Дело № 2а-970/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2019 года г.Тверь
Центральный районный суд г.Твери в составе
председательствующего судьи Булыгиной Н.В.,
при секретаре Даниловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании «25» апреля 2019 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пеновского района Тверской области, действующего в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области о признании информации, размещённой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Прокурор Пеновского района Тверской области, действующий в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с требованиями к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по Тверской области о признании информации, размещённой посредствам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что Прокуратурой Пеновского района при организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» 22.02.2019 проведен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлено, что в свободном доступе в сети «Интернет» на Интернет-ресурсах с доменными именами:
https://youla.ru/moskva/zhivotnye/drugoe/liemur-lori-59d8d681cf20451d54105537
https://vk.com/zoolemurlori
http://www.unibo.ru/tags/11485/lemur/
http://www.zoo-ekzo.ru/search/content/лемур
размещена информация, распространение которой в России запрещено.
На вышеуказанных сайтах осуществляется размещение информации о торговле редкими видами животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу «Международный союз охраны природы» Международного союза охраны природы.
Сведения, размещенные на указанных Интернет - страницах нарушают требования федерального законодательства, предусматривающего запрет на торговлю редкими видами животных, таких как лемур лори.
При этом вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материал в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная ли административная ответственность.
В соответствии со статьей 15 Закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» установлен запрет на распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Законодательство Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащим к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (статья 258.1 УК РФ), а также административную ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка (ст. 8.35 КоАП РФ).
В соответствии с приказом Госкомэкологии РФ от 19.12.1997 №569 «Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации» Малый лори - Nycticebus pygmaeus включен в перечень (список) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 №612, под дистанционным способом продажи товаров следует понимать продажу товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ, предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 3 статьи 17 Закона предусмотрено освобождение от гражданско- правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги либо по передачи информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условий, что лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
Согласно положениям статьи 15.1 Закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено" (часть 1).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2).
Информация, содержащаяся на вышеуказанных интернет-сайтах, на страницах которых для неопределенного круга лиц размещена информация, противоречащая действующему законодательству, предусматривающего запрет на торговлю редкими видами животных в Российской Федерации, подлежит признанию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
На названных интернет-сайтах информация побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена административная ответственность (статья 8.35 КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 258.1 УК РФ).
В связи с данными обстоятельствами, со ссылкой на нормы закона административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В судебное заседание стороны не явились, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются
Суд, исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой Пеновского района при организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» 22.02.2019 проведен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлено, что в свободном доступе в сети «Интернет» на Интернет-ресурсах с доменными именами:
https://youla.ru/moskva/zhivotnye/drugoe/liemur-lori-59d8d681cf20451d54105537
https://vk.com/zoolemurlori
http://www.unibo.ru/tags/11485/lemur/
http://www.zoo-ekzo.ru/search/content/лемур
размещена информация, распространение которой в России запрещено.
На вышеуказанных сайтах осуществляется размещение информации о торговле редкими видами животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу «Международный союз охраны природы» Международного союза охраны природы.
Сведения, размещенные на указанных Интернет - страницах нарушают требования федерального законодательства, предусматривающего запрет на торговлю редкими видами животных, таких как лемур лори.
При этом вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материал в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная ли административная ответственность.
Согласно статьи 2 Закона информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно пункту 6 статьи 10 Закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» установлен запрет на распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Законодательство Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащим к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (статья 258.1 УК РФ), а также административную ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка (ст. 8.35 КоАП РФ).
В соответствии с приказом Госкомэкологии РФ от 19.12.1997 №569 «Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации» Малый лори - Nycticebus pygmaeus включен в перечень (список) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 497 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 №612, под дистанционным способом продажи товаров следует понимать продажу товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ, предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 3 статьи 17 Закона предусмотрено освобождение от гражданско- правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги либо по передачи информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условий, что лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
Согласно положениям статьи 15.1 Закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено" (часть 1).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2).
Информация, содержащаяся на вышеуказанных интернет-сайтах, на страницах которых для неопределенного круга лиц размещена информация, противоречащая действующему законодательству, предусматривающего запрет на торговлю редкими видами животных в Российской Федерации, подлежит признанию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
На названных интернет-сайтах информация побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена административная ответственность (статья 8.35 КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 258.1 УК РФ).
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.
В соответствии с п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228, указанная служба осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской федерации запрещено».
Часть 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ и п. 5 Правил определяют, что основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Индивидуализировать лиц, имеющих свободный доступ к перечисленным выше сайтам не представляется возможным.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по электронным адресам:
https://youla.ru/moskva/zhivotnye/drugoe/liemur-lori-59d8d681cf20451d54105537
https://vk.com/zoolemurlori
http://www.unibo.ru/tags/11485/lemur/
http://www.zoo-ekzo.ru/search/content/лемур указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц.
Вынесение соответствующего судебного акта о признании информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению в Реестр адресов сайтов, содержащих запрещенную для распространения в Российской Федерации информацию.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.01.2016 № 71 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области.
В соответствии с п. 2 Положения Управление создано в целях исполнения государственных полномочий по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных на подведомственной территории.
На дату вынесения решения Интернет сайты по адресам:
https://youla.ru/moskva/zhivotnye/drugoe/liemur-lori-59d8d681cf20451d54105537
https://vk.com/zoolemurlori
http://www.unibo.ru/tags/11485/lemur/
http://www.zoo-ekzo.ru/search/content/лемур является действующими, отсутствует в Реестре, не заблокирован, что подтверждается скриншотами страницы сайта имеющимися в материалах дела.
На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, вышеприведенными нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение информации, размещенной на Интернет-страницах сайта с URL-адресом:
https://youla.ru/moskva/zhivotnye/drugoe/liemur-lori-59d8d681cf20451d54105537
https://vk.com/zoolemurlori
http://www.unibo.ru/tags/11485/lemur/
http://www.zoo-ekzo.ru/search/content/лемур.
Оценивая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что ознакомление с информацией неограниченного количества лиц влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, административное исковое заявление прокурора Пеновского района Тверской области, действующего в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области о признании информации, размещённой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 298, КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Пеновского района Тверской области, действующего в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области о признании информации, размещённой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах с электронными адресами:
https://youla.ru/moskva/zhivotnye/drugoe/liemur-lori-59d8d681cf20451d54105537
https://vk.com/zoolemurlori
http://www.unibo.ru/tags/11485/lemur/
http://www.zoo-ekzo.ru/search/content/лемур и их отображениях, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области для включения сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 апреля 2019 года.
Председательствующий Н.В.Булыгина