ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-96/19 от 27.03.2019 Мариинско-посадского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-96/2019 г. Мариинский Посад

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 марта 2019 года Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Макашкина Д.Ф.,

при секретаре судебного заседания Смирновой Е.В.,

с участием: представителя административного истца - помощника прокурора Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры Калачан К.Ю.;

представителя администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Челеверовой М.Н., предоставившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия и о понуждении направить документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости,

установил:

Прокурор Чебоксарский межрайонный природоохранный прокуратуры обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в части непринятия мер по исполнению представления Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений, требований законодательства от 26 марта 2018 года и направлению в орган регистрации документов для внесения в Единый государственный кадастр недвижимости сведений особо охраняемой природной территории местного значения (памятник природы) «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад, и об обязании в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда направить в орган регистрации прав - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Чувашской Республике» документы (содержащие в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения - памятника природы «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад».

Иск мотивирован тем, что решением Собрания депутатов Мариинско-Посадского района от 08 апреля 2005 г. № С-40/3 «О формировании базы данных по особо охраняемым природным территориям (ООПТ) местного значения» на территории Мариинско-Посадского района создано особо охраняемая территория (ООПТ) местного значения – памятное природное место Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад.

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находятся в ведении и соответственно в федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 95 Земельного Кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе - биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

В соответствии с п. 6 статьи 56 Земельного Кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

В силу ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 32 данного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащие в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Частью 20 данной статьи установлено, что вышеуказанная обязанность должна быть исполнена в течение шести месяцев с даты принятия соответствующих решений (актов).

Однако администрацией Мариинско-Посадского района не исполнены требования федерального законодательства о направлении в орган регистрации прав документов об установлении границ особо охраняемого природного территория – памятника природы «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад» для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. По результатам проверки в адрес главы администрации Мариинско-Посадского района 26 марта 2018 года внесено представление об устранении нарушений требований Федерального законодательства, однако указанные в представлении нарушения до настоящего времени не устранены.

Представитель административного истца Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры Калачан К.Ю. в судебном заседании поддержала исковые требования, заявленные к административному ответчику – Администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, и по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила признать незаконным бездействие администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в части непринятия мер по исполнению представления Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений, требований законодательства от 26 марта 2018 и направлению в орган регистрации документов для внесения в Единый государственный кадастр недвижимости сведений особо охраняемой природной территории местного значения памятник природы «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад», а также просил обязать ответчика в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда направить в орган регистрации прав ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Чувашской Республике» документы (содержащие в них сведения) в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения (памятник природы) «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад».

Представитель административного ответчика администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Челеверова М.Н. в судебном заседании не признала исковые требования административного истца, просила отказать удовлетворении административного иска, заявленного к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, поскольку по данному административному делу администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики не является надлежащим ответчиком. Административным ответчиком по данному делу является администрация Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, поскольку особо охраняемая природная территория (ООПТ) местного значения (памятник природы) «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад, находится на территории Мариинско-Посадского городского поселения.

Привлеченный к участию в деле в качестве соответчика – глава администрации Мариинско-Посадского района Чувашской республики Мясников А. А. в судебное заседание не явился, но от него в суд поступил отзыв, в котором он указал следующее.

Особо охраняемая природная территория местного значения (памятник природы) «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад» расположен на территории

- 2 -

Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. Соответственно распоряжение указанным земельным участком производится администрацией Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. Таким образом, мероприятия по межеванию земельного участка и направлению в орган государственного кадастрового учета документов для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об установлении границ зон с особыми условиями использования особо охраняемой природной территории местного значения - памятника природы «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад» должны быть проведены администрацией Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.

Действительно согласно Уставу Мариинско-Посадского района Чувашской Республики к вопросам местного значения Мариинско-Посадского района относятся вопросы местного значения по созданию и развитию и обеспечению охраны лечебно - оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории Мариинско-Посадского района и сельских поселения, а также муниципальный контроль в области использования и охранный особо охраняемых природных территорий местного значения.

Однако из толкования данной нормы следует, что к функциям администрации Мариинско-Посадского района относится только муниципальный контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, а непосредственное исполнение функций по межеванию земельного участка и направление в орган государственного кадастрового учета документов для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об установлении границ, зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий местного значения (памятник природы) «Майский «Успенский) парк в г. Мариинский Посад» возложено на администрацию Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. Администрация Мариинско-Посадского района при выполнении муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения не бездействовала, напротив, в адрес главы администрации Мариинско-Посадского городского поселения неоднократно направляла письма о необходимости проведения межевания, постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации ограничения права на созданную особо охраняемую территорию местного значения (памятник природы) «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад».

Таким образом, администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по данному административному делу является ненадлежащим ответчиком, надлежащим ответчиком по данному делу является администрация Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, и поэтому данные исковые требования административного истца могут быть возложены только на администрацию Мариинско-Посадского городского поселения.

