ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-96/19 от 14.11.2019 Бельского районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-96/2019

Решение Именем Российской Федерации

14 ноября 2019 года г. Белый

Бельский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой Е. С.,

рассмотрев административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства по административному исковому заявлению прокурора Бельского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Будинского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Будинского сельского поселения Бельского района Тверской области, выразившегося в неисполнении обязанности по регламентации порядка прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами; возложении на администрацию Будинского сельского поселения Бельского района Тверской области в срок в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать административный регламент по порядку прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами,

установил:

Прокурор Бельского района Тверской области обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением, свои требования мотивировал тем, что при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в деятельности Администрации Будинского сельского поселения Бельского района Тверской области выявлены нарушения в части отсутствия регламентации порядка прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами.

В ходе проведенного осмотра официального сайта муниципального образования Администрации Будинского сельского повеления Бельского района Тверской области установлено, что порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами не регламентирован, соответствующие муниципальные нормативные правовые акты отсутствуют, вследствие чего лица лишены права на получение указанной муниципальной услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Ссылаясь на ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», и ст. 39 КАС РФ прокурор просит суд признать незаконным бездействие Администрации Будинского сельского поселения Бельского района Тверской области, выразившееся в неисполнении обязанности по регламентации порядка прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами; возложить на Администрацию Будинского сельского поселения Бельского района Тверской области в срок в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать административный регламент по порядку прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами.

Поскольку всеми лицами, участвующими в деле заявлено ходатайство о рассмотрении дела в упрощенном порядке в их отсутствие и участие их при рассмотрении настоящего административного дела не является обязательной, то в соответствии с ч.1 ст.291 КАС РФ, настоящее административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного гл.33 КАС РФ.

Суд, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

Частью 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций

Сельское поселение в силу ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно

Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения

По делу установлено, что администрация муниципального образования «Будинское сельское поселение» Бельского района Тверской области является органом местного самоуправления сельского поселения, уполномоченным в соответствии с уставом на решение вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 и п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять такие услуги в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Согласно ст. 13 указанного Федерального закона разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу. Проект административного регламента подлежит размещению на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети Интернет.

Прокурором Бельского района Тверской области в ходе проведенного осмотра официального сайта муниципального образования Администрации Будинского сельского повеления Бельского района Тверской области установлено, что порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами не регламентирован, соответствующие муниципальные нормативные правовые акты отсутствуют, вследствие чего лица лишены права на получение указанной муниципальной услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Факт отсутствия административного регламента предоставления муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами административным ответчиком не оспаривается.

В силу положений ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

При подготовке дела к судебному разбирательству лицам, участвующим в деле, разъяснялись положения ч. 1 и ч. 2 ст. 62 КАС РФ, в связи с чем суд на основании ч. 2 ст.176 КАС РФ и в соответствии с закрепленным в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ принципом состязательности и равноправия сторон, основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Судом достоверно установлено, что административный регламент предоставления муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами администрацией Будинского сельского поселения Бельского района не разработан, при этом данный административный ответчик является органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление соответствующей муниципальной услуги, и тем самым является субъектом ответственности.

Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года №2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав и свобод человека и гражданина, защищаемые в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Частью 1 статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Орган местного самоуправления, осуществляющий публично значимую деятельность, вступает в правоотношения с неопределенным кругом физических и юридических лиц. Правовой режим и форма таких отношений регламентированы нормами действующего законодательства. Одной из таких форм является предоставление муниципальной услуги, осуществляемой на основании нормативного правового акта – административного регламента, обязанность по разработке и утверждению которого является основой публично значимой деятельности органа местного самоуправления.

Проанализировав действующее законодательство, суд приходит к выводу, что реализация функции по предоставлению органом местного самоуправления муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами при отсутствии административного регламента противоречит требованиям Федерального закона №210-ФЗ, направленного на закрепление и реализацию прав заявителей при получении государственных и муниципальных услуг.

Административный регламент имеет своей целью повышение качества исполнения и доступности муниципальной услуги, создание комфортных условий для участников отношений, возникающих при предоставлении муниципальной услуги.

Исходя из изложенного, в данном случае, отсутствие мер по утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами, безусловно, свидетельствует о нарушении и ущемлении прав всех участников отношений в сфере предоставления муниципальной услуги и реализации функций органа местного самоуправления, пресечение нарушения которых необходимо для реализации основных принципов и целей, установленных Федеральным законом №210–ФЗ.

Таким образом, следует признать, что административное исковое заявление подано прокурором в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и на основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», при этом требования прокурора заявлены в соответствии с действующим законодательством и в защиту интересов неопределенного круга лиц. Способ защиты права прокурором избран надлежащий и в соответствии с задачами, установленными ст. 3 КАС РФ.

Исходя из системного толкования вышеприведенных положений законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Бельского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Будинского сельского поселения подлежит удовлетворению.

Срок, предложенный прокурором, отвечает требованиям разумности, является достаточным для исполнения возложенной обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие администрации Будинского сельского поселения Бельского района Тверской области, выразившееся в неисполнении обязанности по регламентации порядка прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами.

Обязать администрацию Будинского сельского поселения Бельского района Тверской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать административный регламент по порядку прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцам.

Администрации Будинского сельского поселения Бельского района Тверской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения суда в Бельский районный суд и прокурору Бельского района.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бельский районный суд Тверской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий Е. С. Иванова.

