ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-969/20 от 24.08.2020 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-969/2020

55RS0007-01-2020-000948-35

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24.08.2020 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А., при секретаре судебного заседания Ахуновой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Администрации города Омска о признании нормативного правового акта недействующим в части,

Установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в суд с названным административным иском, в обоснование требований указав, что постановлением Администрации города Омска от 18.11.2010 N 1109-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" установлена красная линия, которая проходит через границы земельного участка кадастровый и через объект недвижимости фруктохранилище по <адрес>, принадлежащие ему на праве собственности. Земельный участок принадлежит истцу на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, нежилое строение 1985 года постройки. Земельный участок имеет вид разрешенного использования – для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства и проч. Полагает, что с учетом сложившейся застройки и землепользования установление красных линий является ошибочным. Из ответа департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска следует, что проект планировки подготовлен на основании Генерального плана города Омска, Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Омск Омской области, внесение изменений в указанные нормативные правовые акты возможно после их актуализации. Спорный земельный участок расположен в границах магистрали районного значения. Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Омск Омской области земельный участок расположен в зоне производственных коммунальных объектов 4-5 классов опасности. Со ссылкой на положения ст.41.1, 42, 30, п. 11 ст. 1 ГрК РФ просит признать частично не действующим постановление Администрации города Омска от 18.11.2010 № 1109-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части установления красной линии через границы земельного участка кадастровый и через объект недвижимости фруктохранилище по <адрес> (л.д. 5-11 т.1).

Позднее требования уточнил, просил признать недействующим Постановление Администрации г. Омска от 18 ноября 2010 года № 1109-п «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части установления красной линии по отношению к границам земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1042 кв.м., расположенного в 35 м. относительно ориентира по направлению на север за пределами участка – нежилое строение <адрес>, со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.65-71 т.2).

Индивидуальный предприниматель ФИО1 участия в судебном заседании не принимал, извещен своевременно и надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.153 т.1).

Представители административного истца ФИО2 и ФИО3, действующие в порядке ст. 57 ч. 5 КАС РФ по доверенности (л.д.12,25,26 т.1, л.д.62-64 т.2), в судебном заседании требования административного иска поддержали в полном объеме, с учетом уточненной редакции административного иска, по доводам в нем изложенным.

Представители ответчика Администрации г. Омска по доверенности ФИО4 (л.д.42-43 т.1) и ФИО5 (л.д.150-151 т.2), в судебном заседании возражали против удовлетворения иска поддержав доводы письменного отзыва (л.д.37-41 т.1).

Представители Департамента архитектуры и градостроительства, по доверенности ФИО6 (л.д.157-158 т.1) и ФИО7 (л.д. 144-145 т.2), в судебном заседании поддержали доводы представителей Администрации г. Омска, представив письменный отзыв (л.д.159-166 т.1) и письменные пояснения (л.д.146-148 т.2), суду пояснили, что Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Согласно ч.1 ст.42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. В оспариваемом Постановлении ширина планируемой к строительству магистрали районного значения по <адрес> в районе земельного участка с кадастровым номером составляет 40 м. согласно требованиям Нормативов. Таким образом, на перспективную автомобильную дорогу <адрес> в районе <адрес> установлена красная линия шириной поперечного профиля 40 м., что соответствует ширине приведенной в СП для магистральной улицы районного значения, предусмотренной Схемой развития объектов транспортной инфраструктуры, утвержденной в составе Генерального плана. Определенных требований для отображения на схемах всех защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог (тротуары, откосы, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог и др.) действующими нормативами не предусмотрено. Кроме того, согласно ст. 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; 2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. Материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку. Материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме содержат: 1) схему расположения элемента планировочной структуры; 2)схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории; 3) схему организации улично-дорожной сети и схему движения транспорта; 4) схему границ территорий объектов культурного наследия; 5) схему границ зон с особыми условиями использования территорий; 6) схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории; 7) иные материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории. Указанные документы являются обязательной составной частью проекта планировки территории, необходимые для его согласования и утверждения. Согласно представленному в материалы дела чертежу красных линий, который утвержден в составе оспариваемого постановления, красные линии, закрепляющие границы улично-дорожной сети, обозначены с обеих сторон. Таким образом, проект планировки территории в части установления красной линии относительно границ земельного участка с кадастровым номером соответствует Генеральному плану города Омска, предусматривающим магистраль районного значения, а также нормативам градостроительного проектирования. На основании изложенного, красная линия, проходящая через рассматриваемый земельный участок установлена в соответствии с требованиями СП. Оспариваемый проект планировки до его утверждения подлежал рассмотрению на публичных слушаниях. При этом на публичных слушаниях от административного истца каких - либо возражений в части отражения земельного участка в границах красных линий не поступало. Утверждение проекта планировки территории, предполагающего развитие территории в соответствии с Генеральным планом поселения, является элементом градостроительной деятельности и не означает нарушение прав и законных интересов несогласных лиц. Кроме того, статьей 45 ГрК РФ определен порядок внесения изменений в документацию по планировке территории. Административным истцом данная процедура не соблюдена. Просили отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора г. Омска Кудрявцева Р.И., полагавшего требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Согласно ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Частью 1 ст. 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Согласно п. 7 ч. 4 названной статьи материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.

