РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2016 года город Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Некрасовой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семиной А.Н., с участием представителя административного истца БСУСО ОО «Тельченский психоневрологический интернат» ФИО1,
представителя административного ответчика администрации Мценского района Орловской области и управления по муниципальному имуществу администрации Мценского района Орловской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда административное дело по административному исковому заявлению бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области «Тельченский психоневрологический интернат» к администрации Мценского района Орловской области и Управлению по муниципальному имуществу администрации Мценского района Орловской области об оспаривании бездействий органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Орловской области «Тельченский психоневрологический интернат» (далее по тексту БСУСО ОО «Тельченский психоневрологический интернат» обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации Мценского района Орловской области об оспаривании бездействий органа местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований указано, что распоряжения администрации Орловской области №-р от Дата предписывалось передать находящееся в оперативном управлении у муниципальных учреждений государственное имущество Орловской области органам местного самоуправления. В оперативном управлении БСУСО ОО «Тельченский психоневрологический интернат» имеются 9 жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, которые в силу указанного распоряжения подлежат передаче администрации Мценского района Орловской области. В связи с необходимостью по оформлению документации на указанное имущество истцу потребовалась много времени в связи с чем он обратился к ответчику в сентябре 2015 года с заявлением о приеме жилых домов, предоставив техническую документацию и свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления на жилой дом. Однако, ответчик уклонился от принятия имущества и проигнорировал распоряжение администрации Орловской области №-р от Дата. Дата истец вновь обратился к ответчику с заявлением о принятии имущества. Письмом от Дата ответчик разъяснил порядок приема передачи имущества объектов из государственной собственности в муниципальную собственность, ссылаясь на Закон Орловской области № 1023-ОЗ от 05.02.2010 года «О порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности Орловской области в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности, безвозмездно передаваемых в государственную собственность Орловской области». Считают, что указанный закон не может применяться к сложившимся отношениям. Полагают, что администрация Мценского района бездействует в решении данного вопроса, нарушает право истца беспрепятственно заниматься уставной деятельностью учреждения, причиняет истцу убытки, поскольку необходимо содержать чужое имущество, которое в силу распоряжения администрации Орловской области №-р от Дата должно находиться в муниципальной собственности Мценского района.
По указанным основаниям просят признать бездействие административного ответчика администрации Мценского района по исполнению распоряжения администрации Орловской области №-р от Дата о приеме от истца государственного имущества Орловской области девяти жилых домов, незаконным, нарушающими права истца. Кроме того, просит обязать административного ответчика устранить нарушения прав и законных интересов административного истца, принять в собственность государственное имущество Орловской области, девять жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>
На основании определений Мценского районного суда в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области, в качестве административного соответчика Управление по муниципальному имуществу Мценского района Орловской области.
В судебное заседание представитель административного истца БСУСО ОО «Тельченский психоневрологический интернат» ФИО1 исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика администрации Мценского района Орловской области по доверенности ФИО2, представляющая интересы по доверенности Управления по муниципальному имуществу администрации Мценского района Орловской области административные исковые требования не признала. Суду пояснила, что впервые о принятии распоряжения администрации Орловской области №-р от Дата о передаче государственного имущества в муниципальную, стало известно только из обращения истца к ответчику в сентябре 2015 года. Считает, что должен быть соблюден в действующий в настоящее время Закон Орловской области от 5 февраля 2010 года № 1023-ОЗ «О Порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности Орловской области в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности, безвозмездно передаваемых в государственную собственность Орловской области». Однако, собственник имущества с предложением о приеме 9 жилых домов в администрацию Мценского района не обращался. Указала, что при предоставлении документов, подтверждающих право собственности на каждую квартиру, а не на целый дом, вопрос о принятии имущества из собственности субъекта в муниципальную будет рассмотрен на заседании Мценского районного Совета народных депутатов.
