ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-96/20 от 19.06.2020 Опочецкого районного суда (Псковская область)

Дело № 2а-96/2020

60RS0015-01-2020-000086-35

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Опочка

Псковской области 19 июня 2020 года

Опочецкий районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Иванова А.В.,

при секретаре Васильевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Головачёва Дмитрия Владиславовича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Псковской области о признании действий налогового органа по начислению налога на имущество физических лиц незаконным и обязании произвести перерасчёт налога на имущество,

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратился Головачёв Д.В. с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Псковской области о признании действий налогового органа по начислению налога на имущество физических лиц незаконным и обязании произвести перерасчёт налога на имущество за 2017 и 2018 годы.

В административном исковом заявлении указал, что ему принадлежат на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами: ; ; , находящиеся в здании с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

В 2018 году он получил налоговое уведомление от 05.10.2018 за 2017 год; в 2019 году уведомление от 25.12.2019 за 2018 год о расчёте налога на имущество физических лиц и его уплате. Налог ответчиком был исчислен, исходя из кадастровой стоимости имущества из расчёта ставки налога, установленной органом местного самоуправления, в 2%, ранее ставка налога составляла 0,5%.

С установленной ставкой налога в 2% он не согласен. В связи с чем он обратился в Межрайонную ИФНС России № 5 и в Межрайонную ИФНС России № 1 с жалобой по поводу ставки налога в 2%. В жалобе просил пересчитать налог за налоговый период 2017 года и 2018 годы из расчёта налоговой ставки 0,5%. Однако получил отказ в перерасчёте.

С произведённым расчётом налога с использованием налоговой ставки в 2% он не согласен по причине того, что принадлежащие ему нежилые помещения не входят в Перечень объектов недвижимого имущества за 2017 и 2018 годы для которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Также он не согласен с тем, что к исчислению налога на имущество физических лиц применимы Перечени объектов недвижимости, определённые органом исполнительной власти Псковской области – Государственным комитетом Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике на 2017 и 2018 годы, поскольку данные Перечни, как указано в них, применяются при исчислении налога на имущество организаций, а не физических лиц.

Следовательно, налог на его недвижимое имущество должен быть исчислен из налоговой ставки 0,5 %, установленной решением Собрания депутатов городского поселения «Опочка» от 26 ноября 2014 года № 208, как это было при исчисления налога на имущество физических лиц до 2017 года.

В судебном заседании представитель административного истца Есаулкова Е.В. подтвердила обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, и просила заявленные требования удовлетворить.

При этом дополнительно пояснила, что решением Опочецкого районного суда от 29.10.2019 года по делу № 2а-329/2019 по аналогичному предмету спора в отношении помещения, находящегося в здании с КН , налоговым органом неверно применена ставка 2% налогооблажения на объект с КН , вместо ставки 0,5%.

Также указала, что в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 и 2018 годы, утверждённые Приказами Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 26 декабря 2016 года № 1347 и 28 декабря 2017 года № 1431 включен лишь объект по адресу: <адрес>, имеющий кадастровый номер . В данные Перечни не включены спорные объекты – помещения с кадастровыми номерами ; ; , принадлежащие административному истцу, расположенные в здании с КН

В случае отказа судом в удовлетворении исковых требований истца будет нарушен Конституционный принцип равенства прав и обязанностей, то есть собственник помещения с кадастровым номером на основании решения Опочецкого районного суда от 29 октября 2019 года будет платить налог по ставке 0,5%, а собственник помещений в этом же здании с кадастровыми номерами ; ; по ставке 2%.

Кроме того, при исчислении налога на имущество физических лиц Ответчик применяет Перечни на 2017 и 2018 годы по определению налога на имущество организаций, а не физических лиц, что противоречит закону, поскольку налог на имущество физических лиц регламентирован главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, а налог на имущество физических лиц главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации. Исчисление налога на имущество организаций не применимо к физическим лицам.