Частью 10 ст. 45 ГрК РФ определено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Генеральный план города Омска является основным документом территориального планирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Документы территориального планирования являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

На основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий, проекты планировок территории города Омска.

Указанные нормы содержатся в разделах 2, 3 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области".

Пунктом 8 ст.1 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

На основании ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон.

Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила). Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими землепользование и застройку на территории города Омска. Для каждого вида территориальной зоны Правилами устанавливается градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков и объектов капитального строительства и распространяется в равной мере на все расположенные в пределах границ территориальной зоны земельные участки и объекты капитального строительства, независимо от форм собственности.

Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм, документация по планировке территории должна соответствовать имеющим большую юридическую силу правилам землепользования и застройки.

Пунктом 1 постановления Мэра города Омска от 25.05.2007 № 395-п «Об опубликовании муниципальных правовых актов и иных официальных документов, подлежащих обязательному опубликованию» официальными печатными изданиями органов местного самоуправления города Омска определены газеты «Вечерний Омск – Неделя» и «Третья столица» (л.д.128-129 т.1).

Согласно части 5 статьи 7 Устава города Омска муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также муниципальные правовые акты, обязательность опубликования которых установлена действующим законодательством, муниципальными правовыми актами либо в отношении которых принявшим (издавшим) их органом принято решение об опубликовании, подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней с момента подписания, если законодательством или муниципальными правовыми актами не установлен иной срок.

Муниципальные правовые акты, иная официальная информация также могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации, в том числе доведены до всеобщего сведения по телевидению, радио, через компьютерную сеть «Интернет», а также распространены в ином виде (часть 6 статьи 7 Устава города Омска).

В силу части 1 ст. 208 КАС с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории (ч. 17 ст. 45 ГрК РФ).

Судом установлено, что ФИО1 принадлежат на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов – для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, площадью 1042 кв.м., местоположение: в 35 м. относительно ориентира по направлению на север за пределами участка – нежилое строение <адрес>.

Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за истцом на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13 т.1, л.д.110-117 т.2), указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

На указанном земельном участке расположено нежилое строение фруктохранилище, площадью 903,4 кв.м., <адрес>, которое приобретено истцом по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14 т.1, л.д. 118-126 т.2), ФИО1 является собственником указанного нежилого строения.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском и оспаривая постановление Администрации города Омска от 18.11.2010 № 1109-п, административный истец указывает, что указанный проект планировки территорий нарушает его права и законные интересы установлением красных линий. Оспариваемым постановлением установлены красные линии, границы территорий общего пользования (дорог), границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. При этом, красные линии проходят непосредственно по земельному участку с кадастровым номером .

Возражая сторона административного ответчика указывает на соответствие прохождения красной линии требованиям законодательства и Генерального плана.

Обсуждая доводы сторон, суд учитывает следующее.