Представитель заинтересованного лица Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в адресованном суду письменном заявлении представитель по доверенности ФИО3 просит рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что исковые требования являются законными и обоснованными.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом установлено, в государственной собственности Орловской области находится следующее имущество:
2-х квартирный жилой дом, по адресу: <адрес>, Тельченское сельское поселение, <адрес> (в т.ч. <адрес>)
5-ти квартирный жилой дом, по адресу: <адрес>, Тельченское сельское поселение, <адрес> (в т.ч. <адрес>, <адрес>)
4-х квартирный жилой дом, по адресу: <адрес>, Тельченское сельское поселение, <адрес> (в т.ч. <адрес>, <адрес>)
3-х квартирный жилой дом, по адресу: <адрес>, Тельченское сельское поселение, <адрес>-х квартирный жилой дом, по адресу: <адрес>, Тельченское сельское поселение, <адрес> (в т.ч. <адрес>)
2-х квартирный жилой дом, по адресу: <адрес>, Тельченское сельское поселение, <адрес> (в т.ч. <адрес>)
4-х квартирный жилой дом, по адресу: <адрес>, Тельченское сельское поселение, <адрес> (в т.ч. <адрес>)
2-х квартирный жилой дом, по адресу: <адрес>, Тельченское сельское поселение, <адрес> (в т.ч. <адрес>)
5-ти квартирный жилой дом, по адресу: <адрес>, Тельченское сельское поселение, <адрес> (в т.ч. <адрес>, <адрес>)
7-ми квартирный жилой дом, по адресу: <адрес>, Тельченское сельское поселение, <адрес> (в т.ч. <адрес>, <адрес>),
Указанное обстоятельство подтверждается выписками из Реестра государственной собственности Орловской области об объекте недвижимого имущества, из которых следует, что основание для нахождения в казне Орловской области указанного имущества является Постановление Правительства РФ от Дата№.
На основании распоряжения Правительства Орловской области №-р от Дата, приказа Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области № от Дата спорное имущество закреплено на праве оперативного управления за БСУСО ОО «Тельченский психоневрологический интернат».
Право оперативного управления на 9 жилых домов по вышеуказанному адресам зарегистрировано за истцом, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Дата администрацией Орловской области принято распоряжение №-р о передаче безвозмездно муниципальным образованиям государственного имущества согласно приложению. Как следует из приложения к указанному распоряжению 9 жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, находящиеся в оперативном управлении БСУСО ОО «Тельченский психоневрологический интернат» подлежат передаче администрации Мценского района Орловской области.
Как следует из материалов дела впервые вопрос о передаче спорного имущества между истцом и ответчиком возник только в сентябре 2015 года и при повторном обращении истца Дата в ответе от Дата администрация Мценского района сослалась на необходимость соблюдения порядка приема имущества из государственной собственности в муниципальную собственность.
Истец просит признать бездействие администрации Мценского района Орловской области по вопросу принятия жилых домов в муниципальную собственность и обязать ответчика принять спорное имущество согласно распоряжения администрации Орловской области №-р от Дата.
Проверяя доводы истца и ответчика, судом установлено следующее.
Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ), имущество, находящееся в собственности субъекта Российской Федерации, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в собственности субъекта Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» и содержит ссылку в том числе на:
- предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче имущества субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность, выписка из реестра государственного (муниципального) имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество;
- копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве оперативного управления государственному учреждению (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);
- согласие (письмо) государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве оперативного управления, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо).
Согласно пункта 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ передача имущества органом государственной власти осуществляется в соответствии с передаточным актом. Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия решения органу местного самоуправления, осуществляющему принятие имущества. Передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.06.2006 № 8-П положения части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, устанавливающей порядок безвозмездной передачи имущества, в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, во взаимосвязи с другими ее положениями, безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции РФ баланс интересов РФ и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия решения о безвозмездной передаче имущества в одностороннем порядке.
Порядок передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность, на момент издания распоряжения коллегии администрации Орловской области №-р от Дата регулировался Законом Орловской области № 527-ОЗ от 22.08.2005 года «О порядке передачи объектов государственной собственности Орловской области в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности в государственную собственность».
Согласно п. 8 указанного закона предложения Коллегии администрации Орловской области о передаче объектов государственной собственности в муниципальную собственность направляются на согласование в исполнительный орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Постановление Коллегии администрации Орловской области о результатах рассмотрения предложения органов местного самоуправления о передаче государственной собственности в муниципальную собственность направляется в соответствующие органы местного самоуправления. Сроки согласования и рассмотрения предложений по передаче собственности не должны превышать 30 дней с момента их поступления.
