К делу № 2а-969/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«8» февраля 2018 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области
в составе: председательствующего судьи Иванченко М.В.
при секретаре судебного заседания Цыганок Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации г. Таганрога об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство и обязании устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство.
В обоснование своих требований указал, что 19 апреля 2017г. по договору купли-продажи приобрёл в собственность земельный участок площадью 282 кв м, расположенный по адресу: <адрес>, в целях постройки жилого дома. Собрав все необходимые документы, обратился с заявлением в Комитет по архитектуре и градостроительству <адрес> о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Решением Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации <адрес>№ от 21.12.2017г. за подписью Председателя комитета по архитектуре и градостроительству - главного архитектора г. Таганрога ФИО2 ему отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по основаниям «Согласно требованиям указанного градостроительного плана земельного участка, объект капитального строительства размещается в границе зоны с особыми условиями использования территорий - «Приаэродромная территория аэродрома Таганрог (Центральный) и аэродрома Таганрог(Южный) (весь) и подпадает под действие «Воздушного кодекса Российской Федерации» от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 30.09.2017), а также в зоне превышения уровня шума аэропорта Таганрог (Центральный).
В предоставленном согласовании № от 07.07.2017г. со старшим авиационным начальником аэродрома Таганрог(Ц) командиром воинской части 45096 указано, что земельный участок по адресу: <адрес>, попадает ПВП(полоса воздушных подходов) аэродрома Таганрог(Ц). Согласно ст. 47 «Тактико - технических требованиям, предъявляемым к аэропортам государственной авиации» в пределах ПВП не допускается новое строительство зданий и сооружений.»
Административный истец указывает на то, что им представлен в Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации <адрес> документ о согласовании строительства жилого дома с руководством в/ч 45096, т. к. данный документ являлся обязательным для представления. В согласовании № 3549 от 07.07.2017г. приведены нормативные правовые акты на основании которых сделан следующий вывод: «Данный земельный участок попадает в ПВП(полоса воздушных подходов) аэродрома Таганрог (Ц). Согласно ст. 47 «Тактико-технических требованиям, предъявляемым к аэродромам государственной авиации» в пределах ПВП не допускается новое строительство зданий и сооружений(жилых, больниц и др.)»
В согласовании делается ссылка на ст. ст. 46, 47 «Воздушного кодекса РФ» от 19.03.1997г. № 60-ФЗ. С 30 сентября 2017г. Федеральным законом от 01.07.2017г. № 135-ФЗ статья 46 признана утратившей силу. С 30 сентября 2017г. Федеральным законом от 01.07.2017г. № 135-ФЭ статья 47 излагается в новой редакции. В новой редакции вопрос о согласовании проектирования или строительства в пределах приаэродромной территории не рассматривается.
В согласовании делается ссылка на п. 23, 58, 60 «Федеральных правил использования воздушного пространства РФ», утверждённых постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010г. № 137. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017г. № 1460 пункт 58 признан утратившим силу. Пункт 60 Федеральных правил: «В пределах границ района аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) запрещается строительство без согласования старшего авиационного начальника аэродрома (вертодрома, посадочной площадки)» Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017г. № 1460 пункт 60 признан утратившим силу.
В согласовании делается ссылка на положения гл. 2 ст. 93, 94, 95 Федеральных авиационных правил «Нормы годности к эксплуатации аэродромов государственной авиации», введённых в действие с 2 ноября 2006г. приказом МО РФ № 455. Данный документ является документом для служебного пользования (ДСП) и в средствах массовой информации не опубликован.
В согласовании делается ссылка на положения Федеральных авиационных правил полётов в воздушном пространстве РФ (ФАПП), утверждённых приказом МО РФ, министерства транспорта РФ и Российского авиационно-космического агенства №136/42/51 от 31 марта 2002г. Данный документ не касается вопросов согласования проектирования и строительства в пределах приаэродромной территории.
В согласовании делается ссылка на ст. ст. 47, 290, 291 Федеральных авиационных правил «Тактико-технические требования, предъявляемые к аэродромам государственной авиации», утверждённых приказом МО РФ № 059 от 2 ноября 2006г. и введённых в действие с 1 января 2007г. Данный документ является секретным и в средствах массовой информации не опубликован.
Административный истец указывает, что на сегодняшний день согласование со старшим авиационным начальником аэродрома вопросов проектирования и строительства индивидуального жилого дома в пределах приаэродромной территории никакими нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Кроме этого, ссылка в решении Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации <адрес>№ от 21.12.2017г. на секретный документ («Тактико-технические требования, предъявляемые к аэродромам государственной авиации») прямо противоречит Конституции РФ.
Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева выдал истцу следующий документ за подписью Директора по лётной работе - начальника ЛИК ФИО3 (№ 11566/ЛИК от 28.06.2017г.): «Комиссия по согласованию размещения и строительства объектов на приаэродромной территории и в районе аэродрома Таганрог(Южный) рассмотрела Ваше письмо с целью согласования строительства индивидуального жилого дома Комиссия пришла к следующему заключению: Объект строительства по указанному адресу, имеющий абсолютную высоту 54,55м(проектная отметка верха препятствия в Балтийской системе высот), не является высотным препятствием, не требует размещения маркировочных знаков (светоограждения) и не окажет влияние на безопасность полётов воздушных судов в районе аэродрома Таганрог(Южный).»
Полагая, что отказ является незаконным и нарушает его права, ФИО1 просит:
Признать незаконным отказ Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации <адрес>№ от 21.12.2017г. в выдаче разрешения на строительство одноэтажного жилого дома по адресу: <адрес>
Обязать Администрацию <адрес> в лице Комитета по архитектуре и градостроительству выдать ФИО1, разрешение на строительство одноэтажного индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель адвокат Иванов Ю.А. требования административного иска поддержали по основаниям, изложенным в нем.
Представитель административного ответчика Администрации г. Таганрога ФИО4 исковые требования не признал и полагал, что отказ является законным, так как старший авиационный начальник аэродрома Таганрог не согласовал строительство.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу <адрес> разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства (л.д.16).
Подготовив необходимый пакет документов, истец обратился в Администрацию <адрес> Комитет по архитектуре и градостроительству для получения на строительство индивидуального жилого дома.
Рассмотрев заявление, Администрация <адрес> выдала отказ от 21.12.2017 года №, в котором указала, что представленные документы не соответствует требованиям к строительству объекта капитального строительства установленным градостроительным планом земельного участка от 09.01.2017 года №. Согласно требованиям градостроительного плана объект капитального строительства размещается в границе зоны с особыми условиями использования территорий – «Приаэродромная территория аэродрома Таганрог(Центральный) и аэродрома Таганрог(Южный) (весь) и подпадает под действие «Воздушного кодекса Российской Федерации» от 19.03.1997 № 60-ФЗ(ред. от 29.07.2017) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 30.09.2017), а также в зоне превышения уровня шума аэропорта Таганрог(Центральный). Также в ответе имеется ссылка на согласование № 3549 от 07.07.2017 года со старшим авиационным начальником аэродрома Таганрог (Ц) командиром воинской части 45096, где указано, что земельный участок попадает ПВП (полоса воздушных подходов) аэродрома Таганрог (Ц), а согласно ст. 47 «Тактико-технических требований, предъявляемым к аэропортам государственной авиации» в пределах ПВП не допускается новое строительство зданий и сооружений. (л.д.13-14).
Исходя из ответа, спора о подаче заявления о выдаче разрешения на строительство с приложением необходимых документов, указанных в части 9 ст. 51 Градостроительного кодекса, не имеется.
Согласно части 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома определен частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является, в частности, отсутствие документов, предусмотренных частью 9, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Постановлением Администрации <адрес> от 08.06.2016 № 1273 утвержден регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на строительство». Пунктом 2.16 указанного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Муниципальной услуги:
отсутствие документов, указанных в пункте 2.8 настоящего раздела;
несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в соответствии с пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
Пункт 2.8.2. регламента указывает, что для предоставления разрешения на строительство (реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства:
1) заявление о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию);
2) правоустанавливающие документы на земельный участок (свидетельство о праве собственности на землю (выданное земельным комитетом, исполнительным комитетом Совета народных депутатов);
3) градостроительный план земельного участка;
4) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Указанный пункт регламента соответствует ч.9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Частью 10 статьи 51 Град. Кодекса РФ установлен запрет на требование иных документов для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 указанной статьи.
Отказывая в выдаче разрешения на строительство ФИО1 ответчик указал на нахождение земельного участка в границе зоны с особыми условиями использования территорий – приаэродромная территория, зона превышения уровня шума.
В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной (в том числе жилой зоне) устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования, на основании абзаца 2 пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абзац 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Собственники могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В выданном ФИО1 градостроительном плане земельного участка в пункте 2 со ссылкой на правила землепользования и застройки, утвержденные Решением Городской Думы города Таганрога от 25.12.2012 № 506, указано, что принадлежащий истцу земельный участок отнесен к зоне Ж-1 – Зона застройки индивидуальными жилыми домами, определены параметры объекта, который может быть возведен на земельном участке (количество этажкй 3, предельная высота 12м). Также в нем имеется информация об отнесении земельного участка к «Приаэродромная территория аэродрома Таганрог (Центральный) и аэродрома Таганрог(Южный) (весь, зона превышения уровня шума (весь)» (л.д.42). При этом, на карте города расположение земельного участка указано неверно, так как он расположен на пересечении <адрес>, тогда как на карте указано пересечение <адрес>.
Положениями ч.11 ст. 51 ГрК РФ установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Таким образом, исходя из положений ст. 51 ГрК РФ уполномоченный публичный орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и при наличии обстоятельств, указанных в законе или ином нормативном правовом акте, принятом в соответствии с законом.