В рамках реализации своих полномочий Администрацией города Омска принято Постановление от 18.11.2010 № 1109-п, которым утверждены проекты планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенных в границах:

1) улица 24-я Северная - Красноярский тракт - граница городской черты - граница Старо-Северного мемориального кладбища - граница полосы отвода железной дороги - улица 21-я Амурская в Центральном административном округе города Омска, в составе:

- положение о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального, местного значения и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: улица 24-я Северная - Красноярский тракт - граница городской черты - граница Старо-Северного мемориального кладбища - граница полосы отвода железной дороги - улица 21-я Амурская в Центральном административном округе города Омска, согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;

- чертеж планировки территории, расположенной в границах: улица 24-я Северная - Красноярский тракт - граница городской черты - граница Старо-Северного мемориального кладбища - граница полосы отвода железной дороги - улица 21-я Амурская в Центральном административном округе города Омска, согласно приложению N 2 к настоящему постановлению;

2) улица Орджоникидзе - улица 24-я Северная - улица Челюскинцев - улица 2-я Восточная - улица 5-я Северная - улица 7-я Северная в Центральном административном округе города Омска, в составе:

- положение о размещении объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: улица Орджоникидзе - улица 24-я Северная - улица Челюскинцев - улица 2-я Восточная - улица 5-я Северная - улица 7-я Северная в Центральном административном округе города Омска, согласно приложению N 3 к настоящему постановлению;

- чертеж планировки территории, расположенной в границах: улица Орджоникидзе - улица 24-я Северная - улица Челюскинцев - улица 2-я Восточная - улица 5-я Северная - улица 7-я Северная в Центральном административном округе города Омска, согласно приложению N 4 к настоящему постановлению;

3) улица Челюскинцев - улица 21-я Амурская - граница полосы отвода железной дороги - улица Пристанционная - улица 35 лет Советской Армии в Центральном административном округе города Омска, в составе:

- положение о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального, местного значения и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: улица Челюскинцев - улица 21-я Амурская - граница полосы отвода железной дороги - улица Пристанционная - улица 35 лет Советской Армии в Центральном административном округе города Омска, согласно приложению N 5 к настоящему постановлению (в ред. Постановления Администрации города Омска от 05.06.2017 N 545-п);

- чертеж планировки территории, расположенной в границах: улица Челюскинцев - улица 21-я Амурская - граница полосы отвода железной дороги - улица Пристанционная - улица 35 лет Советской Армии в Центральном административном округе города Омска, согласно приложению N 6 к настоящему постановлению;

- чертеж элементов планировочной структуры проекта планировки территории, расположенной в границах: улица Челюскинцев - улица 21-я Амурская - граница полосы отвода железной дороги - улица Пристанционная - улица 35 лет Советской Армии в Центральном административном округе города Омска согласно приложению N 9 к настоящему постановлению;

(абзац введен Постановлением Администрации города Омска от 05.06.2017 N 545-п)

4) улица 2-я Восточная - улица 35 лет Советской Армии - улица Пристанционная - граница полосы отвода железной дороги - объездная дорога - берег реки Оми в Центральном административном округе города Омска, в составе:

- положение о размещении объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: улица 2-я Восточная - улица 35 лет Советской Армии - улица Пристанционная - граница полосы отвода железной дороги - объездная дорога - берег реки Оми в Центральном административном округе города Омска, согласно приложению N 7 к настоящему постановлению;

- чертеж планировки территории, расположенной в границах: улица 2-я Восточная - улица 35 лет Советской Армии - улица Пристанционная - граница полосы отвода железной дороги - объездная дорога - берег реки Оми в Центральном административном округе города Омска, согласно приложению N 8 к настоящему постановлению (л.д.75-121 т.1).

Данное Постановление Администрации города Омска было опубликовано в установленном законом порядке в газете «Третья столица» № 49 (598), от 25.11.2010, размещено на официальном сайте Администрации города Омска в сети «Интернет», а также в справочно-информационных системах (включая графические приложения в цветном разрешении) (л.д.60-74 т.1).

На основании постановления Администрации города Омска от 29.07.2010 № 643-п «Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» назначены и проведены 02.09.2010 года публичные слушания по вопросу утверждения проектов планировки территорий муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенных в границах:

- улица 24-я Северная - Красноярский тракт - граница городской черты - граница Старо-Северного мемориального кладбища - граница полосы отвода железной дороги - улица 21-я Амурская - в Центральном административном округе города Омска;

- улица Орджоникидзе - улица 24-я Северная - улица Челюскинцев - улица 2-я Восточная - улица 5-я Северная - улица 7-я Северная - в Центральном административном округе города Омска;

- улица Челюскинцев - улица 21-я Амурская - граница полосы отвода железной дороги - улица Пристанционная - улица 35 лет Советской Армии - в Центральном административном округе города Омска;

- улица 2-я Восточная - улица 35 лет Советской Армии - улица Пристанционная - граница полосы отвода железной дороги - объездная дорога - берег реки Оми - в Центральном административном округе города Омска (л.д.126-127 т.1).