Помещения, принадлежащие административному истцу, на основании п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, не являются объектами недвижимого имущества, на которые распространяется взимание налога по ставке 2%. На это указывает заключение о виде фактического использования объекта недвижимости, утверждённое Комитетом по управлению государственным имуществом Псковской области от 21.02.2019.

В связи с чем представитель административного истца просила суд обязать налоговый орган пересчитать налог на недвижимое имущество Головачёва Д.В., расположенное в здании с кадастровым номером КН за 2017, 2018 годы из расчёта 0,5% ставки налога от кадастровой стоимости каждого из объектов.

Административный истец Головачёв Д.В. полностью поддержал выступление своего представителя и просил административный иск удовлетворить.

Представитель ответчика Нурутдинов В.М. исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать, указав, что налог на имущество Головачёва Д.В. исчислен в соответствии с действующим законодательством.

При этом также указал, что налог исчислен в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 406, пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Псковской области от 06.11.2014 № 1436-ОЗ «Об установлении даты начала применения на территории Псковской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц», решения Собрания депутатов городского поселения «Опочка» от 25 ноября 2014 года № 208 «О налоге на имущество физических лиц», с перечнями объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 и 2018 годы, утверждёнными Приказами Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике от 26 декабря 2016 года № 1317 и 28 декабря 2017 года № 1431.

Также указал, что юридически значимым обстоятельством в споре является не название объектов налогооблажения, а включение этих объектов компетентным органом в Перечни.

Кроме того, указал, что административным истцом неверно выбран способ защиты своего права, по его мнению, в указанном случае необходимо было обратиться с иском в суд об исключении объектов недвижимости истца из вышеуказанных Перечней.

Представитель заинтересованного лица – Глава администрации городского поселения «Опочка» Д.А.И. административный иск считал незаконным и просил суд в его удовлетворении отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Абзацами первым, вторым пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января соответствующего года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Из пунктов 1 и 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

Согласно п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);

2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Уполномоченным органом исполнительной власти в Псковской области, утверждающим перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике. Приказами Комитета определены Перечни на 2017 и 2018 года для исчисления налога, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости по ставке 2%. В эти перечни внесено нежилое здание по адресу: <адрес>.

Кроме того, в Перечнях на 2017 и 2018 годы указано, что помещения, находящиеся в зданиях (строениях, сооружениях), включённых в настоящий перечень, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.

Вследствие чего представитель ответчика правомерно считал, что представителем истца ошибочно указано на то обстоятельство, что помещения Головачёва Д.В. не включены в вышеуказанные перечни.

При таких обстоятельствах Решение Собрания депутатов городского поселения «Опочка» от 26 ноября 2014 года № 208 на вполне законных основаниях установило ставку налога 2% в отношении имущества, включённого в Перечни на 2017 и 2018 годы на территории Псковской области.

Суд, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, соглашается с доводами истца о том, что, что юридически значимым обстоятельством в споре является не название объектов налогооблажения и отнесение их к тому или иному виду недвижимости, а включение этих объектов компетентным органом в Перечни, обязывающие Налоговый орган производить начисление налога по ставке 2%. В связи с чем суд считает начисление налога ответчиком на недвижимое имущество Головачёва Д.В. законным и обоснованным.

Выводы, содержащиеся в решении по другому административному делу в отношении иного лица, не могут рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего значение для рассмотрения настоящего дела, так как решение по каждому делу выносится с учетом конкретных его обстоятельств на основании совокупности собранных доказательств. Более того, в рамках рассмотрения настоящего административного иска не может быть проверена законность этого акта.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Головачёва Дмитрия Владиславовича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Псковской области о признании действий налогового органа по начислению налога на имущество физических лиц незаконным и обязании произвести перерасчёт налога на имущество отказать.

Меру предварительной защиты, применённую определением Опочецкого районного суда 30 марта 2020 года о приостановлении исполнения требования об уплате налога на имущество и пени, после вступления решения суда в законную силу отменить.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Псковский областной суд через Опочецкий районный суд со дня составления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 25 июня 2020 года.

Судья Иванов А.В.