Коллегия администрации Орловской области по объектам, передаваемым из государственной собственности в муниципальную собственность, представляет в Орловский областной Совет народных депутатов в том числе следующие документы:
1) постановление Коллегии администрации Орловской области о передаче объектов государственной собственности в муниципальную собственность;
2) перечень объектов, передаваемых из государственной собственности в муниципальную собственность;
3) решение органа местного самоуправления о согласии на принятие объектов государственной собственности в муниципальную собственность;
Совет в двухмесячный срок с момента поступления документов рассматривает и утверждает перечни объектов, передаваемых из государственной собственности в муниципальную собственность. Перечни объектов утверждаются постановлением Совета.
В случае утверждения Советом перечня объектов, передаваемых из государственной собственности в муниципальную собственность, Коллегия администрации Орловской области (уполномоченный ею орган) заключает с органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования договор об отчуждении объектов государственной собственности в муниципальную собственность и осуществляет необходимые действия по передаче объектов в соответствии с действующим законодательством.
Исходя из системного анализа указанных норм, следует, что законодатель предусмотрел процедуру передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность, которая в данном случае соблюдена не была, фактически передача имущества не согласовалась с органом местного самоуправления и государственным учреждением, у которого спорное имущество находилось в оперативном управлении.
Как следует из пояснений представителя истца, квартиры в спорных жилых домах предоставлялись для проживания сотрудникам БСУСО ОО «Тельченский психоневрологический интернат», которые в настоящее время ими не являются и истцу не требуется данное имущество для уставной деятельности.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что истец не лишен возможности ходатайствовать перед собственником имущества об изъятии у него жилых домов из оперативного управления.
Более того, в силу указанных норм инициатором передачи имущества субъекта Орловской области должен выступать собственник имущества, тогда как он не предлагает Администрации Мценского района принять в муниципальную собственность жилые дома, находящиеся на территории Тельченского сельского поселения Мценского района Орловской области.
В настоящее время действует Закон Орловской области от 5 февраля 2010 года № 1023-ОЗ «О Порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности Орловской области в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности, безвозмездно передаваемых в государственную собственность Орловской области», который предусматривает определенную процедуру передачи имущества. Как следует из п. 2 указанного закона предложение исполнительного органа государственной власти Орловской области о передаче объектов областной собственности должно содержать: перечень предлагаемых к передаче объектов областной собственности с указанием их балансовой стоимости; обоснование необходимости передачи объектов областной собственности в муниципальную собственность; согласие (письмо) областного учреждения или предприятия на изъятие излишних, неиспользуемых объектов с целью передачи в муниципальную собственность, закрепленных за учреждением или предприятием на праве оперативного управления или хозяйственного ведения соответственно, с приложением кадастровых (технических) паспортов; согласие органа местного самоуправления на прием в муниципальную собственность предлагаемых к передаче объектов областной собственности.
Однако, по прошествии длительного периода времени часть квартир, в которых проживают граждане, были оформлены в собственность путем приватизации, что истцом не отрицалось, однако, право оперативного управления за БСУСО ОО «Тельченский психоневрологический интернат» оформлено как на целый жилой дом, а не по каждой квартире отдельно, что соответственно создает препятствия для включения в реестр муниципального имущества и последующей регистрации права муниципальной собственности.
По указанным основаниям, суд полагает, что отсутствуют основания для признания незаконными бездействие административного ответчика администрации Мценского района по исполнению распоряжения администрации Орловской области №-р от Дата о приеме от истца государственного имущества Орловской области девяти жилых домов, поскольку в ходе судебного заседания установлено, что о существовании указанного распоряжения ответчик не знал и при обращении по поводу принятия имущества был предоставлен ответ о необходимости соблюдения предусмотренной Законом Орловской области процедуры по передачи собственности субъекта в муниципальную собственность.
На основании вышеизложенного, в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 228, 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области «Тельченский психоневрологический интернат» к администрации Мценского района Орловской области и Управлению по муниципальному имуществу администрации Мценского района Орловской области об оспаривании бездействий органа местного самоуправления, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 04 октября 2016 года.
Председательствующий Н.С. Некрасова