В соответствии с Заключением по результатам публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки частей территории муниципального образования городской округ город Омск от 06.09.2010 и Протоколом проведения публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области от 02.09.2010 в ходе подготовки публичных слушаний по проекту планировки замечаний и предложений не поступило. Публичные слушания признаны состоявшимися (л.д.44-59 т.1).

Как следует из материалов дела, административный истец участия в публичных слушаниях не принимал, возражений относительно предложенного проекта планировки не заявлял.

Согласно пункту 4 статьи 18 Правил Мэр города Омска по представлению Администрации города Омска с учетом протокола публичных слушаний по проекту документации по планировке территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в Администрацию города Омска на доработку.

В рамках реализации полномочий Администрацией города Омска в порядке ст. 41-43 ГрК РФ было принято обжалуемое постановление.

Таким образом, оспариваемое постановление было принято уполномоченным органом, в пределах предоставленных законом и Уставом полномочий, с соблюдением формы, процедуры принятия и порядка опубликования.

В границах данной территории расположен названный выше земельный участок, что сторонами по делу не оспаривается.

Согласно части 4 статьи 3 ГрК РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

По смыслу части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование осуществляется в целях комплексного развития территории, исходя из совокупности различных факторов, и карты, входящие в состав документации по планировке, отображают не только фактическое, но и перспективное использование территории.

Генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования муниципального образования (п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК Российской Федерации).

Генеральный план является основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия.

Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области был утвержден решением Омского городского Совета от 25.07.2007 года N 43.

Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ).

В разделе 2 Генерального плана указано, что на основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий и проекты планировок территории города Омска.

Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" утверждены поименованные правила, в том числе карта градостроительного зонирования территорий города Омска.

Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки (ч. 3 ст. 9, ч. 9, 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 41 ГрК Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, к которым в том числе относятся автомобильные дороги (ст. 1 ГрК Российской Федерации).

Согласно ст. 42 ГрК Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации и отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории.

В соответствии с ч. 5 ст. 45 ГрК Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

Исходя из смысла ч. 10 ст. 45 ГрК РФ документация по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.

Частью 1 статьи 41.1 ГрК Российской Федерации, предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон.

В силу ч. 1,4 ст. 16 Решения Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, определения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Администрация города Омска обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании Генерального плана, настоящих Правил.

В силу п. 26 ч. 1 ст. 9 Устава г. Омска документация по планировке территории утверждается на основе Генерального плана г. Омска.

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №1034/пр от 30.12.2016 утвержден СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (Таблица 11.2) установлены расчетные параметры улиц и дорог городов – расчетная скорость движения, число полос движения (суммарно в двух направлениях), наименьший радиус кривых в плане с виражом/без виража, наибольший продольный уклон, наименьший радиус вертикальной выпуклой кривой, наименьший радиус вертикальной вогнутой кривой, наименьшая ширина переходной части тротуара.

Для магистральных улиц районного значения приняты следующие параметры: ширина полосы движения (м.) – 3,25 – 3,75; число полос движения (суммарно в двух направлениях) – 2 – 4; наименьшая ширина пешеходной части тротуара (м.) – 2,5.

Согласно п.1 Примечания к Таблице 11.2 СП 42.13330.2016 Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Ширина улиц и дорог в красных линиях принимается (м): магистральных улиц – 40-100.

Согласно п.1.1 СП 42.13330.2016 Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке. Указанные требования конкретизируются и дополняются с учетом региональных особенностей в региональных и местных нормативах градостроительного проектирования, утвержденных в установленном порядке.

Решением Омского городского Совета № 519 от 22.03.2017 утверждены «Нормативы градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области».

Пунктом 5.8.5 указанных Нормативов (Таблица 5.8.2.) установлены расчетные показатели для проектирования сети улиц и дорог городского округа.