Вместе с тем, в нарушение требований ст. 51 ГрК РФ отказ администрации <адрес> не содержится ссылок на конкретные правовые нормы в обоснование мотивов отказа, не указано на несоответствие схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства конкретным требованиям градостроительного плана земельного участка.
Однако в отказе имеются ссылки на ст. 47 «Тактико-технических требований, предъявляемых к аэропортам государственной авиации». Представитель Администрации в судебном заседании подтвердил, что он текст документа не читал.
В силу ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликовании. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Поскольку данный документ для всеобщего сведения опубликован не был, то у административного ответчика не было оснований ссылаться на него.
Отказывая истцу в выдаче разрешения на строительство, административный ответчик формально руководствовался письмом войсковой части 45096, не дав оценку нормативным ссылкам, указанным в этом письме, действительному наличию условий, не позволяющих возводить жилой дом на земельном участке.
Несмотря на то, что ответчик сослался на это письмо в общем, суд полагает необходимым согласиться с позицией истца, что формальный подход к письму Старшего авиационного начальника аэродрома явился основанием для нарушения прав административного истца.
Что касается Воздушного кодекса РФ, то с 1 июля 2017 года статья 46 утратила силу в связи с принятием ФЗ № 135-ФЗ. Статья 47 Воздушного кодекса регулирует порядок установления приаэроромной территории, с выделением подзон. Требований о проведении согласования строительства в данной статье не имеется.
Пункт 23 Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 № 218 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» указывает, что на аэродроме устанавливается полоса воздушных подходов (воздушное пространство в установленных границах), примыкающая к торцу взлетно-посадочной полосы и расположенная в направлении ее оси, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку. Границы полос воздушных подходов устанавливаются в порядке, определенном Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации соответственно для гражданской, государственной и экспериментальной авиации.
Пункты 58 – 60 указанных правил утратили силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 02.12.2017 N 1460.
«Нормы годности к эксплуатации аэродромов государственной авиации», введённых в действие с 2 ноября 2006г. приказом МО РФ № 455, «Тактико-технические требования, предъявляемые к аэродромам государственной авиации», утверждённые приказом МО РФ № 059 от 2 ноября 2006г., не опубликованы, поэтому оснований полагать, что их положения являются общеобязательными, не имеется.
Приказом Министра обороны РФ N 136, Минтранса РФ N 42, Росавиакосмоса N 51 от 31.03.2002 "Об утверждении Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации" утверждены Правила, устанавливающие общий порядок выполнения полетов пилотируемыми воздушными судами гражданской, государственной и экспериментальной авиации в воздушном пространстве Российской Федерации. Никакого отношения данный документ к согласованию строительства не имеет.
Комиссия по согласованию размещения и строительства объектов на приаэродромной территории и в районе аэродрома Таганрог(Южный) пришла к заключению, что объект строительства по указанному адресу, имеющий абсолютную высоту 54,55м(проектная отметка верха препятствия в Балтийской системе высот), не является высотным препятствием, не требует размещения маркировочных знаков(светоограждения) и не окажет влияние на безопасность полётов воздушных судов в районе аэродрома Таганрог(Южный).» (л.д.15).
Из изложенного суд делает вывод, что уполномоченное на выдачу разрешений на строительство лицо, не выполнила обязанности, предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса, и безосновательно отказало в выдаче разрешения на строительство.
Суд обращает внимание на то обстоятельство, что жилой дом предполагается возвести на земельном участке, имеющим разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, в районе расположения таких же индивидуальных домов, исторически существующей застройки. Проектируемое строение соответствует виду разрешенного использования земельного участка.
Что касается нахождения земельного участка в зоне превышения уровня шума, то проектная документация предусматривает для уменьшения шумового воздействия от аэродрома Таганрог (Центральный) применить при строительстве конструкции, обеспечивающие нормативную шумоизоляцию в соответствии с СП 51.13330.2011, заполнить оконные проемы стеклопакетами соответствующими классу изоляции «Д» принятых по ГОСТ 31166-99 (л.д.30). Таким образом, при строительстве собственник, учитывая зону расположения земельного участка, в целях обеспечения собственного комфорта и снижения шумового воздействия, принимает соответствующие меры к повышению звукозащиты жилого дома. Установление этой зоны никак не влияет на возможность строительства объект, соответствующего назначению земельного участка.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом изложенного, а также в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 178, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд, установив, что истцом представлены все необходимые документы, обязывает Администрацию в лице Комитета по архитектуре и градостроительству выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
Руководствуясь ст.ст. 175-179 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
Административные исковые требования ФИО1 к Администрации <адрес> об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство и обязании устранить нарушения, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации <адрес> от <дата>№, в выдаче ФИО1 разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес>
Обязать Администрацию <адрес> по архитектуре и градостроительству выдать ФИО1 разрешение на строительство одноэтажного индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу <адрес>
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 13 февраля 2018 года.
Председательствующий: