ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-96/2022 от 20.05.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 2а-96/2022

(УИД 91OS0000-01-2022-000041-53)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2022 года город Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Холодной Е.И.,

при секретаре Медведевой А.М.,

с участием представителя истца – Шуст Н.М.; представителя ответчика – Таловер Г.П.; прокурора отдела прокуратуры Республики Крым – Игнатова Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым, заинтересованные лица на стороне административного ответчика: Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России; заместитель председателя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Леонов Илья Владимирович, о признании недействующим и отмене приказа от 08 декабря 2021 года № 50/2 «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 г. № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы»,

установил:

Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 года № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы» (далее – Приказ № 48/27) установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота», на период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2023 года включительно в соответствии с Приложением № 1 к настоящему приказу. Установлены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов на период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2023 года в соответствии с Приложением № 2 к настоящему приказу. Признан утратившим силу с 01 января 2021г. приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 07 ноября 2019г. №50/6 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2020 год». Пунктом 4 вышеуказанного приказа установлено, что при изменении системы налогообложения Предприятию надлежит уведомить Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым в течение 3 рабочих дней. Пунктом 5 Приказ № 48/27 установлено, что настоящий приказ вступает в силу через десять дней со дня его опубликования.

Приказом от 08 декабря 2021 года № 50/2 «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 г. № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы» (далее – Приказ № 50/2) внесены изменения в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 г. № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы» (далее – Приказ) (пункт 1): Приложение № 1 к Приказу изложено в новой редакции в соответствии с приложением к настоящему приказу (пункт 1.1). Пунктом 2 Приказа № 50/2 установлено, что настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2022 года.

Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» (далее – Учреждение) обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействительным и отменить приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 08 декабря 2021 года № 50/2 «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 г. № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы».

Административный иск мотивирован тем, что истец не является теплоснабжающей организацией, не осуществляет продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), не может относится к теплоснабжающим организациям в силу п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» ввиду отсутствия закрепления за Учреждением источников тепловой энергии, деятельность по ресурсоснабжению сторонних потребителей в перечень деятельности Учреждения не включена. В нарушение п. 34, 35 Регламента Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, утвержденного приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 15.07.2014 г. № 1/1 (ред. от 01.06.2017 г.), извещение от 30.11.2021 г. № 1245/05-13 о заседании 08.12.2021 г. по вопросу корректировки долгосрочных тарифов на тепловую энергию поступило в адрес Учреждения 07.12.2021 г. (вх. № 4985), то есть меньше чем за 10 дней до заседания правления. Заседание Правления проведено раньше назначенного времени в отсутствие представителей ФКУ «Управление Черноморского флота» при наличии ходатайства истца об отложении заседания, что лишило истца возможности представить необходимые документы. Указанное свидетельствует о нарушении ответчиком пункта 43 Регламента Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым.

В процессе рассмотрения дела представителем истца подана правовая позиция на возражения Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым (т.2 л.д.105-109, т.5 л.д. 193-201, т.6 л.д.1-6), в которой дополнительно, как на основание для удовлетворения иска, административный истец указывает, что Учреждение не имело возможности ознакомиться с повесткой заседания правления Комитета № 50 на своем официальном сайте в сети «Интернет», так как взаимодействие между Комитетом и Учреждением осуществляется в соответствии с действующим законодательством только в виде документооборота на бумажном носителе. Приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым №48/27 от 17.12.2020 г. и обжалуемый приказ № 50/2 от 08.12.2021 г. нарушают законные интересы Учреждения, поскольку в соответствии с п. 1 Положения об Учреждении, Учреждение создано для осуществления оперативной, тактической или иной функции управления войсковым звеном некоммерческого характера. По мнению истца, установление Комитетом тарифа на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Учреждения на 2021-2023года нарушает право Учреждения получать от потребителей полную компенсацию затрат на выработку тепла по каждой котельной. Действия Комитета наносят ущерб государству, поскольку установленный тариф ниже осуществленных затрат Учреждением для выработки тепла потребителям. Полагает, что, навязывая Учреждению деятельность по теплоснабжению в нарушение императивно установленных видов деятельности в п. 19 Положения об Учреждении, Комитет подменяет функции и задачи Учреждения.

