Дело № 2а-971/2019 г. <****>
УИД: 69RS0013-01-2019-001308-17
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
18 декабря 2019 года г. Кимры
Кимрский городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Куликовой Н.Ю.,
при секретаре Вихревой Н.А.,
с участием старшего помощника Кимрского межрайонного прокурора Тверской области Уткиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области, Совету депутатов Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления по принятию нормативных правовых актов муниципального образования в соответствии с нормами градостроительного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Кимрский межрайонный прокурор Тверской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Кимрский городской суд Тверской области с вышеназванными административными исковыми требованиями, которые мотивирует тем, что Кимрской межрайонной прокуратурой проведена проверка по исполнению органами местного самоуправления Маловасилевского сельского поселения Кимрского района требований градостроительного законодательства. На территории поселения действуют утвержденные решением Совета депутатов поселения от 07 октября 2014 года № 20 Правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) применительно к части территории (на населенные пункты <адрес>). В 2016 году в ПЗЗ вносились изменения в градостроительные регламенты ПЗЗ с целью включения в основные виды разрешенного использования территориальной зоны С-1 вида разрешенного использования «питомники (код 1.17, выращивание и реализация подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян; размещение сооружений, необходимых для указанных видов сельскохозяйственного производства)». Указанное изменение вносилось с учетом требований ст. 31 ГрК РФ. Публичные слушания по проекту внесения изменений в ПЗЗ состоялись в населенном пункте - <адрес>, относительно которого был подготовлен проект внесения изменений в ПЗЗ, что подтверждается протоколом публичных слушаний от 22 декабря 2016 года и заключением по их результатам от 22 декабря 2016 года. В соответствии с ч. 7 ст. 25 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212- ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам общественных (публичных) слушаний, направляется на рассмотрение в органы местного самоуправления и обнародуется в соответствии с указанным федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Частью 7 ст. 28 ГрК РФ, действующей на момент проведения публичных слушаний, предусмотрено, что заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В нарушение указанных требований протокол публичных слушаний по проекту внесения изменений в ПЗЗ и заключение об их результатах не размещены на официальном сайте поселения. Согласно ч. 1 ст. 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка. Частью 2 ст. 38 ГрК РФ установлено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания. Установлено, что в утвержденных ПЗЗ (с учетом изменений) предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства установлены не для всех территориальных зон, что является нарушением ч. 1 и ч. 2 ст. 38 ГрК РФ. Частью 1.1 ст. 38 ГрК РФ установлено, что в случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2-4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению. Таким образом, администрации поселения и представительному органу местного самоуправления необходимо принять меры к приведению утвержденных ПЗЗ (с внесенными в них изменениями) в соответствие с требованиями ч. 1 ст. 38 ГрК РФ путем внесения изменений в ПЗЗ в части установления в градостроительных регламентах предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для каждой территориальной зоны с учетом требования ч. 1.1 ст. 38 ГрК РФ. Согласно ч. 1 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе утверждение документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений. Частью 20 ст. 45 ГрК РФ установлено требование к органу местного самоуправления поселения об утверждении нормативным правовым актом поселения порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления и порядке принятия решения об утверждении документации по планировке территории. Указанный порядок органом местного самоуправления поселения не разрабатывался и нормативным правовым актом поселения не утверждался. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ полномочия по проведению осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации по выдаче рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных ГрК РФ (далее - полномочия по проведению осмотра зданий), осуществляются органами местного самоуправления поселения. При этом в сельском поселении отсутствует муниципальный правовой акт, определяющий указанные полномочия. В соответствии с требованиями ч. 11 ст. 55.24 ГрК РФ в случае поступления в орган местного самоуправления поселения по месту нахождения зданий, сооружений заявлений физических или юридических лиц о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений органы местного самоуправления, за исключением случаев, если при эксплуатации зданий, сооружений осуществляется государственный контроль (надзор) в соответствии с федеральными законами, проводят осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направляют лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений. Порядок проведения данного осмотра устанавливается представительным органом поселения. Указанный порядок администрацией сельского поселения не разрабатывался и не утверждался. Таким образом, администрацией Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области не исполнены требования ч. 11 ст. 55.24 ГрК РФ путем разработки и направления на утверждение в Совет депутатов Маловасилевского сельского поселения Положения о порядке проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направления лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений. В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами, являющимися нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставлении муниципальных услуг и стандарт предоставления муниципальных услуг в соответствии с порядком разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, который устанавливается местной администрацией. Согласно ч. 1 ст. 13 указанного закона разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган предоставляющий муниципальную услугу. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 403 утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, согласно которому муниципальные услуги, предоставляемые юридическим и физическим лицам органами местного самоуправления при исполнении полномочий в сфере жилищного строительства, должны осуществляться в порядке, предусматривающем отмену избыточных и дублирующих процедур в строгом соответствии с указанным перечнем. Установлено отсутствие утвержденных административных регламентов по оказанию муниципальных услуг по процедурам: принятие решения о подготовке документации по планировке территории (процедура исчерпывающего перечня № 4); утверждение документации по планировке территории (процедура исчерпывающего перечня № 5); предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (процедура исчерпывающего перечня № 23); предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (процедура исчерпывающего перечня № 24); предоставление ГПЗУ (процедура исчерпывающего перечня № 27). Отсутствие административных регламентов на вышеперечисленные муниципальные услуги может повлечь нарушение прав граждан и организаций при обращении за оказанием соответствующих муниципальных услуг. В соответствии с нормой ч. 13 ст. 24 ГрК РФ полномочия по утверждению генерального плана поселения возложены на представительный орган поселения - Совет депутатов поселения. Согласно ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Однако ч. 6 ст. 18 ГрК РФ предусмотрено право представительного органа местного самоуправления сельского поселения принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана при наличии следующих условий: 1) не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения и отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития; 2) документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения. Проверкой установлено, что в связи с тем, что на территории Маловасилевского сельского поселения не предполагалось изменение существующего использования территории поселения, отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития, а также в связи с тем, что документами территориального планирования Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района на территории Маловасилевского сельского поселения не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района в соответствии с п. 6 ст. 18 ГрК РФ Советом депутатов поселения принято решение от 18 марта 2016 года № 04 «Об отсутствии необходимости разработки генерального плана». 09 августа 2019 года администрацией Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области принято постановление о подготовке проекта Генерального плана Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области. Данное решение принято в целях создания условий для устойчивого развития и планирования территорий муниципального образования, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. 12 сентября 2019 года Администрацией Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области заключен муниципальный контракт № 27 с ООО «ТИТАН-ПРОЕКТ» на разработку Генерального плана поселения. Установлено, что административная граница Маловасилевского сельского поселения, установленная Законом Тверской области от 28 февраля 2005 года № 25-30 (ред. от 09 марта 2011 года) «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Кимрский район» и наделении их статусом городского, сельского поселения», многократного пересекает земельные участки, стоящие на кадастровом учете, что противоречит законодательству. В соответствии с частью 6.3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации № 267 от 03 марта 2011 года «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» административные границы не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках. Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации также устанавливается запрет на пересечение границ земельного участка с границами муниципального образования и (или) населенного пункта. В соответствии со ст. 18 ГрК РФ необходимо принять меры к исключению пересечения земельных участков, привести их в соответствие с границами муниципальных районов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а также с учетом кадастровых кварталов и Положений утвержденной схемы территориального планирования Кимрского района Тверской области. Таким образом, в настоящее время в Муниципальном образовании «Маловасилевское сельское поселение Кимрского района Тверской области» отсутствует Генеральный план, являющий основным документом территориального планирования муниципального образования и необходимость в разработке и утверждении генерального плана имеется. Отделом контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций по результатам проведения проверки исполнения администрацией Маловасилевского сельского поселения и Советом депутатов Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области требований законодательства о градостроительной деятельности выдано предписание от 11 декабря 2018 года № 49 и № 50 об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности. В данном предписании указывалось на необходимость устранить вышеуказанные нарушения градостроительного законодательства в установленные в предписании сроки (до 01 октября 2019 года). Кимрской межрайонной прокуратурой Тверской области 31 января 2019 года вносилось представление в администрацию Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области об устранении нарушений градостроительного законодательства. При этом нарушения градостроительного законодательства, указанные в представлении, не устранены, что свидетельствует о бездействии администрации и представительного органа Маловасилевского сельского поселения Кимрского района по исполнению предоставленных полномочий в сфере градостроительной деятельности. Отсутствие предусмотренных градостроительным законодательством нормативных правовых актов влечет нарушение неопределенного круга лиц на осуществление своих прав и законных интересов в указанной сфере правоотношений. В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области в части не исполнения ч. 7 ст. 28 ГрК РФ, действующей на момент проведения публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки, о размещении в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации и размещения на официальном сайте поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» протокола публичных слушаний от 22 декабря 2016 года и заключения по их результатам от 22 декабря 2016 года; признать незаконным бездействие администрации Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области по исполнению требований статьи 36 и статьи 38 ГрК РФ о приведении градостроительных регламентов в составе Правил землепользования и застройки Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области, утвержденных решением Совета депутатов Маловасилевского сельского поселения от 07 октября 2014 года № 20 применительно к части территории в соответствие с указанными нормами в части установления (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для каждой территориальной зоны; признать незаконным бездействие администрации Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области по исполнению требований части 11 статьи 55.24 ГрК РФ по разработке и направлению на утверждение в Совет депутатов Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области положения о порядке проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направления лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений; признать