Поэтому надлежащим ответчиком по данному административному делу он просит признать администрацию Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, и просит отказать в удовлетворении административных исковых требований, заявленных к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и главе администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.

Представитель заинтересованного лица – глава администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Гладкова Н. Б. в судебное заседание не явилась, в своем заявлении данное дело просила рассмотреть без участия представителя городской администрации, и указала, что вопрос о разрешении заявления оставляет на усмотрение суда.

Представитель ФБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике в суд не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории.

Как следует из положений ст. 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» к сведениям о зонах с особыми условиями использования особо охраняемых природных территорий относятся: - описание местоположения границ зон; - наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий; - реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений; -содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

Согласно пункту 9 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.

В силу ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории.

Пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлена обязанность органов местного самоуправления, направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.

Аналогичная норма предусмотрена п. 10 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» из которой следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащие в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Частью 20 статьи 32 данного Федерального закона установлено, что вышеуказанная обязанность должна быть исполнена в течение шести месяцев со дня принятия соответствующих решений (актов).

Проанализировав правовые положения ЗК РФ, Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федерального закона от 24

- 3 -

июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», суд приходит к выводу, что земли особо охраняемых природных территорий являются объектами, в отношении которых имеются ограничения в использовании. Данные ограничения подлежат государственной регистрации.

Обязанность представления сведений об установлении границ зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество лежит на органах, принявших решение об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.

Судом установлено, что Решением Собрания депутатов Мариинско-Посадского района от 08.04.2005 г. № С-40/3 созданы три особо охраняемые природные территории местного значения: «Государева гора» памятник природы «Майский (Успенский) парк» в г. Мариинский Посад» включен в список особо охраняемых природных территорий местного значения по Мариинско-Посадском району (л.д.7).

Однако администрацией Мариинско-Посадского района, создавшей в 2005 году памятник природы местного значения «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад», не установлены границы территории памятника природы, и в установленный законом шестимесячный срок со дня создания данной территории не направлены документы в орган регистрации прав для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ особо охраняемой природной территории.

При таких обстоятельствах доводы представителя ответчика Челеверовой М. Н. на том основании, что «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад» передан введение Мариинско-Посадской городской администрации, по данному административному делу ненадлежащий ответчик, и надлежащим ответчиком является администрация Мариинско-Посадского городского поселения являются несостоятельными.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 08 июля 2008 года, на основании постановления главы Мариинско-Посадского района Чувашской республики от 18 февраля 2008 года «О предоставлении в постоянное бессрочное пользование земельных участков» за администрацией Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики на праве постоянного бессрочного пользования закреплен только земельный участок площадью 34888 кв. м., с разрешенным использованием для размещения парков, расположенный примерно в 100 метрах по направлению на северо-запад от ориентира здание МБОУ «Гимназия № 1», расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Чувашская Республика, г. Мариинский Посад, ул. Июльская, дом № 25.

Из данного свидетельства не следует, что за администрацией Мариинско-Посадского городского поселения в постоянное бессрочное пользование закреплен памятник природы «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад.

По мнению суда, данная особо охраняемая природная территория - памятник природы местного значения «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад» могла быть передана в чье-либо ведение (в собственность или в постоянное бессрочное пользование) только после установления органом, создавшим данный объект недвижимости –Администрацией Мариинско-Посадского района, границ, и внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установлении границ территории данного памятника природы.

Кроме того, передача памятника природы местного значения - «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад» в постоянное бессрочное пользование администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики, не освобождает собственника данного объекта недвижимости – администрацию Мариинско-Посадского района от выполнения своих функциональных обязанностей, предусмотренных федеральными законами, по установлению границ особо охраняемой природной территории, и направлению в орган регистрации прав необходимых документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении его границ.

Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по данному административному делу является надлежащим ответчиком, и административный иск, заявленный административным истцом - к администрации Мариинско-Посадскому района Чувашской Республики, является законным, обоснованным, и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Истец просит установить срок для исполнения решения 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Суд полагает, что требования прокурора в этой части не противоречат закону.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, районный суд

решил:

Признать незаконным бездействие администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, Главы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Мясникова А.А. в части непринятия мер по исполнению представления Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений, требований законодательства от 26 марта 2018 года и направлению в орган государственной регистрации прав документов для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения - памятника природы «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад».

Обязать Администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, Главу администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Мясникова А.А. в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда направить в орган государственной регистрации прав – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Чувашской Республике» документы (содержащие в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ особо охраняемой природной территории местного значения – памятника природы «Майский (Успенский) парк в г. Мариинский Посад».

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий, судья: Д. Ф. Макашкин

Мотивированное решение изготовлено 03 апреля 2019 года.