документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

2) недостоверность сведений, указанных в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка;

3) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана образованного земельного участка, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи. При этом градостроительный план земельного участка должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи;

4) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения. В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;

5) несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи, или в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

6) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

7) наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 настоящего Кодекса, в случае, если внесение изменений в разрешение на строительство связано с продлением срока действия разрешения на строительство. В этом случае уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны запросить такую информацию в соответствующих органе государственной власти или органе местного самоуправления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия;

Приведенный перечень оснований для отказа во внесение изменений в разрешение на строительство является исчерпывающим.

В обоснование доводов представитель ответчика ссылается на ч.21.7 ст.51 ГрК РФ, п.32 Административного регламента, без указания конкретного пункта, препятствующему внести изменения в разрешение на строительство.

Доказательств того, что истцами не представлено уведомление о переходе прав на земельный участок, отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, представлены недостоверные сведения, размещения объекта капитального строительства не соответствует требованиям к строительству или разрешенному использованию земельного участка ответчиком не представлено. Такого основания, как необходимость строительства только на одном земельном участке, вышеприведенные правовые акты не предусматривают. При этом ответчиком не учтено, что объект капитального строительства- блокированный жилой дом, при этом законодательно установлено, что каждый блок должен располагаться на отдельном земельном участке, иметь общую стену, при том, что земельные участки имеют вид разрешенного использования: блокированная жилая застройка, для иных видов жилой застройки. Доводы ответчика основаны на ошибочном понимании норм материального права. Поскольку конкретные правовые основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство отсутствуют, данный отказ нельзя признать обоснованным и не нарушающим права истцов в области градостроительной деятельности, в связи с чем требования о признании бездействия незаконным подлежат удовлетворению. Что касается требования о понуждении к внесению изменений в разрешение на строительство, то такое требование заявлено преждевременно, в связи с чем на ответчика необходимо с учетом установленных обстоятельств по делу возложить обязанность повторно рассмотреть заявление истцов.

Доводы представителя ответчика о пропуске истцами трехмесячного срока для обращения в суд судом не принимаются, поскольку им в материалы дела не представлены сведения о том, когда истцы фактически узнали о нарушении своих прав и получили отказ в предоставлении муниципальной услуги.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227.228 КАС РФ, суд

решил:

исковые требованияФИО1, ФИО2 к администрации МО Новосергиевский район Оренбургской области о признании незаконным бездействия в области градостроительной деятельности, понуждении к действиям удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации МО Новосергиевский район Оренбургской области по непредоставлению муниципальной услуги в области градостроительного законодательства «Выдача разрешения на строительство».

Обязать администрацию МО Новосергиевский район Оренбургской области повторно рассмотреть вопрос о предоставлении муниципальной услуги ФИО2, ФИО1 «Выдача разрешения на строительство».

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме через суд. вынесший решение.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 03.09.2021

Председательствующий