ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-970/2021 от 06.09.2021 Зерноградского районного суда (Ростовская область)

Р Е Ш Е Н И Е №2а-970/2021

Именем Российской Федерации

06 сентября 2021 года город Зерноград

Зерноградский районный суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Дробот Н.В.,

при секретаре Папета А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области к административному ответчику ФИО1 о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец Межрайонная ИФНС России № 24 по Ростовской области обратился в Советский районный суд города Ростова-на-Дону с административным иском к административному ответчику ФИО1 о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджетный фонд Российской Федерации, в том числе, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года – пеня в размере <данные изъяты>, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года – пеня в размере <данные изъяты> рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимки и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года - пеня в размере <данные изъяты>, налог на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогооблажения, расположенным в границах городских округов, налог за 2018 год в размере <данные изъяты>, пеня в размере <данные изъяты> рублей, налог на имущество физических ли, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогооблажения, расположенных в границах городских округов – пеня в размере <данные изъяты> рублей, всего на общую сумму <данные изъяты> рублей, мотивируя свои требования тем, что административный ответчик (ИНН ) состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области. На основании сведений, предоставленных регистрирующим органом за налогоплательщиком зарегистрированы следующие объекты налогооблажения: объекты имущества. Сумма налога к уплате составляет – <данные изъяты>. Обязанность по уплате налога в установленный срок не исполнена, в связи с чем, налоговым органом в соответствии с требованиями п. 3 ст. 75 НК начислена пени в размере <данные изъяты>. В адрес налогоплательщика в соответствии со ст. 69 НК РФ были направлены требования об уплате налога от 10 февраля 2020 года № 17769, от 08.10.2020 горда № 56760, которые исполнены не были, задолженность по налогу не погашена. Данное обстоятельство явилось причиной обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа. 26 декабря 2020 года мировым судьей судебного участка № 2 Советского судебного района города Ростова-на-Дону было вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа. Административный истец полагает, что процессуальный срок обращения в суд пропущен по уважительной причине, в связи с необходимостью проверки расчетов задолженности по имущественным налогам, для подготовки документов для направления в суд, для направления в адрес административного ответчика копии иска, для чего потребовалось определенное время.

Определением судьи Советского районного суда города Ростова-на-Дону от 11 мая 2021 года административное дело передано по подсудности в Зерноградский районный суд Ростовской области (л.д. 53-54).

В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил рассмотреть дело без его участия, и удовлетворить заявленные требования.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, судом надлежащим образом извещена о месте, времени и дате рассмотрения дела, причин уважительности своей неявки в суд не сообщила.

Исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 59 КАС РФ, суд приходит к следующему:

В соответствии с п.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков, уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога (страховых взносов) должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производит самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Согласно пункту 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

В соответствии со статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

В силу пункту 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу абзаца 1 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Судом установлено, что административный ответчик (ИНН ) состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области. На основании сведений, предоставленных регистрирующим органом за налогоплательщиком зарегистрированы следующие объекты налогооблажения: земельный участок кадастровый , по адресу <адрес>, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом кадастровый , расположенный по адресу <адрес>, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ и квартира кадастровый , по адресу <адрес>, дата регистрации права собственности 06.05.2013 (л.д. 16). Сумма налога к уплате составляет – <данные изъяты>. Должник в качестве индивидуального предпринимателя 18 февраля 2020 года прекратил свою деятельность. Обязанность по уплате налога в установленный срок не исполнена, в связи с чем, налоговым органом в соответствии с требованиями п. 3 ст. 75 НК начислена пени в размере <данные изъяты>. В случае прекращения деятельности страхователей в установленном порядке до 31 декабря текущего года фиксированный платеж, подлежащий уплате в текущем году, уплачивается за фактический период деятельности не позднее даты ее прекращения.. В адрес налогоплательщика в соответствии со ст. 69 НК РФ были направлены требования об уплате налога от 10 февраля 2020 года № 17769 (л.д. 29-30) со сроком исполнения до 06 апреля 2020 года, от 08.10.2020 года № 56760 со сроком исполнения до 17 ноября 2020 года (л.д. 17-18), которые исполнены не были, задолженность по налогу не погашена. Данное обстоятельство явилось причиной обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа. 26 декабря 2020 года мировым судьей судебного участка № 2 Советского района города Ростова-на-Дону было вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа.

В соответствии с требованиями абзаца 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Суд полагает, что шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности начал исчисляться со дня истечения срока исполнения самого раннего требования от 10 февраля 2020 года № 17769 (л.д. 29-30) со сроком исполнения до 06 апреля 2020 года

Таким образом, учитывая требования положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает, что инспекцией не соблюдены порядок и сроки обращения в суд за принудительным взысканием с налогоплательщика недоимки по налогу.

Административный истец, заявляя ходатайство о восстановление срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, полагает, что процессуальный срок обращения в суд пропущен по уважительной причине, в связи с необходимостью проверки расчетов задолженности по имущественным налогам, для подготовки документов для направления в суд, для направления в адрес административного ответчика копии иска, для чего потребовалось определенное время.

Согласно части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Суд не может принять во внимание указанные административным истцом доводы в обоснование ходатайства о восстановлении процессуального срока и исходит из того, что у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления материалы дела не содержат.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в (Определение от 8 февраля 2007 года N 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей. Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления. Объективных причин, препятствующих своевременному обращению административного истца за судебной защитой, не установлено, в связи с чем, суд полагает, что законных оснований для восстановления процессуального срока не имеется, поскольку административный истец не был лишен возможности обратиться с административным иском в установленный срок, так как своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине, так как бремя доказывания уважительности причин пропуска срока, возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст. 62 КАС Российской Федерации.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

С учетом установленных обстоятельств, суд полагает, что оснований для восстановления срока на обращение административного истца с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское страхование, не имеется, и соответственно в удовлетворении требования о взыскании такой задолженности с ФИО1 административному истцу надлежит отказать.

Руководствуясь ст. 175-180, 219 КАС РФ суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области к административному ответчику ФИО1 о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 10 сентября 2021 года.

Председательствующий судья Н.В.Дробот