В судебном заседании представитель административного истца ФКУ «Управление Черноморского флота» - Шуст Н.М. настаивала на удовлетворении административных исковых требований по основаниям, изложенным в иске. Заявила ходатайство о вызове и допросе в качестве свидетелей юрисконсульта квартирно-эксплуатационной части (далее – КЭЧ) г. Симферополь ФИО3 и главного инженера КЭЧ г. Симферополя ФИО4.

Свидетели со стороны административного истца ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании пояснили, что пришли на заседание по вопросу корректировки долгосрочных тарифов на тепловую энергию 08.12.2021 г. вовремя, то есть в 14:00, однако им сообщили, что указанное заседание было проведено ранее. ФИО3 и ФИО4 сдали ходатайство об отложении заседания, обоснованное тем, что приглашение об установлении тарифов от 30.11.2021г. поступило в адрес КЭЧ 08.12.2021 г. в 13:10, в связи с чем не было возможности надлежащим образом подготовить необходимые документы. Свидетель ФИО4 также пояснил, что КЭЧ осуществляет поставку тепловой энергии войсковым частям и сторонним потребителям – общежитиям и жилым домам.

Представитель административного ответчика Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым - Таловер Г.П. административный иск не признала, просила отказать в его удовлетворении. Пояснила, что вступившим в законную силу решением суда установлено, что ФКУ «Управление Черноморского флота» является теплоснабжающей организацией, следовательно, ему должны устанавливаться и корректироваться тарифы на тепловую энергию. Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым была соблюдена процедура принятия обжалуемого нормативного правового акта. Когда была возбуждена процедура корректировки тарифов, в ФКУ Управление Черноморского флота было направлено соответствующее извещение, в котором истцу сообщено о необходимости предоставления перечня документов. В ответ на указанное извещение ФКУ Управление Черноморского флота направило письмо о том, что Учреждение не является теплоснабжающей организацией. Государственный комитет по собственной инициативе скорректировал статьи тарифа - общепроизводственный индекс потребительских цен, затраты на энергоресурс. Истцу более чем за сутки было известно о проведении заседания правления. Истец не был лишен права явиться на задание правления и высказать свою позицию, данная позиция была бы отражена в протоколе заседания правления. Заседание правления было проведено в 14:00, ходатайство об отложении дела поступило в Государственный комитет по государственным ценам и тарифам после заседания. Истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов увеличением установленных для него тарифов. Также представителем ответчика заявлено ходатайство о вызове и допросе в качестве свидетеля специалиста, производившего расчет тарифов, докладчика на заседании правления – ФИО5.

Свидетель со стороны административного ответчика ФИО5 пояснил, что он был докладчиком на заседании правления по рассмотрению вопроса корректировки долгосрочных тарифов на тепловую энергию ФКУ «Управление Черноморского флота», проводившегося 08.12.2021 г. Указанное заседание было открыто в 14:00, без опозданий. Представителей ФКУ «Управление Черноморского флота» на заседание правления не явились. После заседания ФИО5 в 14:15 или в 14:20 встретил в коридоре представителей истца (ФИО3 и ФИО4), которые пытались вручить ему ходатайство об отложении заседания правления, однако он им пояснил, что документ нужно подавать в канцелярию.

Определениями Верховного Суда Республики Крым от 25.02.2022 г. и от 19.04.2022г. соответственно, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России и первый заместитель председателя Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Леонов Илья Владимирович. Указанные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом.

25.03.2022 года в Верховный Суд Республики Крым поступили возражения Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, в которых заинтересованное лицо просит отказать в удовлетворении исковых требований, считая их необоснованными. Указывает, что решением Верховного Суда Республики Крым по делу № 2а-107/2021, оставленным в силе Третьим апелляционным судом общей юрисдикции, установлено, что истец является теплоснабжающей организацией. Законность нормативного правового акта, в который оспариваемым приказом внесены изменения, также установлена указанным решением суда. Во исполнение пункта 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения ответчиком была проведена корректировка необходимой валовой выручки ФКУ «Управление Черноморского флота» на 2022-2023 годы в части операционных расходов на индекс потребительских цен, расходов на энергетические ресурсы согласно цен (тарифов) на соответствующий вид энергоресурса (газ, электроэнергия). Обжалуемый Приказ № 50/2 принят в рамках полномочий Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым с соблюдением формы и вида, процедуры принятия и введения в действие (т.5 л.д.161-164).

Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, исследовав материалы административного дела, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Игнатова Ю.И., полагавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующим выводам.

Суд с учетом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд истцом не пропущен.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Аналогичные требования закреплены в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

17 декабря 2020 года Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым принят приказ № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы».

Не согласившись с указанным приказом, ФКУ «Управление Черноморского флота» обратилось в суд с иском к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым о признании недействующим приказа от 17.12.2020 г. № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы». В обоснование иска ФКУ «Управление Черноморского флота» указало, что оно не осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения и не является теплоснабжающей организацией.

Решением Верховного Суда Республики Крым от 12 августа 2021 года по делу № 2а-107/2021, оставленным без изменения апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 08 декабря 2021 года и кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2022 года, отказано в удовлетворении административного иска Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым о признании недействительным приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 года № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы».

При рассмотрении административного дела № 2а-107/2021 судами установлено следующее. Определение понятия "теплоснабжающая организация", содержится вст. 2Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", под которой понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей). Проанализировав указанный термин, сопоставив его с нормативными актами, регламентирующими деятельность Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» (Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденноеУказомПрезидента РФ от 11.11.1998 N 1357 в ред. от 19.11.2003, Положение о ФКУ "Управление Черноморского флота", утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 декабря 2014 года N 902,распоряжениемПравительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 2580-р), установив структуру, цели деятельности, финансирование и принадлежность имущества, собрав доказательства, фактически свидетельствующие об оказании ФКУ "Управление Черноморского флота" услуг теплоснабжения, суд пришел к выводу о том, что факт владения ФКУ "Управление Черноморского флота" источниками тепловой энергии и несения трат на их содержание подтверждены документально, а также то, что Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» осуществляет продажу тепловой энергии потребителям, относящимся к 4 объектам жилищного фонда, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>, в/ч , в/г ; <адрес>, в/ч , в/г ; <адрес>.

Таким образом не подлежат доказыванию при рассмотрении данного дела обстоятельства, установленные судами в процессе рассмотрения административного дела № 2а-107/2021, а именно то, что ФКУ «Управление Черноморского флота» в силу Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» является теплоснабжающей организацией, в связи с чем уполномоченным органом должны быть установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота».

Принимая во внимание вышеизложенное, доводы административного истца о том, что Приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 08.12.2021 г. № 50/2 подлежит признанию недействующим в связи с тем, что истец не является теплоснабжающей организацией, является несостоятельными.

Проверяя процедуру принятия обжалуемого Приказа № 50/2, судом установлено следующее.

Согласно статье 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), тарифы на тепловую энергию подлежат регулированию.

Статьей 7 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относятся, в числе прочего, полномочия по установлению тарифов на тепловую энергию, осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов).

Процедура принятия нормативных правовых актов Комитета установлена Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила регулирования), Положением о Комитете и Регламентом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым.

Разделом IV Правил регулирования предусмотрено, что открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных настоящими Правилами, а также в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 9 Правил.

Пунктом 39 Правил регулирования предусмотрено, что решение о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования, принимается в соответствии с пунктами 13 - 35 Правил Регулирования.

Пунктом 12 Правил регулирования установлено, что открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется: а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования: в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 13 Правил регулирования регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов).

Пунктом 14 Правил регулирования предусмотрено, что в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.

Пунктом 18 Правил регулирования предусмотрено, что орган регулирования тарифов публикует повестку заседания правления (коллегии) на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 10 календарных дней до даты заседания правления (коллегии), на котором принимается решение об установлении тарифов.

Решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы) (пункт 30 Правил регулирования).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, пунктом 52 которых установлено, что орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Таким образом, в силу пункта 52 Основ ценообразования на Комитет возложена обязанность по проведению корректировки необходимой валовой выручки ФКУ «Управление Черноморского флота» на 2022 – 2023 годы в части операционных расходов на индекс потребительских цен, расходов на энергетические ресурсы согласно цен (тарифов) на соответствующий вид энергоресурса (газ, электроэнергия).