незаконным бездействие администрации Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области по разработке и утверждению административных регламентов по оказанию муниципальных услуг в соответствии с исчерпывающем перечнем процедур в сфере жилищного строительства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 403, а именно: принятие решения о подготовке документации по планировке территории (процедура исчерпывающего перечня № 4); утверждение документации по планировке территории (процедура исчерпывающего перечня № 5); по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (процедура исчерпывающего перечня № 23); по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (процедура исчерпывающего перечня № 24); по предоставлению градостроительного плана земельного участка (процедура исчерпывающего перечня № 27); признать незаконным бездействие Совета депутатов Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области в части утверждения Генерального плана муниципального образования «Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области»; возложить на администрацию Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу: разместить в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также на официальном сайте поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» протокола публичных слушаний от 22 декабря 2016 года и заключения по их результатам от 22 декабря 2016 года; принять необходимые организационные меры к исполнению требований статьи 36 и статьи 38 ГрК РФ о приведении градостроительных регламентов составе Правил землепользования и застройки Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области, утвержденных решением Совета депутатов Маловасилевского сельского поселения от 07 октября 2014 года № 20 применительно к части территории в соответствие с указанными нормами в части установления (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для каждой территориальной зоны; принять меры к исполнению требований части 11 статьи 55.24 ГрК РФ по разработке и направлению на утверждение в Совет депутатов Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области положения о порядке проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направления лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений; утвердить административные регламенты по оказанию муниципальных услуг по исчерпывающему перечню процедур в сфере жилищного строительства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 403, а именно: принятие решения о подготовке документации по планировке территории (процедура исчерпывающего перечня № 4); утверждение документации по планировке территории (процедура исчерпывающего перечня № 5); по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (процедура исчерпывающего перечня № 23); по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (процедура исчерпывающего перечня № 24); по предоставлению градостроительного плана земельного участка (процедура исчерпывающего перечня № 27); возложить на Совет депутатов Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области обязанность в срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: утвердить нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдачи рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений; утвердить в порядке установленном градостроительным законодательством Генеральный план муниципального образования «Маловасилевское сельское поселение Кимрского района Тверской области».
В ходе рассмотрения дела Кимрским межрайонным прокурором были уточнены требования, просил: признать незаконным бездействие администрации Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области по исполнению требований статьи 36 и статьи 38 ГрК РФ о приведении градостроительных регламентов в составе Правил землепользования и застройки Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области, утвержденных решением Совета депутатов Маловасилевского сельского поселения от 07 октября 2014 года № 20 применительно к части территории в соответствие с указанными нормами в части установления (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для каждой территориальной зоны; признать незаконным бездействие администрации Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области по разработке и утверждению административных регламентов по оказанию муниципальных услуг в соответствии с исчерпывающем перечнем процедур в сфере жилищного строительства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 403, а именно: принятие решения о подготовке документации по планировке территории (процедура исчерпывающего перечня № 4); утверждение документации по планировке территории (процедура исчерпывающего перечня № 5); по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (процедура исчерпывающего перечня № 23); по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (процедура исчерпывающего перечня № 24); по предоставлению градостроительного плана земельного участка (процедура исчерпывающего перечня № 27); признать незаконным бездействие Совета депутатов Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области в части утверждения Генерального плана муниципального образования «Маловасилевское сельское поселение Кимрского района Тверской области»; возложить на администрацию Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу: принять необходимые организационные меры к исполнению требований статьи 36 и статьи 38 ГрК РФ о приведении градостроительных регламентов составе Правил землепользования и застройки Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области, утвержденных решением Совета депутатов Маловасилевского сельского поселения от 07 октября 2014 года № 20 применительно к части территории в соответствие с указанными нормами в части установления (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для каждой территориальной зоны; утвердить административные регламенты по оказанию муниципальных услуг по исчерпывающему перечню процедур в сфере жилищного строительства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 403, а именно: принятие решения о подготовке документации по планировке территории (процедура исчерпывающего перечня № 4); утверждение документации по планировке территории (процедура исчерпывающего перечня № 5); по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (процедура исчерпывающего перечня № 23); по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (процедура исчерпывающего перечня № 24); по предоставлению градостроительного плана земельного участка (процедура исчерпывающего перечня № 27); возложить на Совет депутатов Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области обязанность в срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: утвердить в порядке установленном градостроительным законодательством Генеральный план муниципального образования «Маловасилевское сельское поселение Кимрского района Тверской области».