Для магистральных дорог районного значения (транспортно-пешеходных, пешеходно-транспортных) приняты следующие параметры:

Транспортно-пешеходные: ширина полосы движения (м.) – 3,5; число полос движения (суммарно в двух направлениях) – 2,4; наименьшая ширина пешеходной части тротуара (м.) – 2,25; ширина в красных линиях (м.) – 35 – 45.

Пешеходно-транспортные: ширина полосы движения (м.) – 4; число полос движения (суммарно в двух направлениях) – 2; наименьшая ширина пешеходной части тротуара – 3; ширина в красных линиях (м.) – 30-40.

Согласно п.1 примечания к Таблице 5.8.2 Нормативов Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.) с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц в красных линиях принимается в соответствии с настоящей таблицей, при обосновании может быть больше максимального значения, но не меньше минимального.

Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска указывает, что в оспариваемом Постановлении ширина планируемой к строительству магистрали районного значения по <адрес> в районе земельного участка с кадастровым номером составляет 40 м., на перспективную автомобильную дорогу <адрес> установлена красная линия шириной поперечного профиля 40 м., что соответствует ширине приведенной в СП для магистральной улицы районного значения, предусмотренной Схемой развития объектов транспортной инфраструктуры, утвержденной в составе Генерального плана.

Между тем, из анализа представленной суду проектной документации по планировке территории, в том числе пояснительной записки, в оспариваемой части обоснование прохождения красной линии в границах земельного участка с кадастровым номером , в частности конструктивный профиль <адрес>, отсутствует (л.д.182 т. 1 - л.д.56 т.2), вторая красная линия также не содержит обоснование.

По смыслу пунктов 4.1 - 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, на основании проектов планировки и застройки градостроительных объектов.

В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 Инструкции).

Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения (пункт 4.6 Инструкции).

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.02.2016 N 242-О, недопустимо произвольное установление уполномоченными органами красных линий.

Суд учитывает, что определенных требований для отображения на схемах всех защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог (тротуары, откосы, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог и др.) действующими нормативами не предусмотрено.

Из анализа положений ст. 42 ГрК РФ следует, что материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме должны содержать: 1) схему расположения элемента планировочной структуры; 2)схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории; 3) схему организации улично-дорожной сети и схему движения транспорта; 4) схему границ территорий объектов культурного наследия; 5) схему границ зон с особыми условиями использования территорий; 6) схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории; 7) иные материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории.

Указанные документы являются обязательной составной частью проекта планировки территории, необходимые для его согласования и утверждения.

По мнению стороны административного ответчика, поскольку согласно чертежу красных линий, который утвержден в составе оспариваемого постановления, красные линии, закрепляющие границы уличной - дорожной сети, обозначены с обеих сторон, соответственно, проект планировки территории в части установления красной линии относительно границ земельного участка с кадастровым номером соответствует Генеральному плану города Омска, предусматривающим магистраль районного значения, а также нормативам градостроительного проектирования.

Вместе с тем, ни в одном из представленных суду документов, в том числе конструктивных поперечных профилей улиц, а также в перечне улиц, определяющих границы планировочного элемента <адрес> не поименована, что не позволяет суду придти к однозначному выводу о ее учете в проекте планировки и, соответственно обоснованности прохождения красной линии по земельному участку заявителя.

Самостоятельный проект разработки красных линий в оспариваемой ее части, суду не представлен.

Таким образом, примерное схематичное графическое отображение второй красной линии, которая должна определять расчетные точки границы уличной – дорожной сети ее прохождения по земельному участку с кадастровым номером (л.д.55 т.2), в отсутствие соответствующего разработанного проекта и соответствующих расчетов (конструктивный поперечный профиль <адрес>), по мнению суда, не указывает на соблюдение требований раздела 5 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 № 18-30.

В указанной связи, суд приходит к выводу об отклонении доводов стороны административного ответчика и удовлетворении заявленных требований ФИО1

Применительно к положениям ст. 111 КАС РФ, с учетом результата рассмотрения дела, с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление Администрации г. Омска от 18 ноября 2010 года № 1109-п «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части установления красной линии по отношению к границам земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1042 кв.м., расположенного в 35 м. относительно ориентира по направлению на север за пределами участка – нежилое строение <адрес> - признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Администрации г. Омска в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А.Васильева

Мотивированное решение принято 28.08.2020г.