В соответствии с Положением о Государственном комитете по ценам и тарифам Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года №166 (далее - Положение о Комитете), Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым (далее - Комитет) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Крым, а также контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым (пункт 1.1).

Пунктом 3.4.2 Положения о Комитете предусмотрено, что к полномочиям Комитета относится установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности).

Согласно пункту 4.1 Положения Комитет, с целью реализации полномочий имеет право издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими исполнительными органами государственной власти Республики Крым, нормативные правовые акты, контролировать их исполнение и давать разъяснения по их применению.

Пунктом 5.4.1 Положения о Комитете регламентировано, что в состав правления без права передачи полномочий иным лицам входят работники Комитета в количестве не более 7 человек и один представитель антимонопольного органа, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также один представитель от совета рынка. Представитель антимонопольного органа входит в состав правления с правом совещательного голоса (не принимает участия в голосовании).

Заседание правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов правления, присутствующих на заседании. Голос председателя правления при равенстве голосов членов правления является решающим (пункт 5.4.4).

В соответствии с разделом 6 Положения о Комитете, руководство его деятельностью возлагается на председателя. Председатель комитета вправе издавать приказы нормативного характера.

В случае временного отсутствия председателя Комитета его полномочия осуществляет один из его заместителей согласно распределению должностных обязанностей.

В связи с нахождением председателя Комитета в период с 01.12.2021 по 24.12.2021 в ежегодном отпуске, приказом о предоставлении отпуска от 18.11.2021 № 210-о и приказом о разграничении полномочий от 25.03.2021 № 47-од обязанности председателя Комитета на указанный период возложены на первого заместителя председателя Леонова И.В. (т. 2 л.д.49, 51-52).

В соответствии с пунктом 28 раздела III Регламента Комитета, решение об установлении тарифов (далее - решение) принимается в форме приказа Правлением Комитета на заседании. Установление тарифов производится Комитетом путем рассмотрения соответствующих дел.

Рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по заявлениям организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, по представленным в Комитет обоснованным предложениям (заявление с прилагаемыми обосновывающими материалами), а также по инициативе Комитета.

К делу об установлении тарифов приобщается экспертное заключение, выполненное уполномоченным по делу или штатными экспертами, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями, являются дополнительными материалами.

Материалами дела подтверждается, что от истца предложение о корректировке долгосрочных тарифов в адрес Комитета не поступало, в связи с чем Комитет во исполнение подпункта «б» пункта 12 и пункта 14 Правил регулирования открыл дело по собственной инициативе.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Комитета от 28.10.2021 года № 282 открыто дело о корректировке тарифов на тепловую энергию ФКУ «Управление Черноморского флота» на 2022-2023 года в соответствии с подпунктом «б» пункта 12 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. № 1075 (т.2 л.д.65-66).

Извещение об открытии дела об установлении тарифов от 01.11.2021 № 1136/05-13 с копией решения об открытии тарифного дела направлено ФКУ «Управление Черноморского флота». В указанном извещении истцу сообщено об открытии дела о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2022-2023 годы, разъяснено право ознакомиться с решением об открытии дела от 28.10.2021 г. № 282 в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на Портале Правительства Республики Крым в Разделе Государственного комитета по ценам и тарифам – https://gkz.rk.gov.ru, а также сообщено о необходимости предоставления перечня документов, указанного в извещении, - в течение 7 рабочих дней с момента получения настоящего запроса на бумажном носителе с сопроводительным письмом. Разъяснены положения статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.2 л.д.67-69).

Извещение об открытии дела об установлении тарифов от 01.11.2021 № 1136/05-13 сдано в отдел почтовой связи 05.11.2021 г., получено истцом 09.11.2021 г., что подтверждается штампами на почтовом уведомлении о вручении (т.2 л.д.70).

Из материалов тарифного дела усматривается, что в рамках подготовки принятия обжалуемого нормативного правового документа, по результатам проведения первичной антикоррупционной экспертизы отделом правового и кадрового обеспечения Комитета составлено экспертное заключение от 29.10.2021 г. № 170 (т.2 л.д.60-61).