В судебном заседании 18 декабря 2019 года представитель Кимрской межрайонной прокуратуры - старший помощник Кимрского межрайонного прокурора Уткина Т.В. заявленные требования с учетом уточнений поддержала и настаивала на их удовлетворении.
Представители административных ответчиков – Администрации Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области и Совета депутатов Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области, представитель заинтересованного лица – Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела были извещены судом надлежащим образом. Представители Совета депутатов Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области и Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций представили в адрес суда ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии. При этом представитель Совета депутатов Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области заявленные требования с учетом уточнений признал и не возражал в их удовлетворении. Представитель Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций также полагал заявленные требования обоснованными и не возражал в их удовлетворении.
В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, против чего не возражал представитель Кимрской межрайонной прокуратуры.
Суд, заслушав представителя Кимрской межрайонной прокуратуры, проанализировав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Пунктом 3 вышеуказанного постановления предусмотрено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, суд признает относимыми, допустимыми, достоверными и в своей совокупности достаточными для разрешения дела.
При рассмотрении требований Кимрского межрайонного прокурора суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится в числе прочего, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 – 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Так, согласно ст. 70 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 72 Закона № 131-ФЗ ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
В соответствии со ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Согласно ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
При этом в силу ч. 6 ст. 18 ГрК РФ предусмотрено право представительного органа местного самоуправления сельского поселения принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана при наличии следующих условий: 1) не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения и отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития; 2) документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения.
В судебном заседании установлено, что Кимрской межрайонной прокуратурой проведена проверка по исполнению органами местного самоуправления Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области требований градостроительного законодательства. В ходе данной проверки установлено, что в связи с тем, что на территории Маловасилевского сельского поселения не предполагалось изменение существующего использования территории поселения, отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития, а также в связи с тем, что документами территориального планирования Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района на территории Маловасилевского сельского поселения не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района в соответствии с п. 6 ст. 18 ГрК РФ Советом депутатов поселения принято решение от 18 марта 2016 года № 04 «Об отсутствии необходимости разработки генерального плана».
Однако установлено, что административная граница Маловасилевского сельского поселения, установленная Законом Тверской области от 28 февраля 2005 года № 25-30 (ред. от 09 марта 2011 года) «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Кимрский район» и наделении их статусом городского, сельского поселения», многократного пересекает земельные участки, стоящие на кадастровом учете, что противоречит законодательству.
В соответствии с ч. 6.3 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации № 267 от 03 марта 2011 года «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» административные границы не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках.
Статьей 11.9 Земельного кодекса РФ также устанавливается запрет на пересечение границ земельного участка с границами муниципального образования и (или) населенного пункта.
В соответствии со ст. 18 ГрК РФ необходимо принять меры к исключению пересечения земельных участков, привести их в соответствие с границами муниципальных районов, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а также с учетом кадастровых кварталов и Положений утвержденной схемы территориального планирования Кимрского района Тверской области.
09 августа 2019 года администрацией Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области принято постановление о подготовке проекта Генерального плана Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области. Данное решение принято в целях создания условий для устойчивого развития и планирования территорий муниципального образования, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе пути предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
12 сентября 2019 года Администрацией Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области заключен муниципальный контракт № 27 с ООО «ТИТАН-ПРОЕКТ» на разработку Генерального плана поселения.
Таким образом, в настоящее время в муниципальном образовании Маловасилевское сельское поселение Кимрского района Тверской области отсутствует Генеральный план, являющий основным документом территориального планирования муниципального образования и необходимость в разработке и утверждении генерального плана имеется.
Кроме того, ч. 1 ст. 38 ГрК РФ установлено, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства должны включать в себя: 1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; 2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; 4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Указанные в ч. 1 ст. 38 ГрК РФ размеры и параметры, их сочетания устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне, что предусмотрено ч. 2 ст. 38 ГрК РФ.
В случае если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 - 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению (ч. 1.1 ст. 38 ГрК РФ).
Частью 1.1 ст. 38 ГрК РФ установлено, что в случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2-4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.
В ПЗЗ Маловасилевского сельского поселения выявлено, что предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства установлены не для всех территориальных зон, что является нарушением ч. 1 ст. 38 ГрК РФ.
Также, в соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами, являющимися нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставлении муниципальных услуг и стандарт предоставления муниципальных услуг в соответствии с порядком разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, который устанавливается местной администрацией. Согласно ч. 1 ст. 13 указанного закона разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 403 утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, согласно которому муниципальные услуги, предоставляемые юридическим и физическим лицам органами местного самоуправления при исполнении полномочий в сфере жилищного строительства, должны осуществляться в порядке, предусматривающем отмену избыточных и дублирующих процедур в строгом соответствии с указанным перечнем.
