ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-971/20 от 21.08.2020 Черняховского городского суда (Калининградская область)

Дело №2а-971/2020

39RS0022-01-2020-001326-58

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2020 г. г. Черняховск

Черняховский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Луниной С.В.,

при секретаре Болотовой Е.О.,

с участием прокуроров Деминой Ю.Н., Соболевой А.П.,

представителя административного истца Сучковой Н.М. - Кехоевой Ф.Г.,

представителя административного ответчика Черняховской территориальной избирательной комиссии – Лачук С.В.,

представителя заинтересованных лиц Зюзина Н.В., Калининградского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - Кравченко В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской» округ» по одномандатному избирательному округу № 18 Сучковой Наталии Михайловны к Черняховской территориальной избирательной комиссии об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты,

УСТАНОВИЛ:

Сучкова Н.М., выдвинутая избирательным объединением Черняховское местное отделение Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», зарегистрированная кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» по одномандатному избирательному округу №18 на выборах депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» 13 сентября 2020 года, обратилась в суд с административным иском о признании незаконным и подлежащим отмене решение Черняховской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 18) от 05 августа 2020 года о регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» по одномандатному избирательному округу №18 Зюзина Н.В., выдвинутого избирательным объединением - Калининградское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».

В обоснование заявленного требования указывает на то, что 25 июля 2020 года Черняховской ТИК было принято заявление Зюзина Н.В. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» по одномандатному избирательном округу №18. Вместе с указанным заявлением Зюзиным Н.В. в Черняховскую ТИК представлены документы от избирательного объединения, в числе которых решение II этапа конференции Калининградского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» от 07.07.2020 г., справка о членстве в партии. Считает представленное решение конференции принято с нарушением требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», положения которого предусматривают право политической партии наделять постоянно действующие руководящие органы регионального отделения политической партии принимать решения о выдвижении кандидатов в депутаты на муниципальных выборах только в случае, когда отсутствуют местные структурные подразделения политической партии. На официальном сайте Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» размещены сведения о структурных первичных отделениях, в который включено Черняховское ПО. Полагает, что при наличии Черняховского ПО конференция Калининградского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» не вправе принимать решения о выдвижении кандидатов в депутаты на муниципальных выборах. В представленном Зюзиным Н.В. решении конференции отсутствуют какие-либо сведения, касающиеся полномочий делегатов, представляющих структурные подразделения регионального отделения партии, что свидетельствует о принятии конференцией решения в нарушение требований, установленных пунктом 15.1.2. Устава партии. Согласно подпункту "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункту 2 пункта 2 статьи 79 Закона Калининградской области от 18.03.2008 года № 231 «О муниципальных выборах в Калининградской области» несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», является основанием для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией. Оспариваемое решение нарушает её избирательные права, поскольку регистрация кандидата, не выполнившего обязательные в равной степени для всех кандидатов требования закона, нарушает принцип равенства кандидатов и создает для него преимущественные условия для участия в избирательной кампании.

Административный истец Сучкова Н.М. в судебное заседание не явилась, извещена судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Представила дополнительное административное исковое заявление, в котором указывает на то, что в заявлении о согласии баллотироваться, а также в справке, выданной региональным отделением политической партии указано, что Зюзин Н.В. является членом Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО». Вместе с тем, согласно сведениям, содержащимся на официальном общедоступном сайте Политической партии имеются сведения структуры местных (первичных) отделений партии, из которых следует, что Зюзин Н.В. является руководителем (Председателем) Черняховского первичного отделения Калининградского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», т.е. занимает определенный статус в партии. Соответственно, Зюзиным Н.В. в нарушение требований пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ ни в заявлении о согласии баллотироваться, ни в справке о членстве в партии не указаны сведения о его статусе в качестве руководителя (Председателя) Черняховского первичного отделения, что является в силу подпункта «в2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункта 5 пункта 2 статьи 79 Закона Калининградской области от 18.03.2008 года № 231 «О муниципальных выборах в Калининградской области» основанием отказа в регистрации кандидата. Указанные обстоятельства также свидетельствуют о нарушении Зюзиным Н.В. избирательного законодательства, что повлекло за собой принятие Черняховским ТИК незаконного решения.

Представитель административного истца Кехоева Ф.Г., допущенная судом ранее к участию в деле на основании положений ч.5 ст.57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в форме устного заявления представляемого лица Сучковой НМ., заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.

Представитель административного ответчика Черняховской территориальной избирательной комиссии - председатель Черняховской территориальной избирательной комиссии Лачук С.В. в судебном заседании просит отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя свою позицию тем, что оспариваемое решение принято в пределах предоставленных Черняховской территориальной избирательной комиссии полномочий с соблюдением норм действующего избирательного законодательства. При проведении конференции регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» присутствовал представитель Черняховской территориальной избирательной комиссии ФИО10, у которого каких-либо замечаний по порядку проведения конференции не было.

Заинтересованное лицо Зюзин Н.В. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Калининградское региональное отделение Политической партии Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Зюзина Н.В., заинтересованного лица Калининградского регионального отделения Политической партии Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» Кравченко В.П., действующий на основании доверенностей, административный иск полагает необоснованным, просит отказать в его удовлетворении указывая, что кандидат Зюзин Н.В. представил в избирательную комиссию решение II этапа Конференции регионального отделения партии. Решение Конференции соответствует требованиям закона, содержит число зарегистрированных делегатов конференции, число делегатов, необходимое для принятия решения в соответствии с Уставом, решение о выдвижении кандидата и итоги голосования по этому вопросу, дату принятия решения. Протокол II этапа Конференции регионального отделения содержит кроме вышеперечисленных сведений также и сведения о представительстве делегатов от структурных подразделений в соответствии с Уставом партии. Сведения, указанные в протоколе II этапа Конференции регионального отделения и в решении, позволяют с достоверностью установить правомочность Конференции регионального отделения и принятых решений о выдвижении кандидатов. Выдвижение кандидатов в депутаты осуществлено в соответствии с требованиями федеральных законов, Закона № 231 и Устава партии «ЯБЛОКО». Пунктом 10.1 Устава установлено, что партия самостоятельно устанавливает свое внутреннее устройство. Согласно пункту 10.2. Устава, в состав Партии в качестве территориальных структурных подразделений входят региональные, местные и первичные отделения. В соответствии с пунктом 10.4. Устава местные отделения могут создаваться в пределах одного или нескольких муниципальных образований. Местное отделение состоит из первичных отделений, действующих на территории соответствующего муниципального образования (соответствующих муниципальных образований). При отсутствии первичных отделений местное отделение может быть создано, если в нем зарегистрировано не менее девяти членов Партии (пункт 10.4.2. Устава). Местное отделение согласно пунктам 15.2.5.3., 16.1.3.7. Устава партии имеет право выдвигать кандидатов, списки кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления только при условии наделения его таким правом решением Регионального Совета регионального отделения партии и по предварительному согласованию списка кандидатов, кандидатов с Бюро регионального Совета регионального отделения. Полномочия руководящих органов первичного отделения предусмотрены разделом 17 Устава. Первичные отделения не наделены правом выдвижения кандидатов, списков кандидатов в депутаты, поскольку действуют в пределах территории одного или нескольких избирательных участков, улиц, микрорайонов и иных подобных территорий и не охватывают всю территорию муниципального образования. Таким образом, пункт 3.1. статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» в данных правоотношениях не применим, так как его регулирование распространяется на региональные и местные отделения, а не на первичные. Из данных положений Устава следует, что право партии наделить местное отделение правом выдвигать кандидатов в депутаты, не лишает права регионального отделения выдвигать кандидатов в депутаты конференцией регионального отделения, что прямо следует из содержания пункта 2 статьи 25 ФЗ «О политических партиях». Считает, что Калининградское региональное отделение партии «ЯБЛОКО» правомерно выдвинуло кандидатов в депутаты, в том числе, в окружной Совет депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» на Конференции регионального отделения.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица,
граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 67-ФЗ).

Закон Калининградской области от 18.03.2008 года №231 «О муниципальных выборах в Калининградской области» (далее по тексту Закон Калининградской области № 231) содержит положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения муниципальных выборов.

Кандидаты вправе оспаривать в суде решения избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы; с административным исковым заявлением об оспаривании решения о регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу (части 2 и 10 статьи 239 КАС РФ).

В соответствии с частью 2 ст.244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с пунктом 2 ст.35 Федерального закона №67-ФЗ, п. 2 ст. 75 Закона Калининградской области №231 выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – ФЗ «О политических партиях»).

На основании п.п. «б» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».

Аналогичные основания для отказа предусмотрены п.п. 2 п.2 ст.79 Закона Калининградской области №231.

Между тем приведенных оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты, на что указывает административный истец, по настоящему административному делу не установлено.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

В силу положений пункта 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.

Так в соответствии с ч.2 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Аналогичные требования к тексту заявления содержатся в п.2 статьи 24 Закона Калининградской области № 231.

На основании пункта 10 ст.24 указанного закона кандидат, выдвинутый избирательным объединением, представляет в избирательную комиссию, в компетенции которой находится вопрос его регистрации, документы о его выдвижении и прочие документы в порядке, установленном настоящей статьей, статьями 73, 75 и 76 настоящего Закона.

Согласно положений пункта 1 ст.76 Закона Калининградской области №231 при выдвижении кандидата избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию также представляются решение съезда политической партии, конференции (общего собрания) ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии, съезда (конференции, общего собрания) иного общественного объединения или его структурного подразделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному избирательному округу (подпункт 3).

В документе, предусмотренном подпунктом 3 настоящего пункта, должны быть указаны: число зарегистрированных делегатов съезда (конференции, общего собрания); число делегатов, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения; решение о выдвижении кандидата и итоги голосования по этому вопросу, с указанием следующих сведений о кандидате: фамилия, имя, отчество, дата рождения, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, улица, номера дома, корпуса и квартиры, для общежития - номер комнаты), основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата (если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), сведения о судимости кандидата, а также по желанию кандидата - его принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, ином общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения; дата принятия решения.

Судом установлено, что решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» от 23 июня 2020 года №37 назначены выборы депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» на 13 сентября 2020 года.

Принято решение провести указанные выборы по схеме одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ», утвержденной решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» от 13.02.2020 №3 сроком на 10 лет.

Решением Черняховской территориальной избирательной комиссии Калининградской области (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №18) от 30 июля 2020 года Сучкова Н.М., выдвинутая избирательным объединением Черняховское местное отделение Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», зарегистрирована кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» по одномандатному избирательному округу №18 на выборах депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» 13 сентября 2020 года.

Оспариваемым решением Черняховской территориальной избирательной комиссии Калининградской области (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №18) от 05 августа 2020 года зарегистрирован кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» по этому же одномандатному избирательному округу Зюзин Н.В., выдвинутый избирательным объединением - Калининградское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».

25 июля 2020 года Черняховской ТИК было принято заявление Зюзина Н.В. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» по одномандатному избирательном округу №18. Вместе с указанным заявлением Зюзиным Н.В. представлены документы от избирательного объединения, а именно: свидетельство о регистрации некоммерческой организации - Калининградское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» от 11.09.2002 года; решение II этапа конференции Калининградского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» от 07.07.2020 года; справка о членстве в партии.

Из текста решения II этапа конференции Калининградского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» от 07.07.2020 года следует, что в соответствии с пунктом 15.1 Устава Партии «ЯБЛОКО» и на основании протокола счетной комиссии Конференции от 07.07.2020 о результатах тайного голосования принято решение выдвинуть кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» Калининградской области по одномандатному избирательному округу №18 Зюзина Н.В., указаны дата рождения, место жительства, отсутствие профессионального образования, указано основное место работы и занимаемая должность, сведения о том, что является членом политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».

Согласно решению, конференция проводилась в г.Калининграде, указано место проведения, время. Для участия было избрано 19 делегатов, зарегистрировано, то есть принимало участие в конференции 13 делегатов. Число голосов, необходимое для принятия решения 7. По итогам тайного голосования проголосовали за - 13, решение принято.

Из представленной суду выписки из протокола II этапа конференции следует, что для участия в конференции было избрано 19 делегатов от 1 местного и 7 первичных отделений из 10. На конференции присутствовало (зарегистрировалось) 13 делегатов от 1 местного и 5 первичных отделений. Перечислены фамилии присутствующих делегатов. Из протокола следует, что участие в конференции принимали представители территориальных избирательных комиссий, в том числе представитель Черняховской ТИК.

Согласно представленного суду протокола общего собрания Черняховского первичного отделения Калининградского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» от 22 мая 2020 года председателем первичного отделения избран ФИО11 Этим же решением были избраны делегаты на конференцию Калининградского регионального отделения, среди которых избран Зюзин Н.В.

Регистрация кандидата в депутаты представительных органов муниципальных образований при их выдвижении политической партией (ее структурным подразделением) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии решения о выдвижении, принятого политической партией (пункты 1 и 16 статьи 38 данного федерального закона).

При осуществлении действий, направленных на выдвижение кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу №18 кандидат Зюзин Н.В. предоставил в избирательную комиссию для регистрации кандидатом в депутаты все документы, необходимые для этого в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.21 ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списка кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.

В целом деятельность политической партии основывается на принципах законности и гласности, в связи с чем политическая партия обязана соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии (ч.1 ст. 8, ч.1 ст.27 указанного Федерального закона).

В силу п.2 ст.25 ФЗ «О политических партиях» решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Согласно пункту 7 статьи 25 ФЗ «О политических партиях» уставом политической партии могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия решений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.

Этим же федеральным законом установлено, что порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах определяется Уставом политической партии (подпункт "и" пункта 2 статьи 21).

Из анализа вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что полномочиями принимать решения о выдвижении кандидатов на выборные должности в органы местного самоуправления обладает конференция (общее собрание) регионального отделения политической партии либо общее собрание или предусмотренный уставом партии орган иного структурного подразделения. И только в случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения (п.3.1 ст.25 ФЗ «О политических партиях»).

Пунктом 10.1 Устава Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» установлено, что партия самостоятельно устанавливает свое внутреннее устройство.

Согласно пункту 10.2. Устава, в состав Партии в качестве территориальных структурных подразделений входят региональные, местные и первичные отделения (далее - структурные подразделения).

В соответствии с пунктом 10.4. Устава местные отделения могут создаваться в пределах одного или нескольких муниципальных образований. Местное отделение состоит из первичных отделений, действующих на территории соответствующего муниципального образования (соответствующих муниципальных образований). При отсутствии первичных отделений местное отделение может быть создано, если в нем зарегистрировано не менее девяти членов Партии (пункт 10.4.2. Устава).

Местное отделение согласно пунктам 15.2.5.3., 16.1.3.7. Устава партии имеет право выдвигать кандидатов, списки кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления только при условии наделения его таким правом решением Регионального Совета регионального отделения партии и по предварительному согласованию списка кандидатов, кандидатов с Бюро регионального Совета регионального отделения.

Полномочия руководящих органов первичного отделения предусмотрены разделом 17 Устава.

Первичные отделения не наделены правом выдвижения кандидатов, списков кандидатов в депутаты, поскольку действуют в пределах территории одного или нескольких избирательных участков, улиц, микрорайонов и иных подобных территорий и не охватывают всю территорию муниципального образования.

Порядок выдвижения кандидатов, основания и порядок исключения кандидатов из выдвинутого списка кандидатов, отзыва кандидата на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления определены в главе 18 Устава партии.

Согласно пункту 18.3.3. Устава партии, конференция (общее собрание) регионального отделения Партии выдвигает список кандидатов, кандидатов (список кандидатов) по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в депутаты представительных органов местного самоуправления, в члены иных выборных органов местного самоуправления Российской Федерации, на иные выборные должности в органах местного самоуправления Российской Федерации.

Из данных положений Устава следует, что право партии наделить местное отделение правом выдвигать кандидатов в депутаты, не лишает права регионального отделения выдвигать кандидатов в депутаты конференцией регионального отделения, что прямо следует из содержания пункта 2 статьи 25 ФЗ «О политических партиях».

В соответствии с п.15.1.1. Устава конференция созывается по норме представительства, установленной Региональным Советом, а в случае созыва Конференции решением Бюро Партии по норме представительства, установленной этим же решением.

В силу положений п.15.1.2. Устава конференция правомочна, если в ее работе принимают участие более половины избранных делегатов и избранные делегаты представляют более половины структурных подразделений регионального отделения, в которых зарегистрировано более половины членов Партии из числа зарегистрированных во всех структурных подразделениях регионального отделения.

В соответствии с п. 15.1.3.8.2. конференция выдвигает список кандидатов, кандидатов (список кандидатов) по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в депутаты представительных органов местного самоуправления, кандидата (кандидатов) в члены иных выборных органов местного самоуправления, на иные выборные должности в органах местного самоуправления Российской Федерации.

Необходимость представления решения конференции регионального отделения политической партии, о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу в соответствующую избирательную комиссию предусмотрена подпунктом "в" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона 67-ФЗ.

Исходя из положений пунктов 18 и 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона, а также полноту сведений о кандидате, наличие документов, представление которых предусмотрено законом, соблюдение требований закона к оформлению документов.

Исходя из буквального толкования подпункта «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ отказ в регистрации кандидата возможен лишь при установлении избирательной комиссией несоблюдения требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», содержащим, в свою очередь, отсылочную норму к уставу политической партии.

Однако, таких обстоятельств судом не установлено.

Суд установил, что порядок выдвижения кандидата Зюзина Н.В. соответствует требованиям законодательства.

Суд признает несостоятельными доводы административного истца о том, что в представленном Зюзиным Н.В. в Черняховскую территориальную избирательную комиссию решении конференции отсутствуют какие-либо сведения, касающиеся полномочий делегатов, представляющих структурные подразделения регионального отделения партии, что свидетельствует о принятии конференцией решения в нарушение требований, установленных пунктом 15.1.2. Устава партии.

Действующим избирательным законодательством предусмотрен конкретный перечень документов, которые должны быть представлены в избирательную комиссию при выдвижении кандидатов, списков кандидатов и для решения вопроса о регистрации их.

Решение конференции о выдвижении кандидата Зюзина Н.В. и состав изложенных в нем сведений отвечают требованиям к форме и содержанию такого документа, установленным подп.3 пункта 1 ст.76 Закона Калининградской области №231, принято правомочным органом конференцией регионального отделения политической партии, с соблюдением кворума, предписания о тайном голосовании большинством голосов от присутствующих делегатов и выражено в виде решения.

Судом установлено, что при разрешении вопроса о возможности регистрации кандидата Зюзина Н.В. Черняховская территориальная избирательная комиссия, проверяя представленные кандидатом документы, проверила правомочность партийного органа, выдвинувшего кандидата, наличие кворума, соблюдение требования о форме голосования и условий принятия решения о выдвижении кандидата в соответствии с Уставом политической партии. При проведении конференции принимал участие представитель Черняховской ТИК.

Оспариваемое решение о регистрации принято в пределах полномочий избирательной комиссии, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает принципа равенства прав и обязанностей кандидатов.

Оценивая довод административного истца об отсутствии в заявлении Зюзина в ТИК о согласии баллотироваться своего статуса в партии, суд принимает во внимание следующее.

Основанием для отказа в регистрации кандидата в силу подпункта «в2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, подпункта 5 пункта 2 статьи 79 Закона Калининградской области № 231 является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2,3 и 3.1. статьи 33 указанных законов.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ кандидат вправе, но не обязан, указать в заявлении о согласии баллотироваться (соответственно, и в других документах) свою принадлежность к политической партии, в том числе при выдвижении в качестве кандидата в депутаты избирательным объединением - политической партией.

В заявлении о согласии баллотироваться Зюзин Н.В. указал о своей принадлежности к политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО». На дату подачи заявления он не являлся руководителем Черняховского отделения партии, что следует из представленных суду документов.

Отклоняя в целом доводы, изложенные в дополнительном административном исковом заявлении, суд учитывает, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения (ч.1 ст.240 КАС РФ). Срок оспаривания решения Черняховской территориальной избирательной комиссии от 05 августа 2020 года истек 15 августа 2019 года, дополнительные основания для отмены оспариваемого решения заявлены 21 августа 2020 года, то есть за пределами десятидневного срока.

Сучкова Н.М., заявляя требования об отмене решения избирательной комиссии о регистрации Зюзина Н.В., то есть своего конкурента, намерена исключить его из избирательного процесса, то есть фактически оспаривает право другого участника избирательного процесса принять участие в выборах, следовательно, конкретные фактические обстоятельства, являющиеся, по мнению административного истца, основаниями для признания названного решения незаконным, должны содержаться в административном исковом заявлении, поданном в срок, установленный федеральным законодателем исходя из сокращенных сроков административного судопроизводства по делам о защите избирательных прав в целях обеспечения установленных федеральными и региональными законами гарантий реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации.

Указанные требования были заявлены как дополнительное основание после возбуждения административного дела, за пределами установленного частью 4 статьи 240 КАС РФ пресекательного срока подачи административного искового заявления о защите избирательных прав, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований по таким основаниям.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 20 апреля 2017 года № 808-О, в случае пропуска срока обращения в суд судебная защита прав административного истца - независимо от того, имело ли место в действительности их нарушение, - невозможна, вследствие чего исследование иных обстоятельств спора не может повлиять на характер вынесенного судебного решения.

При таких обстоятельствах, поскольку нарушений, с которыми закон связывает возможность отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты по доводам административного иска судом не установлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Сучковой Наталии Михайловны о признании незаконным и отмене решения Черняховской территориальной избирательной комиссии от 05 августа 2020 года о регистрации Зюзина Николая Васильевича кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» по одномандатному избирательному округ №18 выдвинутого избирательным объединением - Калининградское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В.Лунина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 августа 2020 года.

Судья С.В.Лунина