29.10.2021 г. на официальном сайте Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым опубликован проект приказа «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 г. № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы». Указан срок проведения – с 30.10.2021 г. по 08.11.2021 г. (т.2 л.д.63-64).

В ответ на извещение от 01.11.2021 г. № 1136/05-13 ФКУ «Управление Черноморского флота» направлено письмо от 13.11.2021 г. исх. № 94/8/4369, согласно которому Учреждение не владеет на законном или ином основании объектами теплоснабжения, Учреждение не является теплоснабжающей организацией. Основания для предоставления информации и документов в адрес Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым у Учреждения отсутствуют. Просит закрыть тарифное дело об установлении тарифов на тепловую энергию ФКУ «Управление Черноморского флота» на 2022-2023 годы (т.2 л.д.71-72).

Во исполнение Распоряжения Совета министров Республики Крым от 23 июня 2017 г. № 720-р «О вопросах взаимодействия с прокуратурой Республики Крым», проект приказа направлен в электронном виде в прокуратуру Республики Крым в день получения экспертного заключения. По результатам рассмотрения проекта приказа прокуратурой Республики Крым письмом от 15.11.2021 г. № Исорг-7/1-16682-21/16634-20350001 дано заключение о соответствии проекта Приказа № 50/2 правовым актам, имеющим более высокую юридическую силу, об отсутствии нарушений законодательства (т.2 л.д.62).

Письмом Комитета от 30.11.2021 г. исх. № 1245/05-13 ФКУ «Управление Черноморского флота» направлено для ознакомления экспертное заключение и проект решения о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ФКУ «Управление Черноморского флота», на 2022-2023 годы. Сообщено, что заседание Правления Комитета по вопросу корректировки долгосрочных тарифов на тепловую энергию состоится 08.12.2021 г. в 14:00 по адресу: <адрес>. в случае изменения времени проведения заседания Правления, Учреждение будет проинформировано дополнительно. В связи со сложной эпидемиологической ситуацией, сложившейся на территории Республики Крым по причине распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, рекомендовано воздержаться от посещения заседания Правления Комитета и направить в срок до 10:00 07.12.2021 г. письменную позицию относительно предлагаемого уровня тарифов и экспертного заключения о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2022-2023 годы (т.2 л.д.77-78).

Письмо Комитета от 30.11.2021 г. исх. № 1245/05-13 сдано в отдел почтовой связи 01.12.2021 г., получено истцом 07.12.2021 г., что подтверждается штампами на уведомлении о вручении и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (т.2 л.д.79-80).

Повестка заседания правления № 50, на котором рассматривался вопрос о внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17.12.2020 № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» опубликована на сайте Комитета 26.11.2021 по ссылке https://gkz.rk.gov.ru/ru/structure/2020_12_30_13_13_2021_god.

08 декабря 2021 года состоялось заседание правления Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, на котором, согласно выписке из протокола заседания № 50 от 08 декабря 2021 года, при рассмотрении вопроса № 2 – о внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 г. № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы» присутствовали 6 членов правления, включая заместителя председателя и представителя антимонопольного органа.

Во исполнение пункта 5.4.5. Положения о Комитете одним из членов правления – начальником управления по обеспечению деятельности комитета Таловер Г.П. к заседанию правления была представлена письменная позиция, которая была учтена при голосовании и при определении кворума. В силу изложенного, состав Правления признан правомочным (т.2 л.д.56-59).

По результатам рассмотрения вышеуказанного вопроса присутствующие члены правления единогласно проголосовали за внесение в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 г. № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы» изменения: Приложение № 1 к Приказу изложить в новой редакции в соответствии с Приложением № 6 к протоколу заседания № 50 от 08 декабря 2021 года.

Согласно пункту 28 Правил регулирования орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и отражает ее результаты в своем экспертном заключении, которое приобщается к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов).

По результатам проведения экспертизы специалистами Комитета составлено экспертное заключение от 08.12.2021 № 132/Т-2022-2023 (т.2 л.д.73-76).

Решение об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» принято по результатам заседания правления 08.12.2021 г. № 50, на основании чего был издан оспариваемый приказ.

Судом установлено, что Приказ № 50/2 опубликован 09.12.2021 г. на официальном портале Правительства Республики Крым в разделе Государственного комитета по ценам и тарифам - https://gkz.rk.gov.ru/ru/document/show/5448. Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации под номером .

