Дело № 2а-9703/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 20 августа 2019 года
Якутский городской суд РС (Я) в составе судьи Кочкиной А.А., с участием прокурора Бердюгиной А.А., при секретаре Кузьминой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием технического средства аудиозаписи дело по административному иску Заболотного Микаэла Сергеевича к Избирательной комиссии муниципального образования «Городской округ «Жатай» об оспаривании решения о регистрации кандидата,
установил:
Заболотный М.С. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем, что ____ года Избирательная комиссия муниципального образования «Городской округ «Жатай» приняла решение № «О регистрации кандидата на должность Главы Городского округа «Жатай» Исаевой Евгении Николаевны». Истец считает, что данное решение принято с нарушением действующего законодательства и подлежит отмене. В обоснование исковых требований указывает на те обстоятельства, что предварительное голосование по отбору кандидатов от Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» состоялось ____ года. По данным официального сайта Якутского регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» yakut.er.ru, в голосовании участвовало всего 4 кандидатуры: ФИО10, ___ г.р., ФИО11, ___ г.р., ФИО12, ___ г.р., ФИО13, ___ г.р. По данным этого же сайта, победу на предварительном голосовании по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на должность Главы Городского округа «Жатай» с результатом ___% одержал ФИО14. ____ года зарегистрированный кандидат на должность Главы Городского округа «Жатай» ФИО15, выдвинутый от избирательного объединения «Жатайское местное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», снял свою кандидатуру. ____ года состоялось заседание Местного политического совета Жатайского местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», на котором кандидатом на должность Главы Городского округа «Жатай» была выдвинута Исаева Евгения Николаевна, которая не принимала участия в предварительном голосовании. Следовательно, при выдвижении кандидатуры Исаевой Е.Н. Жатайским местным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» было допущено нарушение порядка, установленного в Уставе Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Также указывает, что не соблюдены требования к выдвижению кандидата, предусмотренные Федеральным законом «О политических партиях», что в силу подпункта «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона, пункта 2 части 9 статьи 44 Закона РС(Я) являлось основанием отказа в регистрации кандидата. Просит отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования «Городской округ «Жатай» от ____ года № «О регистрации кандидата на должность Главы Городского округа «Жатай» Исаевой Евгении Николаевны».
В судебное заседание административный истец Заболотный М.С., надлежаще извещенный о времени и месте разбирательства, не явился, в соответствии с положениями ст. 243 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного истца.
В судебном заседании представитель административного ответчика Дубовицкая А.К. с требованиями не согласилась, пояснила, что кандидат на должность Главы Городского округа «Жатай» ФИО16., выдвинутый избирательным объединением местного политического совета Жатайского местного отделения Якутского регионального отделения «Всероссийской политической Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», представил ____ г. письменное заявление о снятии своей кандидатуры. ____ г. в Избирательную комиссию муниципального образования «Городской округ «Жатай» поступило извещение о проведении с 15:00 мин. ____ по адресу: ____, заседания Местного политического совета Жатайского местного отделения Якутского регионального отделения Всероссийской политической Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Согласно отчету о посещении мероприятия от ____ г., выдвижение Исаевой Е.Н. состоялось в соответствии с требованиями Федерального закона при надлежащем кворуме тайным голосованием. Кандидатом Исаевой Е.Н. для уведомления о выдвижении на должность главы Городского округа «Жатай» от ____ года в избирательную комиссию муниципального образования «Городской округ «Жатай» представлены все необходимые при выдвижении избирательным объединением кандидата на должность главы муниципального образования документы от избирательного объединения, предусмотренные частью 11 статья 39 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-3 №815-IV «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)». Решение Избирательной комиссии муниципального образования «Городской округ «Жатай» от ____№ «О регистрации кандидата на должность Главы Городского округа «Жатай» Исаевой Евгении Николаевны» принято в пределах полномочий комиссии, в соответствии с действующим федеральным и республиканским законодательством, правовых оснований для отказа в регистрации кандидата Исаевой Е.Н. у избирательной комиссии не имелось. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованных лиц Исаевой Е.Н. и Якутского Регионального Отделения Всероссийской политической Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - Петров Г.П. с иском не согласился, пояснил, что все граждане, прошедшие процедуру предварительного голосования в избирательном объединении ____ года на должность главы Городского округа «Жатай» отказались выдвигать свои кандидатуры для участия в выборах. На основании п. 4 ст. 37 Положения о предварительном голосовании, утвержденного Президиумом Генерального совета Всероссийской политической Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 11 декабря 2018 года Жатайским местным политическим советом Якутского регионального отделения Партии принято решение о проведении дополнительного предварительного голосования, определен порядок в соответствии с приложением 2 к Положению о предварительном голосовании по 4 модели, по которой голосуют только члены Партии, зарегистрированные в ГО Жатай, также был утвержден список выборщиков. Предварительное голосование состоялось, на альтернативной основе, кандидатура Исаевой Е.Н. утверждена Президиумом Регионального политического совета, таким образом, порядок выдвижения соблюден. Просит в иске отказать.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что кандидаты и их доверенные лица вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Решением Окружного Совета депутатов Городского округа «Жатай» от ____ г. № «О назначении выборов Главы Городского округа «Жатай» на 08 сентября 2019 года назначены выборы Главы Городского округа «Жатай».
