2а-96/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2020 г. г. Волгоград
Волгоградский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Будай Р.А., при помощнике судьи Разумовском С.В., с участием помощника военного прокурора Волгоградского гарнизона <данные изъяты> Иванкова И.В., административного истца Соколова Р.В., представителя командира войсковой части № Молчановой Н.В. и представителя командира войсковой части № Мелеховой Е.А., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части №<данные изъяты> Соколова Романа Викторовича об оспаривании действий должностных лиц, связанных с увольнением с военной службы,
установил:
В административном исковом заявлении Соколов просит признать незаконными приказы командиров войсковых частей № и № от 29 января 2020 г. № и 10 апреля 2020 г. №, соответственно, в части увольнения его с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части, обязать должностных лиц отменить названные приказы и восстановить его на военной службе. Кроме того, Соколов просит возложить на начальника отделения (территориального, <адрес>) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» обязанность по обеспечению его жилищной субсидией для приобретения или строительства жилого помещения вопреки очереди.
Приказы об увольнении и исключении из списков личного состава воинской части, пояснил истец, являются незаконными, так как вопреки требованиям законодательства он уволен с военной службы без реализации права на жилье. Он является нуждающимся в получении жилого помещения, жилья для постоянного проживания не имеет и не давал согласия на увольнение до получения жилищной субсидии. Данные обстоятельства указывают на незаконность прекращения с ним военно-служебных отношений.
Представители командиров войсковых частей № и № просили суд отказать в удовлетворении иска, поскольку Соколов обеспечен по последнему месту военной службы жильем: с апреля 2005 г. он и члены семьи проживают в служебном жилом помещении, обеспечены по установленным нормам и не подлежат выселению до получения жилищной субсидии. Кроме того, истец пропустил срок обращения в суд с требованием о признании незаконным приказа об увольнении, что прямо указывает на необходимость отказа в удовлетворении заявленных требований. На день исключения из списков личного состава воинской части Соколов полностью обеспечен положенными видами довольствия, следовательно, препятствий для его исключения не имелось, и истец не подлежит восстановлению на военной службе.
Начальник отделения (территориального, <адрес>) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, для участия в нем не явился. В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названного лица.
В письменных возражениях начальник отделения пояснил, что предусмотренные п. 17 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» основания для обеспечения Соколова жилищной субсидией во внеочередном порядке отсутствуют. Обеспечение Соколова жилищной субсидией будет осуществлено в порядке очереди по поступлению лимитов бюджетных обязательств.
Исследовав представленные доказательства и выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований истца о восстановлении на военной службе, суд приходит к следующим выводам.
Приказом командира войсковой части № от 29 января 2020 г. № Соколов, проходивший военную службу в войсковой части №, уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
Административное исковое заявление, содержащее требование о признании незаконным увольнения, истец подал 1 июня текущего года, то есть по истечении трех месяцев после издания приказа об увольнении.
Вместе с тем, как пояснил Соколов, окончательно о нарушении права на прохождение военной службы ему стало известно в день исключения из списков личного состава воинской части, то есть 10 апреля 2020 г. С утратой статуса военнослужащего у него отсутствовала возможность обращения в суд, который расположен на удалении 50 км от места его жительства в <адрес>. Этому препятствовали ограничения в связи с мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции.
Действительно, пунктом 17.4. постановления Губернатора Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ гражданам, проживающим (находящимся) на территории <адрес>, предписано с 01 апреля 2020 г. не покидать места проживания (пребывания). Этим нормативным правовым актом, действие которого осуществлялось и в течение мая текущего года, не предусмотрены случаи, которые могли позволить Соколову, утратившему с 11 апреля 2020 г. статус военнослужащего, покинуть место жительства для осуществления действий по направлению административного искового заявления в суд.
Таким образом, суд исключает период с 11 апреля по 31 мая 2020 г. из предусмотренного ст. 219 КАС РФ срока и приходит к выводу, что срок обращения с требованием о признании незаконным приказа об увольнении пропущен Соколовым по уважительной причине, выразившейся в действии мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменения в работе органов и организаций). Названный срок суд считает необходимым восстановить, поэтому вопрос признания незаконным приказа об увольнении подлежит рассмотрению по существу.
Судом установлено, что общая продолжительность военной службы Соколова на день увольнения составила более 26 лет.