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что нормативный правовой акт - приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 08.12.2021 г № 50/2 «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 г. № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы» был принят в рамках полномочий Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, Комитетом был соблюден срок, установленный законодательством для принятия решения об установлении тарифов – 20 декабря.

Оспаривая Приказ № 50/2, административный истец указывает на нарушение Комитетом сроков извещения ФКУ «Управление Черноморского флота» о дате и времени заседания Правления Комитета по вопросу корректировки долгосрочных тарифов на тепловую энергию.

Согласно пункту 34 Регламента Комитета рассмотрение дела об установлении тарифов на Правлении осуществляется в присутствии уполномоченных (по доверенности) представителей организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Секретариатом Правления извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела об установлении тарифов должны быть направлены согласно указанному списку (с подтверждением получения извещения) не позднее чем за 10 дней до заседания Правления (пункт 35 Регламента Правления).

Пунктом 43 Регламента Комитета предусмотрено, что в случае отсутствия на заседании Правления по уважительной причине уполномоченных представителей организации, осуществляющей регулируемую деятельность, рассмотрение дела переносится на срок, определяемый Правлением. В случае повторного отсутствия указанных представителей рассмотрение дела проводится без их участия. Неявка представителей регулируемой организации, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, без уважительной причины не является препятствием к рассмотрению дела.

Материалами дела подтверждается, что извещение от 30.11.2021 г. № 1245/05-13 о заседании Правления 08.12.2021 г. по вопросу корректировки долгосрочных тарифов на тепловую энергию направлено в адрес истца 01.12.2021 года.

При этом, судом принято во внимание, что извещением от 01.11.2021 г. № 1136/05-13 ФКУ «Управление Черноморского флота» уведомлено об открытии дела об установлении тарифов, истцу разъяснено право ознакомиться с решением об открытии дела от 28.10.2021 г. № 282, а также о необходимости предоставления перечня документов, указанного в извещении, - в течение 7 рабочих дней с момента получения извещения.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что документы, указанные в извещении от 01.11.2021 г. ФКУ «Управление Черноморского флота» в Комитет не представлены.

Судом принято во внимание, что у истца была объективная возможность представить необходимые документы во исполнение извещения Комитета от 01.11.2021 г. № 1136/05-13, однако истец представил письмо 13.11.2021 г. исх. № 94/8/4369, в котором указал, что Учреждение не является теплоснабжающей организацией, основания для предоставления информации и документов в адрес Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым у Учреждения отсутствуют.

Судом также принято во внимание то, что 29.10.2021 г. на официальном сайте Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым опубликован проект приказа «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 г. № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы» с указанием срока проведения – с 30.10.2021 г. по 08.11.2021 г.

Судом не принимаются во внимание доводы истца об отсутствии возможности ознакомится с повесткой заседания правления Комитета на официальном сайте, в связи с взаимодействием между Комитетом и Учреждением только в виде документооборота на бумажном носителе, так данная позиция основана на ошибочном толковании истцом Инструкции по организации защиты информации при подключении и использовании информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства обороны РФ от 29.11.2018г. №611. Официальный сайт Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым находится в открытом доступе, как и официальный сайт Верховного Суда Республики Крым и истец не лишен права знакомится с размещенной на указанных сайтах информацией.

Суд критически относится к показаниям свидетелей со стороны истца, которые пояснили, что пришли на заседание по вопросу корректировки долгосрочных тарифов на тепловую энергию 08.12.2021г. в 12:00, поскольку данные показания документально не подтверждены и опровергаются показаниями свидетеля ФИО5

Суд также обращает внимание на то, что уведомлением о получении почтового отправления подтверждается получение истцом 07.12.2021 г. извещения от 30.11.2021 г., что свидетельствует о том, что истец 07.12.2021г. был извещен о дате, времени и месте проведения заседания Правления. При этом, представители истца 08.12.2021 г. документы, которые могли бы повлиять на перерасчет тарифов, не представили, подали ходатайство об отложении дела, в котором указали лишь на то, что Учреждение не является теплоснабжающей организацией и на необходимость отложения рассмотрения дела для подготовки обоснования позиции. При этом, суду в процессе рассмотрения дела не предоставлены документы, расчеты, опровергающие обоснованность тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ФКУ «Управление Черноморского флота», указанных в приложении №1 к приказу от 17.12.2020г. №48/27 в редакции приказа от 08.12.2021г. №50/2. В ходатайстве об отложении указано, что истцу было недостаточно времени для подготовки письменной позиции относительно предлагаемого уровня тарифов и экспертного заключения о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2022-2023 годы, при этом в процессе рассмотрения данного дела указанные документы суду также не предоставлены.

Более того, в судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен ФИО5 – специалист, который производил расчеты тарифов и был докладчиком на заседании правления, однако представителем истца ни одного вопроса по поводу предлагаемого уровня тарифов и экспертного заключения о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2022-2023 годы данному свидетелю задано не было.

Принимая во внимание, что 29.10.2021г. на официальном сайте Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым опубликован проект оспариваемого истцом приказа,26.11.2021г. на сайте Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым была опубликована повестка заседания правления №50, а копия экспертного заключения об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую истцом на 2022-2023 годы и проект оспариваемого приказа был получен истцом 07.12.2021г. в 09:49 мин, то есть за сутки до заседания Правления, суду не предоставлены надлежащие доказательства того, что на заседание Правления были предоставлены доказательства уважительности причин неявки представителей Учреждения и проведение заседания в отсутствие представителей Учреждения лишило их права предоставить документы, которые могли повлиять на принятое решение, суд приходит к выводу, что в данном случае, проведение заседания Правления в отсутствие представителей истца не повлекло нарушения прав истца.

Учитывая вышеизложенное, суд не усматривает нарушение процедуры принятия обжалуемого Приказа № 50/2, повлекшее нарушение прав и законных интересов административного истца. Оспариваемый Приказ № 50/2 принят в рамках полномочий ответчика, с соблюдением формы и вида, с соблюдением правил введения его в действие.

Согласно приложению №1 к приказу Государственного комитета по ценам и тарифам республики Крым от 08.12.2021 г. № 50/2 утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота»: для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения: за период с 01.01.2021 г. по 30.06.2022 г. – 1605,85; с 01.07.2022 г. по 31.12.2023 г. – 1635,77; население (тарифы указываются с учетом НДС): за период с 01.01.2021 г. по 30.06.2022 г. – 1927,02; с. 01.07.2022 г. по 30.06.2023 г. – 1959,59; с 01.07.2023 г. по 31.12.2023 г. – 1992,70 (т.2 л.д.13).

Материалы дела не содержат доказательств, опровергающих правильность расчетов, проведённых административным ответчиком при установлении тарифов обжалуемым приказом. Обоснованность установления размера тарифов судом проверена, экспертное заключение по результатам экспертизы предложений о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ФКУ Управление Черноморского Флота» на 2022-2023г.г., истцом не опровергнуто. В процессе рассмотрения спора представители истца не оспаривали сами расчеты тарифов, установленные обжалуемым нормативным правовым актом. Доводы истца о том, что установление Комитетом тарифа на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Учреждения на 2021-2023года нарушает право Учреждения получать от потребителей полную компенсацию затрат на выработку тепла по каждой котельной и о том, что установленный тариф ниже осуществленных затрат Учреждением для выработки тепла потребителям, документально не подтверждены. Документы, опровергающие установленные тарифы, ни в Государственный комитет по ценам и тарифам, ни суду не представлены. Каких-либо несоответствий в расчетах ответчика действующему законодательству судом не выявлено. Оспариваемый приказ принят в соответствии с проведенной ответчиком корректировкой необходимой валовой выручки и предусматривает рост тарифов с 01.07.2022г. Истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов увеличением установленных для него тарифов.

С учётом изложенного, проверив оспариваемый приказ на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, его фактическую обоснованность, обстоятельства наличия нарушения оспариваемым приказом прав и законных интересов административного истца, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

в удовлетворении административного иска Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым о признании недействующим и отмене приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 8 декабря 2021 года № 50/2 «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 г. № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым Е.И. Холодная

Решение изготовлено в окончательной форме 23.05.2022 года.