Однако в Маловасилевском сельском поселении Кимрского района установлено отсутствие утвержденных административных регламентов по оказанию муниципальных услуг по процедурам: принятие решения о подготовке документации по планировке территории (процедура исчерпывающего перечня № 4); утверждение документации по планировке территории (процедура исчерпывающего перечня № 5); предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (процедура исчерпывающего перечня № 23); предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (процедура исчерпывающего перечня № 24); предоставление ГПЗУ (процедура исчерпывающего перечня № 27).
В силу положений ст. 227 КАС РФ решение органа местного самоуправления, принятое по результатам рассмотрения заявления заинтересованного лица в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, должно отвечать требованиям нормативно-правовых актов и не нарушать прав и законных интересов административного истца.
Отделом контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций по результатам проведения проверки исполнения администрацией Маловасилевского сельского поселения и Советом депутатов Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области требований законодательства о градостроительной деятельности выданы предписания от 11 декабря 2018 года № 49 и № 50 об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности. В данных предписаних указывалось на необходимость устранить вышеуказанные нарушения градостроительного законодательства в срок до 01 октября 2019 года).
Кимрской межрайонной прокуратурой Тверской области 31 января 2019 года вносилось представление в Администрацию Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области об устранении нарушений градостроительного законодательства.
Нарушения градостроительного законодательства, указанные в представлении не устранены в полном объеме, что, по мнению суда, свидетельствует о бездействии администрации и представительного органа Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области по исполнению предоставленных полномочий в сфере градостроительной деятельности.
Отсутствие предусмотренных градостроительным законодательством нормативных правовых актов влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на реализацию данных прав и законных интересов в указанной сфере правоотношений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Кимрского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Учитывая позицию административных ответчиков, суд считает возможным установить срок для исполнения указанных в административном исковом заявлении обязанностей в сроки, установленные Кимрским межрайонным прокурором.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62, 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области, Совету депутатов Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области:
- по исполнению требований статьи 36 и статьи 38 ГрК РФ о приведении градостроительных регламентов в составе Правил землепользования и застройки Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области, утвержденных решением Совета депутатов Маловасилевского сельского поселения от 07 октября 2014 года № 20, применительно к части территории в соответствие с указанными нормами в части установления (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для каждой территориальной зоны;
- по разработке и утверждению административных регламентов по оказанию муниципальных услуг в соответствии с исчерпывающем перечнем процедур в сфере жилищного строительства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 403, а именно: принятие решения о подготовке документации по планировке территории (процедура исчерпывающего перечня № 4); утверждение документации по планировке территории (процедура исчерпывающего перечня № 5); по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (процедура исчерпывающего перечня № 23); по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (процедура исчерпывающего перечня № 24); по предоставлению градостроительного плана земельного участка (процедура исчерпывающего перечня № 27);
Признать незаконным бездействие Совета депутатов Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области в части утверждения Генерального плана муниципального образования «Маловасилевское сельское поселение Кимрского района Тверской области».
Возложить на Администрацию Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу:
- принять необходимые организационные меры к исполнению требований статьи 36 и статьи 38 ГрК РФ о приведении градостроительных регламентов в составе Правил землепользования и застройки Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области, утвержденных решением Совета депутатов Маловасилевского сельского поселения от 07 октября 2014 года № 20 применительно к части территории в соответствие с указанными нормами в части установления (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для каждой территориальной зоны;
- утвердить административные регламенты по оказанию муниципальных услуг по исчерпывающему перечню процедур в сфере жилищного строительства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 403, а именно: принятие решения о подготовке документации по планировке территории (процедура исчерпывающего перечня № 4); утверждение документации по планировке территории (процедура исчерпывающего перечня № 5); по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (процедура исчерпывающего перечня № 23); по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (процедура исчерпывающего перечня № 24); по предоставлению градостроительного плана земельного участка (процедура исчерпывающего перечня № 27).
Возложить на Совет депутатов Маловасилевского сельского поселения Кимрского района Тверской области обязанность в срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу утвердить в порядке установленном градостроительным законодательством Генеральный план муниципального образования «Маловасилевское сельское поселение Кимрского района Тверской области».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кимрский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Н.Ю. Куликова
Решение в окончательной форме принято 18 декабря 2019 года.
Судья Н.Ю. Куликова
Дело № 2а-971/2019 г. <****>
УИД: 69RS0013-01-2019-001308-17