____ года Избирательной комиссией муниципального образования «Городской округ «Жатай» приняты решения:
№ «О выбытии кандидата на должность главы Городского округа «Жатай» ФИО17», выдвинутый от Якутского Регионального Отделения Всероссийской политической Партии «Единая Россия»;
№ «О выбытии кандидата на должность главы Городского округа «Жатай» Исаевой Евгении Николаевны», зарегистрированной в порядке самовыдвижения.
Решением Избирательной комиссии муниципального образования «Городской округ «Жатай» от ____ года № зарегистрирован кандидатом на должность главы Городского округа «Жатай» Заболотный Микаэл Сергеевич, выдвинутый Якутским Республиканским Региональным Отделением Коммунистической Партии Российской Федерации.
Решением Избирательной комиссии муниципального образования «Городской округ «Жатай» от ____№ зарегистрирована кандидатом на должность главы Городского округа «Жатай» Исаева Евгения Николаевна, выдвинутая от Якутского Регионального Отделения Всероссийской политической Партии «Единая Россия».
Ссылаясь на нарушение порядка выдвижения кандидата Исаевой Е.Н. от избирательного объединения, истец просит признать решение Избирательной комиссии муниципального образования «Городской округ «Жатай» от ____№ незаконным.
В силу пункта 8 статьи 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 названного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов.
В соответствии со ст. 39 Закона Республики Саха (Якутия) от 28.09.2011 964-З N 815-IV (ред. от 25.04.2019) "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" при проведении муниципальных выборов избирательное объединение вправе выдвигать кандидатов, не являющихся членами данного избирательного объединения. При этом политическая партия не вправе выдвигать в качестве кандидатов лиц, являющихся членами иных политических партий.
При проведении выборов главы муниципального образования избирательное объединение имеет право выдвинуть одного кандидата (ч.3).
Выдвижение кандидатов политической партией осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральными законами к выдвижению кандидатов для политических партий (ч.6).
Решение о выдвижении кандидатов, принятое в соответствии с частью 5 настоящей статьи, оформляется протоколом(ч.7).
Выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, кандидата на должность главы муниципального образования производится избирательным объединением, образованным на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне (ч.8).
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного частью 13.2 настоящей статьи, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться (ч.10).
При выдвижении избирательным объединением кандидата на должность главы муниципального образования выдвинутое лицо представляет лично в избирательную комиссию муниципального образования в числе других, предусмотренных законом документов решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата на должность главы муниципального образования, а также документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Пунктом 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидатов либо об отказе в регистрации.
В соответствии с пунктом "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным, в том числе, подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 настоящего федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Согласно подпункту "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ для кандидатов, выдвинутых политической партией, основанием отказа в регистрации кандидата является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
В соответствии с п.2 Федерального закона "О политических партиях" решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Решения по вопросам, указанным в пунктах 1 - 3, 5 и 5.1 настоящей статьи, принимаются в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения (п.6).
Уставом политической партии могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия решений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи (п.7).
В соответствии с п. 8.1 Устава Всероссийской политической Партии «Единая Россия» Партия – демократическое общественное объединение. Носителем политической воли в Партии являются все члены Партии в целом. Непосредственным выражением политической воли Партии являются свободные выборы в Партии. Проведение предварительного голосования является обязательным при проведении процедур, связанных с определением кандидатур для последующего их выдвижения кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Результаты предварительного голосования подлежат обязательному учёту соответствующими органами Партии или её структурных подразделений при принятии ими решений, касающихся выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления в порядке, предусмотренном Уставом Партии и законодательством Российской Федерации о выборах. Порядок, особенности, случаи проведения предварительного голосования и состав его участников определяются положением, утверждаемым Президиумом Генерального совета Партии.
Решением Президиума Генерального совета Всероссийской политической Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 11 декабря 2018 года утверждено Положение о порядке проведения предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидатами в депутаты представительных органов муниципальных образований и на иные выборные должности местного самоуправления (далее Положение о предварительном голосовании).