Дело № 2а-96/2019

Решение Именем Российской Федерации

14 ноября 2019 года г. Белый

Бельский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой Е. С.,

рассмотрев административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства по административному исковому заявлению прокурора Бельского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Будинского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Будинского сельского поселения Бельского района Тверской области, выразившегося в неисполнении обязанности по регламентации порядка прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами; возложении на администрацию Будинского сельского поселения Бельского района Тверской области в срок в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать административный регламент по порядку прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами,

установил:

Прокурор Бельского района Тверской области обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением, свои требования мотивировал тем, что при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в деятельности Администрации Будинского сельского поселения Бельского района Тверской области выявлены нарушения в части отсутствия регламентации порядка прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами.

В ходе проведенного осмотра официального сайта муниципального образования Администрации Будинского сельского повеления Бельского района Тверской области установлено, что порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами не регламентирован, соответствующие муниципальные нормативные правовые акты отсутствуют, вследствие чего лица лишены права на получение указанной муниципальной услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Ссылаясь на ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», и ст. 39 КАС РФ прокурор просит суд признать незаконным бездействие Администрации Будинского сельского поселения Бельского района Тверской области, выразившееся в неисполнении обязанности по регламентации порядка прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами; возложить на Администрацию Будинского сельского поселения Бельского района Тверской области в срок в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать административный регламент по порядку прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами.

Поскольку всеми лицами, участвующими в деле заявлено ходатайство о рассмотрении дела в упрощенном порядке в их отсутствие и участие их при рассмотрении настоящего административного дела не является обязательной, то в соответствии с ч.1 ст.291 КАС РФ, настоящее административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного гл.33 КАС РФ.

Суд, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

Частью 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций

Сельское поселение в силу ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно

Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения

По делу установлено, что администрация муниципального образования «Будинское сельское поселение» Бельского района Тверской области является органом местного самоуправления сельского поселения, уполномоченным в соответствии с уставом на решение вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 и п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять такие услуги в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Согласно ст. 13 указанного Федерального закона разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу. Проект административного регламента подлежит размещению на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети Интернет.

Прокурором Бельского района Тверской области в ходе проведенного осмотра официального сайта муниципального образования Администрации Будинского сельского повеления Бельского района Тверской области установлено, что порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами не регламентирован, соответствующие муниципальные нормативные правовые акты отсутствуют, вследствие чего лица лишены права на получение указанной муниципальной услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Факт отсутствия административного регламента предоставления муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами административным ответчиком не оспаривается.

В силу положений ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

При подготовке дела к судебному разбирательству лицам, участвующим в деле, разъяснялись положения ч. 1 и ч. 2 ст. 62 КАС РФ, в связи с чем суд на основании ч. 2 ст.176 КАС РФ и в соответствии с закрепленным в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ принципом состязательности и равноправия сторон, основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Судом достоверно установлено, что административный регламент предоставления муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами администрацией Будинского сельского поселения Бельского района не разработан, при этом данный административный ответчик является органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление соответствующей муниципальной услуги, и тем самым является субъектом ответственности.

Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года №2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав и свобод человека и гражданина, защищаемые в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Частью 1 статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Орган местного самоуправления, осуществляющий публично значимую деятельность, вступает в правоотношения с неопределенным кругом физических и юридических лиц. Правовой режим и форма таких отношений регламентированы нормами действующего законодательства. Одной из таких форм является предоставление муниципальной услуги, осуществляемой на основании нормативного правового акта – административного регламента, обязанность по разработке и утверждению которого является основой публично значимой деятельности органа местного самоуправления.

Проанализировав действующее законодательство, суд приходит к выводу, что реализация функции по предоставлению органом местного самоуправления муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами при отсутствии административного регламента противоречит требованиям Федерального закона №210-ФЗ, направленного на закрепление и реализацию прав заявителей при получении государственных и муниципальных услуг.

Административный регламент имеет своей целью повышение качества исполнения и доступности муниципальной услуги, создание комфортных условий для участников отношений, возникающих при предоставлении муниципальной услуги.

Исходя из изложенного, в данном случае, отсутствие мер по утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами, безусловно, свидетельствует о нарушении и ущемлении прав всех участников отношений в сфере предоставления муниципальной услуги и реализации функций органа местного самоуправления, пресечение нарушения которых необходимо для реализации основных принципов и целей, установленных Федеральным законом №210–ФЗ.

Таким образом, следует признать, что административное исковое заявление подано прокурором в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и на основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», при этом требования прокурора заявлены в соответствии с действующим законодательством и в защиту интересов неопределенного круга лиц. Способ защиты права прокурором избран надлежащий и в соответствии с задачами, установленными ст. 3 КАС РФ.

Исходя из системного толкования вышеприведенных положений законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Бельского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Будинского сельского поселения подлежит удовлетворению.

Срок, предложенный прокурором, отвечает требованиям разумности, является достаточным для исполнения возложенной обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие администрации Будинского сельского поселения Бельского района Тверской области, выразившееся в неисполнении обязанности по регламентации порядка прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцами.

Обязать администрацию Будинского сельского поселения Бельского района Тверской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать административный регламент по порядку прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком землепользователями и землевладельцам.

Администрации Будинского сельского поселения Бельского района Тверской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения суда в Бельский районный суд и прокурору Бельского района.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бельский районный суд Тверской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий Е. С. Иванова.

1версия для печатиДело № 2а-96/2019 ~ М-99/2019 (Решение)