Подавая 12 марта 2019 г. рапорт об увольнении, пояснил Соколов, он просил уволить его с военной службы после получения жилищной субсидии.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 этого же Федерального закона.
Данная норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до реализации его права на жилье, применяется к военнослужащим, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, в зависимости от обеспеченности военнослужащего жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы.
Правовая норма аналогичного содержания предусмотрена п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы. Из приведенных положений следует, что препятствий для увольнения военнослужащего, обеспеченного жилым помещением по последнему месту военной службы и изъявившего желание получить жилищную субсидию, не имеется, поскольку за ним сохраняется право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Решением начальника отделения (территориального, <адрес>) ФГКУ «Югрегионжилье» от 17 мая 2017 г. Соколов и члены семьи, всего 4 человека, с 4 апреля 2017 г. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях; избранным после увольнения местом жительства является <адрес>
Как пояснил в судебном заседании истец, по последнему месту прохождения военной службы - в <адрес> он обеспечен служебным жилым помещением в виде отдельной квартиры в доме, который надлежащим образом оборудован необходимыми инженерными системами: электроосвещения, водоснабжения и др. Из ордера усматривается, что площадь служебного жилого помещения составляет 69,6 кв.м.
Исходя из решения Думы <адрес><адрес> от 2.10.2006 №, на каждого из 4-х членов семьи Соколова, проживающих в квартире, приходится более чем по 17 кв.м общей площади, то есть истец и члены его семьи обеспечены жилым помещением по установленным нормам.
Наличие у военнослужащего служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы, соответствующего установленным нормам, при отсутствии препятствий для пользования этим жильем после прекращения военно-служебных отношений указывает на возможность увольнения такого военнослужащего с военной службы с оставлением в списках нуждающихся в жилых помещениях.
Требования о сдаче служебного жилого помещения, которое истец занимает в настоящее время, командованием либо органами жилищного обеспечения к нему не предъявлялись. В заявлении от 1 июня 2020 г. Соколов разъяснил, что он планирует проживать в служебной квартире до получения жилищной субсидии. Перечисленные обстоятельства указывают на намерение истца удерживать служебное жилое помещение до реализации права на жилье по избранному месту жительства.
Кроме того, законодательством не предусмотрено выселение из единственного жилья военнослужащих, которые уволены с военной службы с оставлением в списках нуждающихся в жилых помещениях. При этом в связи с увольнением с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе Соколов без его согласия не может быть снят с учета нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Таким образом, при издании приказа от 29 января 2020 г. № командир войсковой части № не нарушил жилищные права Соколова, и препятствия для увольнения истца не имелись. Уволен Соколов законно, поэтому требования о признании названного приказа незаконным и восстановлении на военной службе удовлетворению не подлежат.
Учитывая законность увольнения и отсутствие нарушений прав Соколова по обеспечению положенными видами довольствия при исключении из списков личного состава воинской части, основания для признания незаконным приказа командира войсковой части № от 10 апреля 2020 г. № в части исключения истца из названных списков также отсутствуют.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения военнослужащих жильем.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса РФ и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и иными нормативными правовыми актами.
Часть 1 статьи 57 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Анализ приведенной нормы в совокупности с положениями п. 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утверждена приказом министра обороны РФ от 30.09.2010 №) и п. 5 Порядка предоставления жилищной субсидии (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. №) позволяет прийти к выводу о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, то есть в порядке очередности.
Из сообщения начальника отделения (территориального, <адрес>) ФГКУ «Югрегионжилье» следует, что в очереди на получение жилищной субсидии в <адрес> перед Соколовым находятся 74 военнослужащих, которые поставлены на учет ранее 4 апреля 2017 г. дня признания его нуждающимся в жилом помещении.
Каких-либо льгот или преимуществ, предусмотренных законодательством, на получение жилищной субсидии вне очереди истец не имеет, что он подтвердил в судебном заседании. В силу же ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свобода других лиц.
Поскольку права истца бездействием должностного лица по предоставлению жилищной субсидии в настоящее время не нарушены, суд отказывает в удовлетворении требования Соколова о возложении обязанности по обеспечению его жилищной субсидией для приобретения или строительства жилого помещения вопреки очереди.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, военный суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части №<данные изъяты> Соколова Романа Викторовича об оспаривании действий должностных лиц, связанных с увольнением с военной службы отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Южного окружного военного суда через Волгоградский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу Р.А. Будай