Судом установлено, что в соответствии с Положением о предварительном голосовании, п.п. 13.9.10.14, 14.7.14 Устава Партии, 14 апреля 2019 года Жатайским местным отделением Якутского регионального отделения Всероссийской политической Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», то есть общим собранием соответствующего структурного подразделения, что соответствует положениям п.2 ст.25 Закона «О политических партиях», проведено предварительное голосование по отбору кандидатов на должность главы Городского округа «Жатай» от Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». В голосовании участвовало всего 4 кандидатуры: ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21. Наибольшее количество голосов на предварительном голосовании по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на должность Главы Городского округа «Жатай» набрал ФИО22, который был зарегистрирован в дальнейшем Избирательной комиссией муниципального образования «Городской округ «Жатай» в качестве кандидата на выборную должность.
____ года Избирательной комиссией муниципального образования «Городской округ «Жатай» принято решение № «О выбытии кандидата на должность главы Городского округа «Жатай» ФИО23», выдвинутого от Якутского Регионального Отделения Всероссийской политической Партии «Единая Россия» в связи с отзывом им своего заявления кандидата.
Как следует из представленных документов, до принятия избирательной комиссией указанного решения, все иные лица, принявшие участие в предварительном голосовании ____ года, ФИО24, ФИО25, ФИО26, а также сам ФИО27 подали в Якутское Региональное Отделение Всероссийской политической Партии «Единая Россия» заявление об отказе баллотироваться на должность главы Городского округа «Жатай».
В соответствии с п.9 ст.20 Положения о предварительном голосовании регистрация кандидатов предварительного голосования, проведенного ____ 2019 года, аннулирована избирательным объединением.
В соответствии со ст. 42 Положения о предварительном голосовании установлен особый порядок проведения предварительного голосования в муниципальных образованиях с численностью менее 10 тысяч человек, к которым относится ГО «Жатай». Порядок и сроки предварительного голосования при особом порядке устанавливаются решением Президиума Регионального политического совета (Местного политического совета) в соответствии с принципами, изложенными в приложении 2 к Положению, согласно п.4 которого голосование может быть проведено членами Партии, список которых утвержден Организационным комитетом по предварительному голосованию.
Согласно п. 4 ст. 37 Положения о предварительном голосовании, в случае, если все кандидаты, прошедшие предварительное голосование, отказываются от дальнейшего выдвижения кандидатами на соответствующих выборах Президиум Регионального политического совета (Местный политический совет) принимает решение о проведении дополнительного предварительного голосования. Порядок и особенности проведения дополнительного предварительного голосования устанавливаются решением Президиум Регионального политического совета (Местного политического совета).
Поскольку все кандидаты, принявшие участие в предварительном голосовании ____ года, отказались от дальнейшего выдвижения, на основании п. 4 ст. 37 Положения о предварительном голосовании, Местным политическим советом Жатайского местного отделения Якутского регионального отделения Всероссийской политической Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» 25 июля 2019 года принято решение о проведении дополнительного предварительного голосования ____ года, определен порядок в соответствии с приложением 2 к Положению о предварительном голосовании по 4 модели, по которой в предварительном голосовании при особом порядке принимают участие только члены Партии, зарегистрированные в ГО Жатай, также был утвержден список выборщиков(членов партии). Протокол Местного политического совета, список выборщиков представлены в материалы дела, а также основания для назначения дополнительного предварительного голосования – письменные отказы кандидатов, принявших участие в предварительном голосовании ____ года, от дальнейшего участия в выборах от политической партии.
Предварительное голосование состоялось ____ года, на альтернативной основе, что подтверждается протоколом№1 счетной комиссии, согласно которому кандидатура Исаевой Е.Н. набрала наибольшее число предварительных голосов (9 из 11).
На заседании Местного политического совета Жатайского местного отделения Якутского регионального отделения Всероссийской политической Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от ____ года, по результатам тайного голосования, было принято решение о выдвижении Исаевой Е.Н. была кандидатом на должность главы Городского округа «Жатай».
Решением Президиума Регионального политического совета Якутского Регионального Отделения Всероссийской политической Партии «Единая Россия» от ____ года кандидатура Исаевой Е.Н. была согласована для выдвижения кандидатом на должность главы Городского округа «Жатай».
Указанные документы были представлены кандидатом Исаевой Е.Н. в Избирательную комиссию вместе с заявлением о намерении баллотироваться на выборную должность.
Таким образом, вопреки доводам истца, в распоряжении избирательной комиссии на момент принятия оспариваемого решения о регистрации кандидата имелись все предусмотренные законом документы, свидетельствующие о соблюдении порядка выдвижения кандидата политической партией, оснований для отказа в регистрации кандидата у избирательной комиссии не имелось, не установлены такие основания и судом.
При таких обстоятельствах административный иск Заболотного М.С. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 178-180, 244 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Заболотного Микаэла Сергеевича к Избирательной комиссии муниципального образования «Городской округ «Жатай» об оспаривании решения от ____№ о регистрации кандидата на должность главы Городского округа «Жатай» Исаевой Евгении Николаевны отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня принятия.
Судья А.А. Кочкина